Найти в Дзене
ART&PHOTO|Елена Аверина

Композиция в фотографии. 1 ЧАСТЬ. Основные законы композиции

Оглавление

Приветствую, Друзья!

Решила поговорить о композиции. Расскажу о композиции в целом, о классических законах и правилах, о различных приемах для усиления эффекта и о том, всегда ли следует следовать всем правилам.

Я знаю, что на эту тему много всего сказано и написано. Наверняка, Вы уже много чего слышали и видели об этом. Просто захотелось поделиться своими мыслями на эту сложную и довольно обширную тематику, но сделать это понятно и доступно без заучивания формулировок. Решила что, эта тема будет состоять из нескольких частей, потому что если все и сразу, то в голове будет сумбур и осилить такое чтиво сможет далеко не каждый.

Я поделюсь своим опытом не только с точки зрения фотографа, но и с позиции художника и дизайнера, на которого я изначально училась. Возможно, я немного перейду с более технического языка на эмоционально интуитивный. Надеюсь, кто-то найдет для себя это полезным или, по крайней мере, не избитым.

На фото я за занятием живописью
На фото я за занятием живописью

Понятие композиции появилось в моей жизни, когда я в 10 летнем возрасте пошла поступать в художественную школу и там нужно было сдать вступительный экзамен по композиции. «Боже мой, что это вообще такое?» – подумал мой детский мозг, я и слова то такого раньше не слышала, а тут экзамен. Рисунок, живопись – понятно, а что такое композиция? У меня в семье не было никого близкого к искусству, да и цели не было вырастить из меня художника. Я сама попросила, чтобы меня туда записали.

И вот я стою у мольберта с акварелью в руках и совсем не понимаю, чего от меня ждут. И тут мне сказали просто нарисовать абсолютно любой сюжет, какой захочу. Ведь педагогам важно было посмотреть не столько на владение карандашом и кистью, это дело механическое, сколько на фантазию и чувство композиции.

Как сейчас вспоминаю, нарисовала я какой-то сказочный музыкальный оркестр из насекомых, где бабочки и жуки, стоя на огромных ромашках, играли на скрипках. Почему появился именно этот сюжет, мне самой непонятно. Но с того момента я начала изучать основы композиции.

Что такое композиция и из чего она складывается

Понятие композиции есть и в фотографии, и в живописи, и в музыке, и в поэзии, и в кино.

Композиция– это сочетание отдельных элементов или компонентов, то есть составных частей, в единую структуру, которая создает нечто цельное и гармоничное, дает ощущение единства, завершенности и выражает заложенный смысл.

В изобразительном искусстве, в том числе и в фотографии это расположение объектов в пространстве с соотношением их форм, объемов, света и тени, цвета и т.д.

Пример композиции из мировой живописи.
Сандро Боттичелли. Весна
Пример композиции из мировой живописи. Сандро Боттичелли. Весна

Визуальная композиция складывается подобно тому, как из букв рождаются слова, из слов предложения, из нот музыка, из кадров фильм.

В природе каждый живой организм, каждое растение состоит из частей, которые вместе образуют форму и представляют собой органически законченную композицию. Причем каждая из частей также является цельным элементом. К примеру, если рассматривать дерево, то это гармоничный объект природы, который состоит из ветвей, создающих его крону, из корневой системы для устойчивости и питания, из листвы. Если рассматривать отдельно лист дерева, то он также гармоничен, имеет определенную форму, имеет прожилки, определенный цвет и текстуру. Древесина имеет особую структуру и закономерность узора. А если рассматривать сразу много деревьев, то мы уже получаем целый лес - все такой же гармоничный, цельный и приятный глазу. То есть создается такая многоуровневая сложная композиционная система, которая воспринимается нами естественно и органично.

Дерево и лист как пример многоуровневой композиции в природе
Дерево и лист как пример многоуровневой композиции в природе

Именно поэтому многие правила и законы композиции пришли из окружающей среды, из законов природы.

Если же мы видим беспорядочное нагромождение никак не связанных объектов, нам крайне сложно выделить что-то конкретное, понять мысль или остановить свой взгляд. Хаос не оставляет размышлений, гармонии или единства. Нам хочется поскорее переключиться на что-то другое.

И в момент творчества основная задача, как художника, так и фотографа или любого другого творца в том, чтобы упорядочить, систематизировать и расставить все по местам в своем произведении. Именно для этого и изучают композицию. Не для того, чтобы превратить искусство в математику или загнать себя в рамки, как некоторые считают, а чтобы открыть для себя массу вариантов того, как по-разному можно выразить свое видение, благодаря накопленному опыту многих поколений.

Композиция включает такие понятия как композиционный центр, законы композиции, приемы и средства, а также структуры. О каждом из этих понятий поговорим подробнее.

Композиционный центр

Любая композиция строится на взаимосвязи элементов, главным из которых является композиционный центр.

Что это такое? Если говорить просто, то это то, куда должно прийти внимание зрителя. Это главный элемент, это привлекающая деталь, это самое важное, интересное, впечатляющее, запоминающееся, смысловое, что есть в работе автора.

Композиционный центр — это часть целого, по отношению к которой выстраиваются все остальные элементы композиции. И эти элементы могут усиливать, подчеркивать, акцентировать или направлять внимание к ключевому компоненту.

-4

И, несмотря на название, композиционный центр совсем не должен находиться в геометрическом центре кадра. Чаще всего это не самый лучший вариант.

Кстати, очень распространенная ошибка многих новичков в том, что они располагают главный объект по центру кадра, просто, чтобы все поместилось. В итоге картинка получается скучной или негармоничной.

Конечно, это не значит, что нельзя располагать объекты в центре. Почему бы нет. К примеру, такой подход применяется в симметричных, а также во многих геометрических композициях. Центральное размещение возможно в каких-то определенных задумках, калейдоскопах, сложных переотражениях и т.д. Но чаще всего, расположение по центру делает картинку более статичной и менее интересной.

Пример расположения композиционного центра
Пример расположения композиционного центра

Композиционный центр может выделяться разными способами: по форме, по объему, по детализации, по смыслу и т.д. Не всегда центром композиции является конкретная точка, это могут быть условные направления, линии, фактуры, пятна. А в некоторых случаях композиционных центров может быть несколько, между которыми путешествует взгляд зрителя. Об этом мы еще поговорим подробнее. Но в любом случае это то, что привлекает внимание, притягивает взгляд.

Когда я провожу занятия с детьми, то всегда спрашиваю: «Что ты здесь фотографировал? Что именно хотел показать? О чем эта фотография?». По началу, многие отвечают: «Не знаю» или «Ну, просто фото». А вот когда начинают задумываться, что же главное на фотографии, то композиционный центр сам прорисовывается. Конечно, не сразу и не всегда идеально, но ключевой элемент ведет за собой все остальное. Кто-то начинает кадрировать картинку, чтобы смотрелось лучше, кто-то делает новое фото, но уже осмысленно, кто-то понимает, что центр может меняться от кадра к кадру. И меня это очень радует.

Основные законы композиции

Композиция строится по определенных законам, которые помогают создавать привлекательные изображения.

Не стоит пугаться или воспринимать это как жесткие нерушимые требования. В данном случае под законами подразумевается некая логика в построении кадра и элементов в нем.

Законы композиции основаны на восприятии человеком визуальной информации и моментальной ее обработке мозгом. Т.е. когда мы что-то видим, то оцениваем предмет или явление по форме, размеру, расстоянию, по различным свойствам и взаимодействию с окружающей средой, и понимаем, что находится перед нами. К примеру, стол, яблоко или машина. И это происходит молниеносно. То же самое происходит и при взгляде на изображение, наш мозг запускает сложные процессы и выдает нам соответствующую реакцию.

-6

Знание законов композиции помогает художникам и фотографам лучше устанавливать связь со зрителем, доносить смыслы, проявить интерес и просто оттачивать навыки в своем мастерстве.

В разных источниках фигурирует разное количество законов, я расскажу о нескольких основных.

Итак, 7 законов композиции:

  • закон целостности
  • закон равновесия
  • закон жизненности
  • закон контрастов
  • закон подчинённости
  • закон воздействия
  • закон новизны

Закон целостности

Первый такой закон – это закон целостности. Он подразумевает, что все элементы на снимке должны быть связаны между собой естественным образом, создавая гармоничное и цельное изображение. Это значит, что ничто не должно отвлекать внимание от основного объекта съемки. Все части фотографии должны взаимодействовать между собой, чтобы создать ощущение единства и целостности.

Пример целостной композиции и хаотично разбросанных объектов
Пример целостной композиции и хаотично разбросанных объектов

Т.е. это не разрозненные хаотичные элементы, а единое целое. О чем я уже упоминала в самом начале. Объекты не должны выглядеть чем-то инородным, прилепленным или абсурдным, по закону целостности они объединяются по смыслу, по цвету, по освещению, по настроению и т.п. Тогда получается законченное произведение, в котором не хочется ничего удалять или добавлять.

Представьте, что вы фотографируете красивый горный пейзаж на закате, золотистые лучи объединяют все пространство и создают единую яркую палитру цветов. Картинка выглядит красивой и гармоничной.

А теперь перед этой картинкой вдруг появляется дорожный знак с полосой кислотного цвета или просто кто-то шел мимо и заглянул в кадр. Гармония разрушается, потому что эти объекты выпадают из общей композиции красивого пейзажа и выглядят лишними. Обычно такие фотографии смотрятся комично и нелепо.

Закон равновесия

Закон равновесия в фотографии говорит о том, что все элементы на изображении должны быть распределены равномерно и создавать гармонию, чтобы изображение выглядело уравновешенным.

-8

Равновесие может быть симметричным, когда объекты или элементы распределены равномерно по обеим сторонам кадра. Например, какой-то архитектурный объект или симметричный портрет, где модель расположена по центру и равномерно заполняет кадр. В данном случае объемы распределяются равномерно и композиция выглядит уравновешенной.

-9

Но также равновесие может быть и ассиметричным. Например, когда на одной стороне кадра находится большой объект, а на другой – несколько меньших, но они все равно создают баланс, словно на чаше весов.

-10

Как понять условный вес элементов на изображении?

Темные, крупные или статичные объекты создают впечатление тяжести, в то время как светлые, маленькие или динамичные элементы – легкости. Распределение этих элементов по кадру (справа, слева, сверху, снизу) помогает создать равновесие в кадре.

Иногда бывает достаточно добавить какую-то деталь или переместить один объект из одной части в другую, как кадр становится сбалансированным.

Закон жизненности

Закон жизненности подразумевает, что фотография должна передавать ощущение жизни и движения. Зритель должен верить в то, что видит, и словно погружаться в атмосферу снимка.

-11

Для этого используются динамические сцены, необычные ракурсы, размытие движения или захват естественных моментов и эмоций.

Вот несколько примеров применения закона жизненности в фотографии:

  • Фото спортивных игр и соревнований, где можно зафиксировать высокую скорость, создавая ощущение энергии.
-12
  • Съемка уличных сцен или городской жизни с использованием длинной выдержки, чтобы запечатлеть проходящих людей или транспорт, придавая снимку ощущение времени.
-13
  • Портретные съемки, где фотограф может поймать естественные открытые эмоции, делая кадр более живым и натуральным.
-14
  • Съемка природы с использованием техники панорамирования, когда камера следует за движущимся объектом (например, птицей в полете или автомобилем), или съемка от первого лица, чтобы создать эффект присутствия.
-15

Закон контрастов

Следующий закон – закон контрастов. Он строится на довольно простом принципе противопоставления и всегда работает очень хорошо, привлекая внимание.

Основной принцип заключается в создании различий между элементами на снимке, чтобы сделать изображение более интересным и выразительным. Контрасты могут быть достигнуты разными способами, например, различиями в форме, размере, цвете, объектов или в их смысловом содержании.

Пример контраста по цвету и по размеру
Пример контраста по цвету и по размеру

Примеры использования закона контрастов:

  • В предметной фотографии очень выигрышно смотрятся контрасты между яркими объектами и фоном, в игре света и тени, в текстурах.
-17
  • Пейзажная съемка, где контраст между ярким небом и темной землей или между освещенной частью и тенью добавляет глубину и объемность кадру.
-18
  • В портретной съемке контрасты между светлыми и темными участками лица создают выразительные черты, добавляют драматизма и подчеркивают эмоциональное состояние модели.
-19
  • Архитектурная съемка также часто строится по законам контрастов, где противопоставляются сложные конструкции и простые линии, сочетание светлых и темных элементов здания, что помогает выделить архитектурные детали и создать уникальную композицию.

Получите мое бесплатное руководство "Гайд по настройке камеры" https://t.me/Photoscool_averina_bot

Закон подчинённости

Закон подчиненности в фотографии говорит о том, что все элементы композиции должны быть второстепенными по отношению к главному объекту (доминанте).

Главная задача - сделать так, чтобы внимание зрителя сосредоточилось на основном объекте, не отвлекаясь на другие детали. Этот закон полностью согласуется с законом целостности, потому что также предполагает создание цельного произведения, где все элементы взаимосвязаны.

Примеры использования закона подчиненности:

  • В портрете все подчиняется главному персонажу, фон, окружение, предметы служат второстепенными элементами, подчиненными его образу.
-20
  • Подчиненность объектов можно показать через глубину резкости в макросъемке, например, на фото цветка, где один из лепестков находится в фокусе, а остальные - второстепенные, подчиненные главному.
-21
  • На фото архитектурны, главным объектом будет здание, а окружающие элементы, такие как деревья или люди, подчинены ему. При этом они не отвлекают от красоты и архитектурных деталей, а дополняют композицию.
-22

Закон воздействия

Закон воздействия в фотографии помогает создавать визуальные эффекты, которые привлекают внимание зрителя и вызывают у него определенные эмоции или реакции, т.е. воздействует определенным образом, отсюда и название. Используя линии, формы, цвета и текстуры, фотограф может создать мощное влияние на зрителя, делая изображение запоминающимся.

Примеры использования закона воздействия:

  • Фотография с четко выраженными линиями, например, дорогой, идущей вдаль, создает ощущение движения и направляет взгляд зрителя к определенной точке на снимке.
-23

Пейзаж с необычными яркими цветами на переднем плане или фото ребенка с воздушными шарами, могут вызвать у зрителя чувство восторга или удивления.

-24

Макросъемка текстуры, например, древесины, камня или других натуральных материалов, может вызвать у зрителя желание прикоснуться к ним, вызвать тактильные ассоциации.

-25

Такие образом, закон воздействия помогает фотографу не только захватить момент, но и передать определенную атмосферу и эмоциональную нагрузку, воспоминания и ассоциации через свои работы.

Закон новизны

Закон новизны заключается в создании оригинальных и уникальных композиций, которые не похожи на другие. Это может быть достигнуто через нестандартные ракурсы, необычные рамки, игру с тенью и светом или использование неожиданных элементов в кадре.

Новые идеи, новые формы, новое содержание всегда были двигателем в мире искусства.

-26

Таким образом, проявляется творчество и креатив фотографа. Не повторять за кем-то другим, не копировать чужие работы, не действовать по стандартным схемам, а создавать нечто свое уникальное, необычное, авторское.

Примеры использования закона новизны:

  • Фотография с необычным ракурсом, например, съемка снизу вверх или сверху вниз, чтобы создать неожиданный визуальный эффект и привлечь внимание к деталям, которые обычно остаются незамеченными.
-27
  • Игра с тенью и светом, например, съемка в контровом свете или использование прожектора для создания интересных узоров на объекте.
-28
  • Добавление необычных элементов в кадр, которые несвойственны сюжету, например, геометрические цветные формы на фоне городского пейзажа и или странное размещение персонажа.
-29

Это делается, чтобы вызвать у зрителя чувство удивления или восхищения. Конечно, здесь не стоит переходить черту и просто эпатировать, вызывая недоумение. Любая подобная работа должна иметь под собой какой-то смысл и идею, тогда она действительно будет производить сильное впечатление.

Если вам удается использовать закон новизны, то это поможет выделиться из толпы и обратить на себя внимание, как на талантливого и неординарного автора.

Понимание и использование законов композиции помогают совершенствовать навыки в фотографии и создавать более интересными и привлекательными кадры для зрителя.

Пробуйте и применяйте на практике.

А в следующей части мы поговорим о золотом сечении и различных приемах и средствах композиции, которые помогут усилить воздействие на зрителя. Все расскажу и покажу на конкретных примерах. Не пропустите.

Спасибо, что дочитали!

Продолжение https://dzen.ru/a/ZgVcnJXU4RNruwzj


Если Вам понравилась эта статья, можете ПОБЛАГОДАРИТЬ АВТОРА донатом.

Или ПОДДЕРЖАТЬ РАЗВИТИЕ КАНАЛА для создания новых материалов.

Art & Photo| Elena Averina - Фотограф, художник, психолог

📧 Контактная информация:

Сайт https://elena-averina.ru
Telegram https://t.me/averina_photo
ВК https://vk.com/artphotograf
Insta https://www.instagram.com/elena_averina_art/
Ютуб https://www.youtube.com/@averinaelena

Фото для иллюстрации статьи взяты из открытых источников.

Удачи вам на фотографическом пути, друзья!