В России культура благотворительности набирает обороты: сегодня около 10% жителей делают пожертвования на постоянной основе, а несколько лет назад показатель был в три раза меньше. Но и в этой сфере появилось немало мошенников, которые играют на чувствах людей, выдумывая грустные истории и забирая в карман деньги от благодетелей.
Большая часть атак злоумышленников приходится на пользователей социальных сетей. Как распознать нечестных людей, которые могут обмануть, если пост с просьбой о помощи может быть и от действительно нуждающихся?
Честный сбор
Отличить честный сбор от фейка не так просто. Перечислив деньги на электронный кошелек или карту физического лица, вы не сможете быть уверенными, что они пойдут именно на помощь нуждающемуся. Контролировать эти поступления невозможно, как и способы распоряжения ими.
Поэтому разумно будет придерживаться простых правил: либо помогайте тому, кого вы знаете лично или через доверенных знакомых, либо перечисляйте средства на счет надежного благотворительного фонда.
Честный сбор средств предполагает максимум информации: полные сведения о нуждающемся (имя, фамилия, диагноз, город, название и реквизиты фонда, контакты пациента или его родных), а также прикрепленные документы.
Если вы выбираете вариант помощи через «сарафанное радио», не стесняйтесь уточнить подробности у самого пациента, его близких, ваших знакомых или родных. Лучше всего делать это через личное общение: по телефону или при встрече, так как переписка может скрыть важные поведенческие аспекты. Да и аккаунты сейчас взламывают слишком часто.
Бывает и так, что мошенники наживаются на реальной истории, используя данные о действительно болеющем человеке. Обязательно проверяйте всю информацию на нестыковки. Например, судя по публикации в соцсети, ожидающий лечение ребенок живет в одном городе, а новости о нем в интернете – из другого.
Практически всегда столкнувшиеся с бедой люди, которые на самом деле обращаются за денежной помощью в интернете, как правило, уже стоят «на учете» в благотворительном фонде. Поэтому информация о пациенте должна быть на официальной странице организации. Сравните все данные о человеке с данными в посте.
Обязательно сверяйте указанные в публикации реквизиты с реквизитами, выложенными на сайте фонда, ведь злоумышленники могут взять настоящую историю, но в соцсетях под ней указать номер своего счета. Очень важно также сравнивать платежную информацию из поста при перечислении денег: банк при вводе реквизитов в автоматическом режиме всегда показывает имя и отчество получателя или же название организации.
Говорит эксперт
Уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова рекомендует тем, кто хочет заняться благотворительностью, обращаться в проверенные фонды и помогать нуждающимся, в которых можно быть уверенными.
«Раньше фонды собирали на конкретных детей под конкретное лечение – закупали специальные катетеры и препараты. Сейчас они в том числе занимаются повышением квалификации врачей, чтобы и в столице, и в регионах могли выявлять заболевание на ранних стадиях», – рассказала Ксения Мишонова.
Выбирая фонд для пожертвований, вы должны быть уверены, что сегодня дадите деньги, а завтра вам предоставят отчет о потраченном, напоминает омбудсмен. Однако следует помнить, что по закону фонды имеют право тратить до 20% на свое содержание, и об этом тоже должна быть информация на их сайтах.
Если жертвовать, то грамотно
Убедиться, что ваши средства попадут к действительно нуждающимся, а не злоумышленникам, можно, выполняя следующие рекомендации.
- Помогайте только тем людям или через тех, кого знаете лично.
- Если это детский дом или приют для животных, лучше не переводите деньги, а приобретите необходимые товары и отвезите лично или отправьте с доверенным лицом.
- Проверяйте благотворительные фонды: на их сайтах должны быть все данные, включая информацию об учредителях, сотрудниках, отчеты за год, на что потратили деньги, подтверждения из клиник.
- Не посылайте деньги по СМС, увидев рекламное объявление в интернете. Это могут быть мошенники.
- Читайте отзывы и проверяйте репутацию площадки, принимающей благотворительные сборы. Некоторые банки, маркетплейсы, ресурсы с объявлениями сотрудничают с фондами и часть денег с покупки отправляют нуждающимся.
Решив заняться благотворительностью, не спешите. Потратьте время на то, чтобы найти фонд, которому сможете доверять. Тщательно проверьте всю информацию, которую он предоставляет на сайте. Помните: у вас не должно остаться никаких вопросов к деятельности организации. Если они возникнут, не стесняйтесь написать ее представителю письмо или позвонить по указанному на официальной странице номеру телефона. Вам должны спокойно и полно ответить на любые вопросы, касающиеся активности фонда.
Увидев призыв о помощи в интернете или по телевизору, не поддавайтесь импульсивному желанию переводить деньги по указанным реквизитам. Риск нарваться на мошенников все еще велик, поэтому не пренебрегайте изучением подробностей ситуации. Злоумышленники часто давят на срочность, используя эмоции людей, которым становится жаль болеющих или пострадавших. Однако, стремясь помочь, вы можете стать жертвой обмана, и ваше участие не дойдет до тех, кому оно было адресовано.
Вы занимаетесь благотворительностью? С какими фондами сотрудничаете? Поделитесь своим опытом в комментариях – возможно, вы поможете нашим читателям в принятии решения.