Корректурная проба или тест Бурдона первоначально разрабатывался для найма стрессоустйчивых внимательных работников. Технический прогресс на рубеже XIX и XX веков требовал в новые отрасли людей, способных концентрироваться на трудовой задаче, но при этом и эффективно переключаться на другие действия.
От телефонистов до летчиков-испытателей – все проходили корректурную пробу.
Со второй половине XX века, модифицированный в различных вариантах, тест Бенджамина Бурдона стал все активно предлагаться в образовательных учреждениях от детских садов до ВУЗов.
Расскажу о своем опыте использования корректурной пробы в детском саду, какой игровой прием пришлось внедрить для повышения достоверности результата, покажу образцы работ.
Что можно измерить с помощью теста Бурдона
Методика предназначена для изучения свойств внимания: объёма, распределяемости, устойчивости, переключаемости. Суммарный результат указывает на развитие произвольности и работоспособности – насколько человек способен подчинять внимание своей воле.
Произвольное внимание дошкольников находится в стадии формирования. С помощью методики «Корректурная проба» можно оценить степень формирования произвольности, учитывая объем, концентрацию и переключаемость внимания ребенка.
Например, классика жанра: треугольник следует зачеркнуть одной чертой, в круге поставить точку, а звездочку зачеркнуть крестиком, на другие фигуры обращать внимание не нужно. Поскольку в каждой строке задания встречаются круги, звездочки и треугольники, требуется переключать внимание, чтобы соблюдать поставленные условия.
Посмотрите на видео фрагмент выполнения корректурной пробы ребенком 6-ти лет:
Объем: какое количество строк в тестовом задании дошкольник способен охватить вниманием за определенную единицу времени.
Большой объем свидетельствует об устойчивости внимания и достаточной работоспособности.
Результаты подсчитываются по формуле: А = S/t
S – количество просмотренных знаков,
t – время выполнения (засекается по секундомеру).
Концентрация: насколько ребенок может погрузиться в задание – придерживаться до конца выполнения задания первоначальной инструкции, не ошибаясь, не внося новых элементов.
Концентрация внимания рассчитывается по формуле: К = С2/П. С – число выполненных строк в задании, П – количество ошибок и пропусков.
Переключаемость: инструкция корректурной пробы выстроена так, чтобы исключить однообразные действия, и побудить внимание переключаться с одного вида деятельности на другой.
Переключаемость внимания вычисляется по формуле: С = (Sо/S) * 100
Sо – количество строк в которых допущены ошибки,
S – общее количество выполненных строк.
Корректурные пробы, выполненные детьми в группе, по формулам не считаю – задача слишком трудоемкая. Отмечаю в каждом бланке количество выполненных строк, количество пропусков и ошибок. Это позволяет быстрее отобрать работы с низкими показателями и рассчитать по формулам только их.
Диагностика внимания дошкольников по методике «Корректурная проба»
Диагностику можно проводить как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе. В своей практике предлагаю методику воспитанникам старших и подготовительных групп в начале, середине и конце учебного года. Если результат по тесту Бурдона – низкий, включаю (новый вариант) в индивидуальную диагностику. Это позволяет получить более достоверные результаты.
В коррекционной работе периодически так же предлагаю выполнение данного задания, благо вариантов корректурных проб разработано множество: картинки, геометрические фигуры, буквы, цифры, разорванные кольца. При регулярной работе, динамика в 90% случаев – положительная.
Для проведения диагностики потребуются бланки корректурной пробы, простые карандаши для диагностируемых, таймер и бланк для наблюдения для организатора.
Бланк наблюдения в моем случае – это список группы. Напротив фамилии испытуемого ставлю условные знаки:
Стрелка вниз: - выполнил тест быстрее установленного времени и не мешает окружающим (такая же стрелка, но с перекладиной – выполнил, но мешает)
Галочка – приступил к работе позже остальных, после индивидуального напоминания.
Перевернутая галочка – начал работу, но потом остановился, отвлекся, вернулся после напоминания и т.п.
Знаки разработала сама, для своего удобства. В случае низкого результата диагностики, они дополнительно «напомнят», как вел себя испытуемый во время диагностики.
Первый, предлагаемый дошкольникам старшей группы вариант – рисуночный. В подготовительной группе использую бланки с геометрическими фигурами. Бланки с цифрами и буквами – только во втором полугодии подготовительной группы, т.к. требуется, чтобы все диагностируемые хорошо понимали, что это за знаки.
Классический вариант для дошкольников по Бурдону: «нарисуйте во всех домиках окошки, а листочкам веточки» – не использую по двум причинам:
1) в тесте только два условия, а старшие дошкольники способны удерживать три;
2) дети (особенно девочки) начинают уделять слишком пристальное внимание прорисовке окошек – с цветами, занавесочками, теряя драгоценное время.
А вот для средних групп этот вариант очень даже подойдет. Только следует показать, что окна в этом задании нужно рисовать только определенным образом.
Особенности проведения корректурной пробы с дошкольниками
После объяснения инструкции прошу поставить карандаши на первую фигуру и начать по команде «На старт, внимание, марш!». Засекаемое на таймере время – 2 минуты.
После того, как звучит сигнал таймера, нужно остановиться, а организатор поставит в тесте отметку, позволяющую наглядно увидеть с каким объемом справился ребенок за 2 минуты.
Но при групповой диагностике дошкольников просто команды «Стоп» недостаточно. В группе детей всегда есть те, кто нацелен на «быстрее, выше, сильнее» и пока взрослый отмечает что-то в бланках других детей, делает задание, словно не слышал сигнала «стоп». А ведь это влияет на достоверность результата.
Чтобы избежать этого, использую игровой прием «Снежная королева»: «Ребята, когда услышите сигнал таймера, вы сразу замрите, словно Снежная королева вас околдовала. А я своей волшебной палочкой (она же ручка для отметки заданий) вас расколдую». После того, как все «расколдованы», объявляется «вторая серия». Таймер опять выставляется на 2 минуты, а карандаши нужно поставить на ту черту «с помощью которой вы были расколдованы».
Большинство детей старшей группы за 4 минуты успевают выполнить корректурную пробу полностью. Если именно при второй пробе стало больше ошибок, пропусков, снизился объем выполненного задания – это может показать, насколько истощаем ребенок.
Низкие результаты по корректурной пробе часто присутствуют у детей с ЗПР, СДВГ, РАС, астеническом синдроме. А вот безошибочно выполненный тест (нет ошибок и пропусков) при объеме менее 50% (5 строк из 12) – как показывает практика, указывает только на индивидуальные особенности темперамента. При индивидуальной работе такие дети обычно показывают более высокие результаты.
Но вернёмся ко «второй серии». При ее завершении вновь подключается «Снежная королева». Только на этот раз она заморозила мою «волшебную палочку». Даже, при сигнале таймера, театральным жестом кладу ручку на стол. Мол, от заколдованной палочки ледяным холодом веет:
«Не отчаиваемся! Буду расколдовывать вас вашими карандашами. Волшебная палочка успела им передать свою силу!».
Для чего нужен этот мини-спектакль при завершении теста? А пусть кто-то попробует просто забрать карандаш у ребенка, нацеленного найти все звездочки, кружочки и треугольники в корректурной пробе. Особенно когда осталась одна строка, но прозвучал сигнал «стоп». Конечно, многие дети могут подчиниться инструкции, но неприятный осадок в душе, от того, что дело не закончено может остаться.
А этот игровой прием позволяет «расколдовать детей», собрав карандаши и объявив, что «третью серию проводить сейчас не будем: «Если Снежная королева теперь и карандаши заколдует – спасаться от её чар будет уже нечем». Все довольны, все согласны и охотно переключаются на другие действия.
Детям нравятся эти задания и всякий раз они выполняют корректурную пробу с удовольствием.
Еще из диагностической практики: