Найти в Дзене
ART&PHOTO|Елена Аверина

Композиция. Часть 3. Как фотографу применять композиционные приемы

Оглавление

Продолжаем говорить о композиции (начало в предыдущей теме).

Если вы уже ознакомились с основными законами композиции, разобрались со структурами и поняли, как использовать принцип Золотого сечения, значит, самое время, чтобы узнать конкретные практические приемы для усиления впечатления от ваших работ.

Для этого существует ряд приемов и средств, которые повсеместно используются фотографами. В этой статье я расскажу о следующем:

  • Формат кадра
  • Доминанта
  • Использование пространства
  • Геометрия
  • Симметрия и асимметрия
  • Динамика и статика
  • Ритм
  • Контраст
  • Подобие
  • Нюанс
  • Акцент
  • Цвет
  • Текстура
  • Декоративность
  • Светотени
  • Композиционная пауза

Так что запаситесь терпением, статья будет длинной, но исчерпывающей, в ней много пояснений и конкретных примеров. Так что после ее прочтения, вы точно будете разбираться в приемах композиции.

Прежде чем заниматься деталями и усложнять свои фотографии стоит разобраться с общими понятиями. Чтобы видеть фотографию подобно художникам, нужно воспринимать сюжет сразу всецело, фигурировать объемами и пятнами, видеть игру света и тени, уметь обобщать объекты, искать сходство и проводить аналогии, на что они похожи, какую фигуру образуют.

Художественный взгляд – это не про украшательство и обработку в стиле живописи, это умение видеть схематично и заранее понимать, что должно получиться в результате.

Что такое «Формальная композиция»?

И для изображения таких схем существует так называемая формальная композиция. Это композиция, которая строится на сочетании абстрактных элементов, таких как точка, линия, пятно, цвет, лишенная предметного содержания. Это помогает организовать реальную композицию по принципу подобия.

В схематичном изображении мы обобщаем и упрощаем, чтобы было понятнее какой именно принцип будет работать лучше для каждой композиции, понять логику композиционного построения.

Пример создания формальной композиции путем обобщения объектов
Пример создания формальной композиции путем обобщения объектов

К примеру, вазы, цветы и фрукты в натюрморте могут обозначаться как простые геометрические фигуры разного цвета и размера, которые повторяют объем и расположение этих предметов в формальной композиции. Мы сразу же можем скорректировать, поменять местами или заменить какие-то элементы для соответствия законам композиции.

На основе формальной композиции в начале ХХ века в живописи появилось такое направление как формализм, который объединил многие течения в искусстве: футуризм, кубизм, супрематизм, абстракционизм, экспрессионизм, где главными элементами являются не конкретные объекты реальности, а формы, линии и пятна.

Формализм в живописи
Формализм в живописи

Кто-то не воспринимает такое искусство или считает мазней, но на самом деле, под такими работами лежит много идей, мыслей, взаимосвязей и поисков гармонии.

Сейчас мы можем использовать этот принцип за основу для воплощения своих задумок, неважно абстрактных или вполне конкретных.

Формальную композицию часто использует для создания снимков с четкой структурой, где каждый элемент занимает свое место и выполняет определенную функцию.

А чтобы лучше понять, как это работает, рассмотрим конкретные приемы формальной композиции и как их можно применять в фотографии.

Средства композиции: что усиливает и подчеркивает замысел автора

Когда вы фотографируете, вы можете использовать различные композиционные средства, выбирая конкретные или сочетая сразу несколько. Их существует довольно много, давайте поговорим о каждом подробнее.

Формат кадра

Первое, с чем стоит определиться, делая снимок, это выбор формата.

Формат изображения и композиционные пропорции напрямую влияют на коечный результат. Ведь один и тот же сюжет будет выглядеть по-разному только за счет того, как он скадрирован.

Основные форматы: горизонтальный и вертикальный. Реже используется квадрат. А в каких-то особых случаях при определенных задумках это могут быть другие формы, например круг, овал, или деление кадра на части (диптих, триптих).

Вертикальное кадрирование иначе называют портретным, т.к. он хорошо подходит для всех видов портретов, как крупных или поясных, так и для фото человека в полный рост. Распределение фигуры внутри кадра равномерное и гармоничное.

Портретная ориентация кадра на примере разного кадрирования с одной из моих съемок. Индия, 2017г
Портретная ориентация кадра на примере разного кадрирования с одной из моих съемок. Индия, 2017г

Горизонтальное кадрирование больше подходит для съемки пейзажей и называется как "landscape", то есть "пейзаж". Дело в том, что во многих пейзажах мы видим линию горизонта, которая согласуется с направлением длинной стороны кадра.

Горизонтальный формат для пейзажной съемки. 2023г
Горизонтальный формат для пейзажной съемки. 2023г

Если же линии в кадре противоречат друг другу, появляется ощущение прерванного сюжета, становится тесно или наоборот пусто, когда часть кадра не заполнена.

Конечно, выбор формата зависит от задуманного сюжета, и портрет можно снять горизонтально, а пейзаж вертикально, но в таком случае, композиция должна быть сбалансирована другими элементами и средствами.

С помощью формата можно управлять взглядом, направлением, движением. К примеру, продлить сюжет и наш мозг уже достроит сам, что происходит за пределами кадра, или же ограничить и резко остановить движение, которое создаст эффект столкновения.

Горизонтали создают чувство спокойствия, гармонии, медленного течения времени, это можно использовать, к примеру, чтобы передать эмоциональное состояние героя. Также вытянутый формат можно использовать, чтобы показать динамику движения.

Вертикали могут усилить эмоции, они более активны, напористы, строги, монументальны. Это движение объекта вверх или вниз.

Квадрат создает ощущение в моменте, здесь и сейчас, минимум движений, статика и стабильность. Но, это если так задумано изначально. Вы наверное могли заметить, что некоторых соцсетях формат изображения предполагает быть квадратным и далеко не всегда удается вписать туда свое фото, особенно, когда изначально задумка была совсем другой. Это пример того, как формат может повлиять на наше восприятие.

Столкновение линий и направлений может вызвать чувство тревоги или раздражения. Формат работы - это действительно важно, потому что сильно влияет не только на композицию, но и на общее эмоциональное восприятие, а также может изменить композиционный центр.

Пример применения разных форматов для одной сцены. Черное море, 2023
Пример применения разных форматов для одной сцены. Черное море, 2023

Обычно я рекомендую экспериментировать с разными форматами в одной сцене, чтобы найти наилучший вариант. Иногда изображение обретает новое прочтение, достаточно просто отойти от общепринятых норм.

Доминанта

Далее нужно определиться с тем, что на вашем снимке самое главное, о чем он, что именно вы хотите донести до зрителя.

И это раскрывает такое понятие, как доминанта или смысловой центр, это основная идея вашей работы.

Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные, по сути, тот же композиционный центр. Он может выделяться с помощью освещения, размера, цвета, детализации или выделятся своей необычной формой. Но в любом случае наш взгляд будет двигаться именно к этой точке композиции.

-7

Если же изображение получается разрозненным и становится непонятно, что здесь главное. Попробуйте сосредоточиться только на одном объекте и сделайте его главным, используя различные приемы, чтобы выделить его. Например, направив луч света, или делая размытыми окружающие объекты.

Использование пространства

После того как определились с главным объектом, нужно оценить пространство вокруг.

Эффективное использование пространства в кадре помогает создать четкую и понятную композицию. Обратите внимание на пустые области, возможно, их стоит чем-то заполнить. Также следите за тем, чтобы не было лишних или отвлекающих деталей вокруг объекта. Так называемый «фотомусор» может испортить впечатление от хорошей работы или попросту разрушить всю композицию.

Новички часто сталкиваются с такой проблемой, что пока фотографируют, все выглядит замечательно, а при просмотре кадров оказывается, что попало что-то лишнее. Дело в том, что наш мозг выбирает что-то, что ему нравится, а остальное просто игнорирует, а когда мы смотрим на кадр, то видим все без прикрас, и нередко там оказываются совершенно ненужные, нелепые объекты, которые все портят.

Большинство моих фотографий из отпуска или с праздников, сделанных кем-то из друзей, имеют подобные «скрытые» сюрпризы. Моя первая мысль: «О, Боже, как это можно было не заметить?!!!». Но потом приходится успокоиться и довольствоваться статусом сапожника без сапог. Пример на фото один из удачных, потому что я хотя бы в фокусеJ На друзей не обижаюсь, ведь они и не должны уметь делать профессиональные фото.
Мужичка на матрасе пришлось удалить))
Мужичка на матрасе пришлось удалить))

Кроме того, фотограф может играть с открытостью и замкнутостью композиции, контролируя пространство в кадре. Открытость может создавать ощущение свободы и простора, в то время как замкнутость в разных сюжетах может придавать изображению напряженность и сдавленность, либо уединенность и уют.

Степень заполненности пространства влияет на общее впечатление и эмоции
Степень заполненности пространства влияет на общее впечатление и эмоции

Поэтому очень важно научиться оценивать окружающее пространство до того, как нажимаете на кнопку спуска.

Геометрические формы

Использование геометрических форм в композиции очень эффектный прием. Это могут быть круги, квадраты, треугольники, линии, как прямые, так и изогнутые, простые понятные формы и объемы.

Вы можете использовать линии для направления взгляда зрителя или для создания интересных графических узоров в кадре.

Геометрия в фотографии производит яркое впечатление на зрителя, потому что простые геометрические формы подсознательно более понятны, чем мелкие хаотично расположенные детали непонятной формы.

Это излюбленный прием формальной композиции. Но в фотографии нам не обязательно использовать чистую геометрию и добавлять огромные геометрические фигуры в кадр. Нам достаточно просто найти похожие формы или подобрать такой ракурс, где объект станет похож на шар, треугольник.

Геометрия в архитектуре
Геометрия в архитектуре

Чаше всего применение геометрии встречается в архитектурной фотографии. Это естественно, ведь ее главные объекты здания, строения, мосты сами по себе представляют геометрические формы. Гораздо интереснее, когда принцип геометрии применяется в несвойственных жанрах, например в портрете, жанровой фотографии или макро. Для этого нужно или специально выставлять объекты нужным образом, или очень долго наблюдать и находить интересные геометрические аналогии в жизненных сюжетах.

Формы похожие на геометрические
Формы похожие на геометрические

В качестве тренировки такого навыка, предлагаю попробовать фотографировать только треугольники. Объекты, сюжеты, что-то похожее на треугольники. Стараться выискать как можно больше разнообразных композиций, построенных по этому принципу. В другой день выбрать круг и т.д. В итоге вы удивитесь, как много интересного смогли обнаружить, на что раньше даже не обращали внимания.

Симметрия и асимметрия

Симметрия тоже отличный прием для удержания взгляда.

Симметричные композиции имеют равномерное распределение элементов вдоль оси, что создает чувство баланса и гармонии.

Симметрия выглядит цельно, завершенно, красиво, ее интересно рассматривать, зритель неосознанно начинает сравнивать каждую часть.

В симметрии две части изображения не обязательно должны быть полностью идентичными, главное, чтобы в целом они воспринимались очень похожими.

Пример симметричных снимков
Пример симметричных снимков

Симметрию можно увидеть на снимках архитектуры, цветах и различных сюжетах живой природы, симметричным можно показать лицо и тело человека. Но это не только сходство между правой и левой частью кадра, ось симметрии может проходить горизонтально, например, на снимках пейзажей с отражением на водной поверхности, или вообще быть диагональной в более сложных композициях.

Симметрия вертикальная и горизонтальная
Симметрия вертикальная и горизонтальная

Примеров симметричных объектов множество, их можно найти повсюду. Но, кроме того, симметрию можно создать искусственно, просто добавив перед объективом зеркало или другую отражающую поверхность.

Асимметрия напротив имеет неравномерное распределение объектов по кадру, что делает такую композицию более динамичной, интересной и неожиданной.

Асимметрия
Асимметрия

Довольно любопытно выглядят работы, где общая симметрия нарушается каким-то элементом, «выпавшим» из общей структуры, но при этом сохраняестя единство композиции.

-15

Динамика и статика

Динамика и статика являются одними из базовых определений в описании композиции. Действительно иногда бывает важно показать движение или ощущение времени, и это очень сильный прием в фотографии.

Статичная и динамичная композиция
Статичная и динамичная композиция

Статика в композиции создает впечатление неподвижности. Предполагает использование прямых линий и простых поверхностей, отсутствие диагоналей, смещение композиционного центра в нижнюю часть кадра, преобладание тяжелых устойчивых форм. Например, спокойные пейзажи, неподвижно расположенные люди, красивые натюрморты.

Статика
Статика

Динамика в кадре предполагает движение, энергию, фиксацию временного отрезка. Для этого используются диагональные линии, асиммитричное размещение объектов, неустойчивые формы, композиционный центр может смещаться вверх или резко к краю кадра.

Также можно создать ощущение динамики, используя принцип сгущения, когда количество объектов или деталей к центру кадра увеличивается, они, будто сбегаются туда, где есть что-то интересное.

Когда мы говорим о движении в фотографии, то отличным инструментом становится использование длинной выдержки. С ее помощью можно как замораживать время, так и растягивать его, фиксируя пусть элементов.

Динамика
Динамика

Например, съемка спортивных соревнований, скоростное фото быстродвижущихся объектов, за которыми не успевает человеческих глаз, траектория проезжающих машин или движение звезд на небе.

Ритм

Ритм – это повторение или чередование элементов в определенной последовательности.

Этот прием довольно часто используется в фотографии и создает ощущение движения и живости в снимке.

Ритм воспринимается нами естественно и создает некую цикличность. потому что ритмы окружают нас повсюду: в природе это – смена временен года, дня и ночи, в теле – это сердечный ритм, дыхание и многие процессы организма, в городе – это сменяющийся ритм зданий с окнами, машин, улиц. Ритм есть в музыке, тиканье часов, в ходьбе и т.д.

Ритм подразумевает движение, которое может быть продлено до бесконечности, он задается многократным повторением и может выходить за пределы рамок.

Ритм
Ритм

Как создать ритм в фотографии?

  • Самое простое - расположить одинаковые или похожие элементы с определенным интервалом, в шахматном порядке или по убыванию.
  • Ритм есть во многих элементах, которые нас окружают: лестницы, перила, окна, их можно включать в сюжет
  • Чередовать можно не только объекты, но и цвета, размеры, узоры, линии, смыслы.
  • Можно выбить один элемент из общего ритма, чем привлечь к нему особое внимание. Например, среди зеленых яблок положить одно красное
  • Еще один способ расположить похожие объекты на разном расстоянии от камеры, чтобы создать глубину и перспективу.
-20

Ритм можно применять в совершенно разных жанрах: в предметной съёмке, архитектурной, репортажной и уличной фотографии, в групповых портретах или макро съемке. Это действительно очень универсальный прием.

Не бойтесь экспериментировать с ритмом в ваших фотографиях, это поможет сделать ваши снимки более интересными.

Контраст

Контраст – это эффективный композиционный прием на основе противопоставления противоположностей.

Элементы могут противопоставляться:

  • По цвету (черный-белый, красный-зеленый)
  • По освещенности (темный-светлый)
  • По размеру (большой-маленький)
  • По форме (круглый-квадратный)
  • По фактуре (гладкий - шершавый)
  • По смыслу (старый - молодой)
Пример противопоставления разных свойств
Пример противопоставления разных свойств

Кроме того, можно использовать контраст только по одному параметру, например по форме, а можно сразу по нескольким: например, форма, размер и цвет, т.е. многомерный контраст.

Противопоставление используется, когда необходимо быстро привлечь внимание, создать динамику или напряжение, оно действуют сразу и часто оказывает большее воздействие, чем другие приемы.

Подобие и аналогия

Другой подход заключается в поисках подобия между объектами, их схожести или наличия связи между ними.

Подобие или соответствие - это прием, который не призван создавать динамику или конфликт в кадре, наоборот, он объединяет и пробуждает интерес и любопытство. Такие работы хочется разглядывать и изучать детали.

Одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции называют аналогами. Они придают композиции единство. Объекты могут быть аналогичными по цвету, форме, фактуре.

Например, вы могли видеть работы на тему сходства между разными людьми и их питомцами. Удивительно, как с помощью цвета, одежды, мимики и определенного ракурса можно показать подобие в абсолютно разных объектах.

-22

На групповых портретах это может быть какая-то общая деталь одежды или аксессуар вроде очков, шляпы или перчаток. Довольно часто этот прием используют для семейных съемок или лав-стори, подбирая участникам одежду одного цвета и стиля.

Также это могут быть забавные связи на снимке, которые вызовут улыбку у зрителя и обязательно запомнятся. К примеру, человек на случайном фото повторяет позу памятника за ним.

Как использовать принцип подобия на фото?

  • Сравните объекты и постарайтесь найти между ними общее, что их объединяет (форма, цвет, поза). Главное, чтобы этот признак легко читался зрителем. Например, силуэт гитары и контуры женской фигуры.
  • Подберите соответствия между объектами заранее. Хорошо, если это будет сразу несколько связующих признаков
  • Придумайте и создайте связи сами. Это могут быть предметы, аксессуары, подготовленные позы и мимика героев. Например, дедушка и внук смотрят друг на друга с одинаковым выражением на лицах.

Принцип подобия - это отличный способ, чтобы провести интересную творческую съемку.

Нюанс

Следующий композиционный прием – нюанс. Это тонкое различие, плавный переход в формах, размерах, цветах, фактуре и т.д. Нюансы – это такие детали и особенности, которые придают изображению глубину и характер, создают уникальность и неповторимость.

Нюансам уделяют внимание тогда, когда общая композиция уже выстроена. Это не основополагающий прием, но он дополняет и обогащает фотографию. Превращает ее из грубой схемы в тонкую удивительную авторскую работу. Нюансировку можно сравнить с декоративной отделкой здания, вроде бы на конструкцию она не влияет, зато делает фасад более привлекательным.

Композиция, лишенная нюансов может показаться интересной только на первый взгляд, а при детальном рассмотрении может оказаться грубой, недоработанной и быстро становится скучной. В то время как обнаружение новых деталей, тонких переходов, незаметных на первый взгляд подробностей раскрывают новые грани произведения, которое хочется изучать больше и больше.

-23

Например, в портретной съемке это может быть нежное падение света на лицо модели или мелкая деталь на одежде, которая добавляет характера. В пейзажной фотографии это могут быть узоры на поверхности воды или оттенки заката, которые создают особую атмосферу. В предметной съемке фактура разных предметов одного цвета. К примеру, если цвет предмета не однотонно красный, а состоящий из множества оттенков от розовых до бордовых, то объект будет восприниматься более объемным и настоящим.

Акцент

Яркое выразительное средство в композиции – это акцент. Расставить акценты, значит выделить, подчеркнуть главное, создать большую выразительность.

Акцентные элементы те, которые выделяются на фоне остальных и привлекают внимание зрителя, создавая фокусировку в кадре.

Но не стоит путать акценты с доминантой, о которой шла речь ранее. Если доминанта – это какая-то преобладающая часть композиции (форма, плоскость, объект, или объединяющая масса), то акцент – это какой-то штрих, который подчеркивает доминанту, добавляет ей «изюминку», закрепляет смысловой композиционный центр.

Например, в фотографии женского портрета выбирая в качестве доминанты глаза, акцентом может стать особый макияж, допустим цветная подводка.

-24

Или при съемке натюрморта для выявления акцентов в виде бликов на поверхности стеклянной вазы стоит использовать более жесткий направленный свет.

Если в композиции присутствуют два или более равнозначных по форме, размеру и содержанию объекта, то именно акцент поможет указать, какой из них является главным.

Акценты вносят разнообразие, дополняют задумку, делают изображение более изящным. Обычно это небольшие детали и штрихи, если же акцент будет слишком большим, то он превратится в доминанту, а это может в корне поменять весь смысл изображения.

Цвет

Цвет является мощным средством выразительности в фотографии. И хотя он не относится к композиционному построению кадра, все же является эффективным приемом.

В черно-белой фотографии нет цвета, но мы можем применять все композиционные приемы. А цвет буквально добавляет новое измерение, открывает обширные возможности. Цветная фотография произвела настоящую революцию после черно-белой фотографии. Это возможность показать не условный монохромный мира, а невероятный многомерный, где все выглядит реалистичным и даже более правдоподобным, чем в жизни.

К примеру, обычно мы не обращаем внимания на мелких жучков и паучков, но макрофотография может нам показать, насколько удивительными и красочными являются маленькие обитатели нашей планеты.

-25

В пейзажной фотографии это возможность передать цвета максимально приближенные к реальности. А в креативных проектах наоборот цвет может использоваться необычно за счет нестандартного освещения, цветной подсветки и последующей тонировки.

-26

Фотограф может использовать цвета для создания настроения, выделения объектов или привлечения внимания к определенным деталям. Композиция может складываться из однотоновых, аналоговых или контрастных цветовых гармоний. С цветом очень хорошо сочетаются другие композиционные приемы.

Отдельно и очень долго можно говорить про восприятие и психологию цвета. Мы замечаем яркие цвета и контрастные сочетания раньше остальных. Однако, более приятными глазу будут спокойные близкие по тону оттенки. Красный цвет вызывает ассоциации с энергией, опасностью, страстью. Синий успокаивает, создает атмосферу таинственности.

Но психология цвета это отдельная большая тема, поговорим об этом в другой раз.

Текстура

Текстура в фотографии - очень интересная возможность сделать кадр очень живым и почти тактильно ощутимым. Но почему-то этот прием используют не так часто, а иногда и вовсе забывают.

Каждый материал имеет свою уникальную текстуру, фактуру, узор, так почему бы не сделать это свойство очень выразительным, подчеркнув особым освещением или ракурсом съемки.

Это можно показать и в предметной фотографии, противопоставляя глянцевые и матовые, гладкие и шершавые, нежные и грубые текстуры.

В фешн фотографии показать контрасты между мягкими, пушистыми или струящимися материалами одежды и блестящими, холодными металлическими аксессуарами.

-27

Для фото пейзажей можно выбирать ракурсы, где будут видны природные текстуры камней, песка или дерева.

А в макро съемке текстура и вовсе может стать главным объектом.

Попробуйте добавить в свои композиции еще и текстуру, помимо цвета, света, ритма, чтобы оставить более яркое впечатление.

Декоративность

Использование декоративных элементов, текстур и узоров может добавить интереса и характера к кадру. Это могут быть различные детали, аксессуары, рисунки на ткани, узорный фон и т.д.

-28

Фотограф может экспериментировать с различными декоративными элементами, дополняя основную композицию.

Светотени

Светотени играют очень важную роль в построении композиции, ведь фото создается благодаря свету. От того, как ляжет свет, и какими будут тени, зависит и общий вид объекта в кадре, и степень контрастности, и степень детализации в темных и светлых участках, и ритмы, и ощущение объемного пространства.

Свет способен добавить глубины кадру, подчеркнуть фактурные поверхности, правильно расставить акценты.

-29

Контрасты между светлыми и темными участками могут создавать интересные эффекты и подчеркивать форму объектов. Например, при съемке силуэтов.

Если композиция не достаточно выразительная, подумайте, возможно, стоит поменять освещение, и она заиграет новыми красками.

Светотени могут быть как очень контрастными, так и мягкими. Умение управлять светом – это один из самых важных навыков фотографа.

Композиционная пауза

Композиционная пауза - это прием в фотографии, при котором в кадре есть пустое или открытое пространство, которое создает ощущение паузы или перерыва для взгляда зрителя. Это может быть пустое пространство, область отдыха или элемент, который привлекает внимание или заставляет задуматься.

К примеру, представьте кадр с узкой тропинкой, ведущей в лес, где густые деревья окружают тропинку с обеих сторон. В середине тропинки виден камень или беседка, которая выглядит, как приглашение остановиться и насладиться тишиной природы. В этом случае, камень или беседка служат композиционной паузой, создавая ощущение моментальной остановки для зрителя и добавляя глубину и интерес к изображению.

Таким образом, использование композиционной паузы помогает добавить динамику, глубину и эмоциональный оттенок в фотографии, делая ее более привлекательной и запоминающейся.

Например, в пейзажной фотографии, если перед вами открытое поле с горизонтом, можно оставить часть кадра свободной от объектов, чтобы создать ощущение простора и уединения. Это поможет зрителю погрузиться в атмосферу снимка и насладиться красотой природы.

-30

В портрете композиционная пауза может быть использована для привлечения внимания к лицу модели. Например, если снимок делается на фоне природы, свободное пространство вокруг модели будет выделять ее из окружающего фона.

В уличной фотографии, "паузой" может служить стена дома, подчеркивая одинокого прохожего, в отличие от переполненной улицы за этим зданием.

Таким образом, использование "композиционной паузы" помогает создать баланс и глубину в кадре, а также направить внимание зрителя на основные элементы снимка.

Теперь вы понимаете, как много возможностей можно использовать, применяя законы и приемы композиции на практике.

Все перечисленные средства и приемы композиции могут использоваться фотографами, художниками, дизайнерами и другими создателями визуальных композиций. Это великое множество вариантов для творчества и самовыражения. Их можно использовать как по отдельности, так и разнообразно сочетая между собой.

Надеюсь, что эта информация поможет вам в создании прекрасных выразительных кадров, которые запомнятся зрителям.

Не бойтесь экспериментировать и искать свой собственный стиль!

Но это еще не все. В продолжение темы поговорим о типах композиционных структур. Так что если хотите погрузиться в мир композиции еще глубже, то ныряйте вместе со мной и не пропустите следующую статью.

Спасибо, что дочитали!

Если Вам понравилась эта статья, можете ПОБЛАГОДАРИТЬ АВТОРА донатом.

Или ПОДДЕРЖАТЬ РАЗВИТИЕ КАНАЛА для создания новых материалов.

Art & Photo| Elena Averina - Фотограф, художник, психолог


📧 Контактная информация:

ВК https://vk.com/artphotograf
Telegram https://t.me/averina_photo
Insta https://www.instagram.com/elena_averina_art/
Ютуб https://www.youtube.com/@averinaelena

Некоторые фото для иллюстрации статьи взяты из открытых источников.

Удачи вам на фотографическом пути, друзья!