Сегодня затрону последний момент касаемо композиции, о котором многие любят говорить, что не всегда стоит следовать правилам, и вообще лучше их нарушать. Так ли это?
Если вы не читали предыдущие части моего большого рассказа о композиции, то вот ссылки:
1 часть. Основные законы композиции
2 часть. Как создать гармонию в кадре. Золотое сечение
3 часть. Приемы и средства. Формальная композиция
4 часть. Типы композиционных структур
Я постаралась поделиться всем, что связано с композицией, но возможно, что-то могла упустить. Напишите в комментариях, если знаете еще что-то интересное об этом.
Мне хотелось не только познакомить с законами и схемами построения композиций, но и донести мысль о том, что все композиционные приемы это всего лишь обобщение и примерное направление, на которое стоит ориентироваться при построении кадра. Главное остается за автором, за его особым взглядом и способностью передать свое видение через фотографию. Любая самая идеальная композиция и гармония - это не самоцель. Прежде всего, это инструмент, который способен усилить и подчеркнуть замысел.
Существует множество правил и приемов, но это не значит, что нужно бегать с линейкой и вымерять золотое сечение или добиваться полной симметрии. Фотография – это не точная наука. Творчество это в первую очередь, интуитивный процесс, в котором нередко логика отсутствует, а ведущую роль играют эмоции. Многие руководствуются простым ощущением «нравится» - «не нравится». Однако, знание основ композиции, делает этот диалог с собственной интуицией более понятным, и в результате практически каждый кадр может стать по-настоящему хорошим, а не просто волей случая.
Кто-то говорит, что все разговоры о композиции устарели, это никому не нужно, а новаторы нарушают все законы. Но чтобы нарушать, нужно их понимать. Нарушать правила тоже нужно уметь. Смысл не в том, чтобы просто разрушить, оставив только хаос и невнятность, а в том, чтобы сделать такой акцент, который вероятно расходится с классическими взглядами на композицию, но при этом способен вызвать сильную реакцию у зрителя, которая точно обратит на себя внимание.
Главное, чтобы кадр не был бездумным, а имел под собой какую-то мысль. Конечно, случайные снимки тоже могут получиться интересными, но это вероятно 1 шанс из 1000. И без понимания законов композиции вряд ли удастся каждый раз получать спонтанные шедевры, просто, понадеявшись на удачу.
Если же вы следуете определенной логике, то всегда сможете взять все под свой контроль и создать множество интересных кадров, пользуясь разными правилами и законами, или целенаправленно нарушая их.
К примеру, захотели вы выстроить элементы в кадре зигзагом, или придумали совместить платье главной героини с пролетающими облаками. Вперед! Никто не запрещает! И не важно, какие там есть законы. Главное, что есть замысел, который вам захотелось реализовать.
Для одного и того же сюжета может создаваться несколько разных композиций. Когда мы смотрим глазами, то видим картину цельно и выхватываем вниманием только то, что нам интересно. А когда создаем кадр, в видоискателе уже все выглядит иначе, просто сделать общий кадр недостаточно, важно эту мысль донести до зрителя. Что именно вам понравилось, на что он, так же как и вы, должен обратить свое внимание, какое впечатление создастся в итоге. Эти элементы позволяют передать идею фотографа — необычный сюжет, быстротечность мгновения, движение, глубину пространства и т.д.
Именно видение фотографа определяет результат. Поэтому и бывает, что, будучи в одном месте, у разных людей получаются совершенно непохожие фотографии. Один снимает обыденно, ничего особенного, а другой может создать чудесные кадры буквально из ничего.
Рекомендации по построению композиции без правил
Когда речь идет о том, что правила композиции можно и даже нужно нарушать, речь не идет о том, что тот, кто совершенно ничего не смыслит в композиции вдруг создаст шедевр, потому что «все эти ваши трети, диагонали и золотые сечения всем надоели». Речь как раз о другом. О том, что человек, разбирающийся в различных законах и приемах, может придумать нечто новое и уникальное, чего ранее не было и это тоже станет эффективным приемом композиции впоследствии.
К примеру, не так давно в кинематографе стали использовать особое кадрирование, когда главный персонаж смотрит в край кадра буквально вплотную. Хотя по классике перед взглядом нужно оставлять довольно много пустого пространства. Однако, это оказывает сильное воздействие на зрителя, показывая напряжение и волнение главного героя, и подключая эмпатию к его переживаниям.
Создавая фото или картину нужно изначально понимать, что вы хотите донести до зрителя, какие чувства и эмоции, какое настроение. И, исходя из этого, выбирайте построение композиции.
Перед съемкой подумайте над следующим:
- 1. Определите, что будет главным в кадре. Подумайте, что хотите показать: конкретный предмет, красивый вид, взаимодействие объектов, движение, настроение и т.д.
- 2. С какими эмоциями, чувствами и мыслями подходите к работе. Яркие или спокойные, грустные или радостные, хочется ли задуматься или изучить то, что падает в кадр.
- 3. Будет это одна фотография или целая серия взаимосвязанных изображений
- 4. Осмотритесь вокруг, возможно вы сможете найти схожесть основного объекта съемки с другими. На этом можно построить интересное взаимодействие
- 5. Попробуйте различные варианты компоновки. Разные планы для одного сюжета (общий, крупный, дальний). Взаиморасположение объектов, перекрытие одного другим или размещение на одном уровне. Смещайте объект вправо-влево, вверх или вниз для лучшей компоновки в кадре.
- 6. В процессе съемки меняйте ракурс, дистанцию до объекта, наклон фотокамеры
- 7. Хотите сделать минималистичный кадр или детализированный. От этого зависит насколько можно нагрузить фото объектами, деталями, декором и текстурами. Можете ли чем-то дополнить содержимое кадра, чтобы обогатить смысл, или наоборот упростить его для лаконичности
- 8. Подумайте, как и чем можно усилить главную идею. Вот здесь можно вспомнить какие-то композиционные приемы. Возможно ли совместить несколько композиционных приемов. Например, сочетание ритма, симметрии, контраста и текстуры могут дать отличные результаты.
- 9. Что сильнее сработает в вашем случае движение или статика. Выберите и усильте.
- 10. Ловите подходящий момент. Иногда это требует больше времени, но зато и результат может быть куда более впечатляющим.
Чувство композиции можно в себе воспитать, если смотреть работы всемирно известных фотографов и художников, наблюдать за тем, что вас окружает с точки зрения творца, и регулярно практиковаться. К примеру, когда смотрите фильм, старайтесь не только следить за сюжетом, но и обращать внимание на освещение, построение кадра, цветовую гамму. Посещая музеи, выставки, театры, думайте о том, а как вы могли бы выразить ту же самую идею. Со временем, набив руку и наработав насмотренность, вы и сами сможете создавать свои особые схемы и свою логику, которая будет вам помогать.
Пробуйте применять различные композиционные приемы в одних и тех же условиях и вы заметите, что ваши кадры будут становиться все интереснее. Также в одном кадре могут работать сразу несколько законов композиции (ритм, симметрия, ведущие линии и т.д.).
Надеюсь, что я помогла разобраться с тем, что такое композиция и как ее применять в фотографии. Если что-то отличалось от классических представлений или от того, что вы знали ранее, знайте, что это всего лишь моя точка зрения, мое видение, которым мне захотелось поделиться со своими зрителями.
Желаю всем творческих успехов! И до новых встреч!
Если Вам понравилась эта статья, можете ПОБЛАГОДАРИТЬ АВТОРА донатом.
Или ПОДДЕРЖАТЬ РАЗВИТИЕ КАНАЛА для создания новых материалов.
📧Контактная информация:
ВК https://vk.com/artphotograf
Telegramhttps://t.me/averina_photo
Insta https://www.instagram.com/elena_averina_art/
Ютубhttps://www.youtube.com/@averinaelena
BOOSTYhttps://boosty.to/art-photo/
В качестве примера в статье использованы фотографии из открытых источников.
Удачи вам на фотографическом пути, друзья!