Найти в Дзене
Психолог из детсада

Методика И.И. Аргинской «Рисование бус». Инструкция, образцы работ, особенности проведения в детском саду

Оглавление

Уважаемые коллеги и родители, сегодня расскажу о своем опыте использования методики И.И. Аргинской «Рисование бус» в детском саду, покажу образцы работ различного уровня, объясню, как считаю баллы и какие упражнения использую для повышения итоговых результатов.

Методику Аргинской часто еще называют «5 бус». Использую её для диагностики в подготовительной группе, во втором полугодии: в январе – первичная, в мае – итоговая. Отказалась от ее использования в начале года, поскольку малое количество детей справляется на тот момент с этим заданием. Соответственно, многие чувствуют свою неуспешность. А это не есть хорошо.

Немного об авторе: Аргинскую Ирэну Ильиничну учителя начальных школ знают по её учебникам математики. Она верный последователь системы Л.В. Занкова. Долгое время являлась научным сотрудником кафедры дошкольного и начального образования нынешней Академии Минпровещения России. В целом методику «Бусы» разработал сотрудник той же кафедры, известный советский психолог А.Л. Венгер. Но именно благодаря активности И.И. Аргинской, как практика, за методикой закрепилось её имя.

Инструкция к методике «Рисование бус». Примеры многосоставных инструкций в быту

На листочке нарисована нитка. На ней необходимо нарисовать 5 бус. Все бусины должны быть разного цвета, но средняя бусина должна быть синей.

Казалось бы, для нас, взрослых, в этом задании нет ничего сложного. Но, у детей только формируется произвольное внимание, его объем, концентрация и переключаемость отличается от взрослого.

В методике дается четырехсоставная инструкция:

  1. Нарисовать 5 бусин.
  2. Все они должны быть круглыми.
  3. Раскрасить бусы разным цветом.
  4. Учесть, что средняя бусина должна быть именно синей.

Для чего дети должны уметь выполнять такие задания? Цель методики «5 бус» – выявить, какое количество условий ребенок может выполнить без опоры на наглядность, восприняв инструкцию лишь на слух, какова его способность к самоконтролю.

В школе учитель практически не дает односоставных инструкций. Он не скажет:

– Дети, достаньте тетрадки. Откройте их. Теперь возьмите ручку. Запишите как на доске: «число, классная работа».

Учитель даст эту инструкцию в одном предложении: «Дети, достаньте тетради, откройте и запишите: «Число, классная работа».

Многоступенчатые или многосоставные инструкции встречаются и в быту. Например, мама просит ребенка:

– Сынок, посмотри, пришел ли папа, а на обратном пути выключил свет на кухне и принеси мне, пожалуйста, плед.

Но вернемся к методике И.И. Аргинской «Рисование бус». Проводя по ней диагностическую работу со старшими дошкольниками, столкнулась с одной проблемой:

Не выполнив задание с первого раза, многие дети отказываются идти «на второй круг». А ведь методика предусматривает, что если ребенок не справился, ему самому предлагается нарисовать ниточку и выполнить это задание еще раз.

У многих детей к этому возрасту уже есть стойкий страх ошибки: если не получилось, я лучше откажусь от этого сложного задания и займусь тем, что я умею.

Пришлось думать, что может изменить мотивацию ребенка в этом случае. Применила прием перестановки приоритетов. Ребенку дается понять, что это не ты глупый, а просто задание слишком хитрое.

Так и говорю, перед началом работы:

– Сейчас нас ждет особо хитрое задание. Оно будет стараться вас обхитрить, но вы не сдавайтесь. Покажем ему, что мы хитрее и умнее. Далее зачитываю инструкцию, и дети приступают к заданию.

Если ребенок, в процессе работы, увлекшись вместо 5-ти бус, нарисовал 10, то тихонько, на ушко предупреждаю, что бы был осторожен, что задание пытается его перехитрить. Чтобы его победить, есть попытка номер 2, а если потребуется, то и номер 3. В этом случае ребенок рисует с энтузиазмом, его охватывает азарт победы над хитрым «противником».

Результаты методики «Рисование бус»

Результаты считаются следующим образом:

Высокий уровень: соблюдены все 4 условия (бусы круглые, разноцветные, их 5 штук, средняя – синяя).

Выше среднего: одна ошибка в условии, к примеру, встречаются бусы одинакового цвета или их больше чем требуется, при второй попытке задание выполнено правильно.

Заметьте, что при повторном выполнении ребенок взял другие цвета, для раскрашивания бус
Заметьте, что при повторном выполнении ребенок взял другие цвета, для раскрашивания бус

Средний уровень: две ошибки в условии задания. Чаще всего бус больше пяти и средняя не синяя. Со второй попытки задание выполнено правильно.

Ниже среднего: первый раз выполнено только одно условие, чаще всего в том плане, что бусины круглые, но при второй попытке после прослушивания инструкции повторно допущено не более одной ошибки. В третий раз задание выполнено правильно.

Ребенок не сдавался и победил
Ребенок не сдавался и победил

Низкий уровень: ни в одной из трех попыток задание не выполнено полностью правильно.

В этом случае настраиваю на победу в другой раз, после тренировки
В этом случае настраиваю на победу в другой раз, после тренировки

Детям, показавшим низкие результаты по методике Аргинской «Пять бус», рекомендуются задания с 2-х и 3-х составными инструкциями, с введением косвенных условий.

Например, графические задания:

1. Нарисуй два разноцветных овоща и один желтый фрукт.

2. Нарисуй две буквы и одну цифру не больше цифры «7».

3. Если сегодня выходной нарисуй 5 палочек, если нет, то на две палочки меньше.

4. Если ты мальчик, нарисуй квадрат, если ты девочка, нарисуй треугольник. В следующий раз усложняем это задание, если ты, мальчик, нарисуй квадрат и круг, если ты девочка, нарисуй треугольник и овал.

5. Если сейчас осень, нарисуй три листочка, если сейчас зима, нарисуй две снежинки. Усложнить это задание можно, так: если сейчас осень, нарисуй и раскрась разными цветами три листочка, если сейчас зима, нарисуй синюю и голубую снежинку.

Дети любят такие нестандартные задания. Они их учат думать, контролировать самостоятельно результаты.

Еще описание используемых классических методик из опыта работы педагога-психолога в детском саду:

С уважением, ваш Психолог их детсада.