МЭДИС – методика для выявления уровня развития возможностей интеллекта детей 6-7 лет (поступающих в первый класс) была разработана отечественными психологами (И.С. Аверина, Е.Н. Задорина, Е.И. Щебланова) в средине 90-х гг ХХ века. Это был наш ответ западным интеллектуальным тестам на измерение IQ при поступлении в школу.
Цель методики экспресс-диагностики интеллектуальных способностей – определить уровень эрудиции, логического мышления, словарного запаса и способностей к математике.
В то время школы вступали в эпоху экспериментирования в системе образования. Предполагалось, что МЭДИС даст информацию не просто об интеллектуальной готовности к школьному обучению. Она поможет увидеть индивидуальную структуру интеллекта ребенка – сможет ли он учиться по программам обучения повышенной трудности. С ее помощью, в возникших в России лицеях и гимназиях, формировались классы для дифференцированного обучения.
Универсальной, для всеобщего применения эта методика не стала. Наверное, из-за своей масштабности. Первоклассникам сложно было уложиться в один урок для прохождения теста. Их уровень работоспособности не позволял с одинаковым вниманием выполнять все задания по словесной инструкции психолога.
Однако методика качественная, выверенная, интересная для выполнения. Ниже будет ссылка на её полный вариант, с ключом и интерпретацией результатов.
Исключение составляет, пожалуй, только задания на общую осведомленность. Ребенок 6-7 лет с хорошим интеллектом может не знать что такое «бицепс», «рубанок».
Использую МЭДИС в детском саду при подготовке к школе. Не столько для диагностики, сколько для развития критичности мышления, самоконтроля, умения нестандартно решать интеллектуальные задачи. А еще дети получают отличный опыт не пасовать перед трудностями.
Структура МЭДИС
Тестовые задания распечатываются и компонуются в «тетрадку». Они рисуночные и не требуют умения читать.
Первый субтест направлен на выявление общей осведомленности, измерения словарного запаса ребенка.
Второй субтест на понимание количественных и качественных соотношений.
Третий– на выявление уровня логического мышления, путем исключения лишнего.
Четвертый– измеряет математические способности.
Методика подходит для групповой и индивидуальной работы. В ней есть тренировочные и самостоятельные задания.
Опыт использования в детском саду. Инструкция к некоторым субтестам
Опыт показал, что в подготовительной группе, с заданиями МЭДИС детей лучше всего знакомить в апреле, мае – перед выпуском. И если это не для диагностики, а в качестве развивающего задания, лучше начинать с субтеста №3. Потому что дети уже хорошо умеют выполнять задания на исключение лишнего, быстрее схватывают инструкцию, чувствуют себя увереннее.
В первом ряду субтеста дети видят овал, садовую тяпку (мотыгу), газонокосилку (современные дети путают ее с гироскутером, поэтому психологу важно озвучить каждый рисунок), пилу и лопату. Предлагается всем вместе подумать, что же здесь лишнее и зачеркнуть овал под нужным изображением. Лишние, разумеется, коньки, всё остальное – орудия труда.
Задание выполняется простым карандашом.
Отмечу, что последнее время, мы не зачёркиваем, а закрашиваем овалы. Так интереснее. Традиция сложилась благодаря одному ребенку, придумавшему, что нужно «нажать на кнопку» под нужным изображением. Это внесло в выполнение задания элемент игры.
В следующем ряду требуется найти лишнюю фигуру уже среди геометрических фигур. Лишний – квадрат. Все остальные – круги разного размера, фигуры, не имеющие углов.
После этого, внимание детей обращается не на следующие рисунки, а сначала на черту, отделяющую их. Объясняется, что это черта называется «жирной» и в этом задание она означает границу, после которой все делают задание самостоятельно.
Для тех, кому трудно переключиться на самостоятельное выполнение, кто хочет выкрикивать правильные ответы, дается дополнительное пояснение: «Задание стало не «обсуждательным», не «кричательным». Думать и отмечать, что лишнее в каждом ряду, ты должен самостоятельно».
Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей даёт право на ошибку. Детям объясняется, что если вы уже «нажали на кнопку», но увидели, что ошиблись, нужно просто зачеркнуть эту кнопку и нажать заново. Таким образом, даже можно выявить тревожных дошкольников – они зачеркивают по нескольку овалов в заданиях.
Для многих, это так же первый опыт выполнения задания самостоятельно – слишком многое в дошкольном детстве делается исключительно по прямой инструкции и под руководством взрослого.
После того как все пять самостоятельных заданий субтеста выполнены, психолог предлагает совершить обмен простых карандашей на цветные.
Дети любят меняться!
Цветной карандаш нужен для самопроверки субтеста. Психолог называет правильные изображения, которые нужно обвести цветным карандашом:
1 – прямоугольник (четвертая фигура в ряду);
2 – яблоко;
3 – волк;
4 – кувшин над которым нет пара;
5 – первая группа кружков.
Параллельно обсуждаем, почему именно это изображение лишнее.
А вы догадались, почему?
На этом этапе, некоторые дети сталкиваются с серьезным испытанием – если при выполнении теста допущена ошибка, так хочется обвести не правильный ответ, а тот, под которым ребенок только что закрасил овал.
В этом случае требуется корректная поддержка взрослого. Делайте упор на то, что ребенок теперь будет знать какие ответы правильные, а значит станет еще чуточку умнее и опытнее.
Субтест на понимание количественных и качественных соотношений
Очень интересен для дошкольников опыт, который можно получить с помощью субтеста на понимание количественных и качественных соотношений. Выполняя задание, ребенок должен сравнивать величины, скорости, события по времени.
Это второй субтест. В качестве развивающего задания я предлагаю его во вторую очередь (обычно уже на следующем занятии).
На тренировочном этапе нужно найти маленькую ель, но не меньше остальных. Тем детям, кому сложно выполнить это задание, предлагаю лайфхак. Найти сначала действительно самую маленькую ель, прикрыть её пальчиком. После этого найти, какое теперь, из оставшихся деревьев меньше остальных (четвертая ель маленькая, но не меньше всех).
Этот простой прием помогает дошкольнику совершить первый сравнительный выбор, получить нужный опыт.
Аналогичным способом предлагается найти большую кучу песка, но ту, которая не больше всех (ответ: первая).
Далее детям напоминается про жирную черту – границу. Самостоятельно дети находят задания по инструкциям:
1. найдите цветы, которые посадили раньше остальных (третье изображение);
2. найдите изображение, на котором девочка стоит ближе к дереву, чем мальчик и собака (последняя, четвертая картинка);
3. отметьте птичью стаю, на которой первая птичка ниже всех, но впереди всех (вторая стая);
4. найдите термометр, показывающий температуру выше, чем самая низкая, но ниже, чем другие. Для дошкольников упрощаю эту фразу: нужно найти термометр, на котором температура низкая, но не ниже всех (первая картинка).
5. найдите картинку, на которой мальчик бежит по дороге быстро, но не быстрее всех (первое изображение).
Не забывайте про возможность самопроверки и обсуждение результатов.
Дошкольникам нравится МЭДИС. Некоторые дети просят придумать ещё тесты, в которых нужно думать и «нажимать» на кнопку.
Полный вариант методики для диагностики первоклассников.
Ещё психологические методики для подготовки к школе: