Найти в Дзене
Психолог из детсада

Методика «Пиктограмма». Опыт использования в детском саду с дошкольниками

Оглавление

Расскажу об опыте использования методики «Пиктограмма» на занятиях с детьми подготовительной группы в детском саду. О процедуре проведения и обработке результатов. Покажу бланки, образцы детских работ.

Но для начала, в чем принцип создания пиктограмм и немного истории применения методики в отечественной психологии.

История возникновения методики «Пиктограмма»

Пиктограммы – это рисунки для опосредованного запоминания. Требуется нарисовать что то конкретное, для воспроизведения через время по памяти, боле широкого, обобщенного понятия.

Например, слово «пирожок» – понятие конкретное. И если вы попросите ребенка запомнить именно это слово, по рисунку его можно будет вспомнить очень легко. Но если потребуется запомнить слова «домашняя выпечка» и ребенок нарисует для этого пирожок, такое задание уже будет являться пиктограммой.

Пиктограммы, как методика, в психологии стали применяться благодаря А.Р. Лурии. Хотя сам основатель нейропсихологии утверждал, что первые пиктограммы практиковал его учитель – Л.С. Выгодский.

Александр Романович Лурия и его последователи – Б.М. Величковский, Е.Д. Хомская, Б.В. Зейгарник, с помощью образов для опосредованного запоминания образов, изучали особенности понятийного мышления, памяти, отслеживали характеристики ассоциативного процесса, особенности личности на основе проекций.

Исследования проводились в госпиталях после Второй мировой войны. Пациенты с нарушением восприятия затруднялись правильно передавать образы: рисунки были незаконченными, линии прерывистыми. Но при сохранении функций мышления и памяти, даже по этим пиктограммам они могли воспроизвести большую часть заданий. А вот пациенты с психическими расстройствами не справлялись с заданием уже на уровне получения инструкции.

Б.В. Зейгарник в своем труде «Патопсихология» приводит пример, что больной с шизоидными расстройствами не может понять условных связей, при задании нарисовать рисунок «Голодный человек».

– Нужно нарисовать хлеб, – начинает рассуждать он, – нет, у голодного человека не может быть хлеба, нужно нарисовать худого человека. Но не обязательно же худой человек – голодный. Может он болен? Конечно, и при болезни теряется аппетит. Вообще, болезнь нарушает всю суть человеческой личности.

Далее больной уходит в пространные рассуждения о здоровье и болезни, забыв о первичной задаче. При напоминании ему задания он сердится на экспериментатора. Мол, задание невыполнимое и, похоже, по отношение к нему (больному человеку) экспериментатор испытывает тайную неприязнь, раз дает такие задания.

В педагогике пиктограммы широко стали использоваться с 60-х годов прошлого века.

Для выполнения методики «Пиктограммы» взрослым прилагается стандартный белый лист бумаги. И испытуемый сам решает, в каком порядке делать рисунки для запоминания. Но для детей дошкольного возраста, я использую бланк-таблицу из 9 ячеек. Таблица распечатана на половину листа формата А-4.

Заполненный образец бланка "Пиктограммы"
Заполненный образец бланка "Пиктограммы"

Для диагностики в детском саду «Пиктограмму» не использую. Во-первых, есть более информативные методики, по которым можно отследить развитие произвольности внимания, памяти, психомоторного развития (фигуры Векслера, например). Во-вторых, результаты малоубедительны для родителей. Им трудно увидеть проблему там, где её видит специалист.

Что ты выдумываешь психолог. Ну не запомнил ребенок по рисункам твои странные задания «Сильный ветер», «Веселый мультфильм», «Научное открытие». Ну и что из этого? Может ему просто не хотелось такое задание делать. Даже мне не понятно, зачем его делать.

Как провожу методику «Пиктограммы» в детском саду

Использую задание «Пиктограммы», включив их в групповые занятия для подготовительной группы.

Не советую использовать методику часто (у меня в программе всего два занятия с промежутком в две недели между первым и вторым заданием). Дети могут помнить еще прошлые пиктограммы, а если рисовать вновь и вновь, то в голове «заваривается каша».

Инструкцию методики «Пиктограмма» адаптировала под дошкольников так:

– Предлагаю поиграть в игру для развития вашей памяти «Запомни слова». Слов будет много. Но их легче будет запомнить, если рисовать слова-подсказки на этих листочках (показываю бланк-образец, бланки детей уже лежат перед ними). Одно задание помещается в одной клеточке. Можете угадать, сколько всего в этой игре заданий? (Дети легко угадывают, что заданий 9.)

Давайте все вместе подумаем над первым заданием. Нужно будет запомнить слова «Большое животное».

Дети часто предлагают нарисовать слона, жирафа, верблюда, кита.

Правильно. Но, когда я вас попрошу вспомнить слова, нужно будет сказать не «слон», не «верблюд», не «кит», а «большое животное». Вы просто что-то рисуете, чтобы запомнить нужные слова.

Образец пиктограммы "Большое животное"
Образец пиктограммы "Большое животное"

Когда переходим к клетке №2, то вводится правило «Задание стало не «кричательным», и даже не «шептательным», а «молчаливым». Каждый думает сам и выполняет сам». Такое правило эффективно, а вот стандартную инструкцию «Далее каждый делает задание самостоятельно» дети часто нарушают, продолжая выкрикивать свои предложения.

Когда таблица заполнена пиктограммами, наступает момент проверки точности воспроизведения слов по рисункам. Если детей не более 8, то предлагаю им порисовать что-то прямо на обратной стороне бланка. Пока группа занята свободной творческой деятельностью, приглашаю по одному человеку в «секретную комнату».

Так у нас условно называется уединенный уголок с двумя стульчиками, где можно индивидуально у каждого проверить результат.

На проверку воспроизведения пиктограмм у одного ребенка уходит 1-1,5 минуты.

Какие пиктограммы предлагаю детям

На первой встрече:

1. Веселый праздник

2. Холодный день

3. Вкусный ужин

4. Тяжелая работа

5. Интересная игра

6. Дружба

7. Добрая учительница

8. Победа

9. Тёмная ночь

Вторая встреча:

1. Большое животное

2. Фрукты

3. Маленький сюрприз

4. Печаль

5. Больной ребенок

6. Снегопад

7. Смелый поступок

8. Красивая женщина

9. Новогоднее веселье

Как считаю результаты

Ребенок правильно самостоятельно воспроизвел слова, в клетке рядом с рисунком ставлю 2 балла.

Правильно вспомнилось одно слово из словосочетания (например, не «большое животное», а «большой слон») и далее по указанию взрослого «Вспомни точнее» ребенок сам поправляется – 1,5 баллов, если не вспоминает правильно – 1 балл.

Называет неверное обобщающее понятие, но близкое по смыслу (дикое животное). – 0,5 баллов.

Молчит, ничего не может вспомнить – 0 баллов.

Называет не пиктограмму, а только рисунок (это слон) – минус 0,5 баллов.

Называет не близкое к заданию понятие (моя игрушка) – минус 1 балл.

Не пытается даже вдуматься, дает ответы по принципу «полевого поведения» (что вижу в окружении, то и называю), не включается в сотрудничество – минус 2 балла.

Пиктограмма "Смелый поступок". Можно увидеть и личностные особенности детей
Пиктограмма "Смелый поступок". Можно увидеть и личностные особенности детей

Методика позволяет увидеть такие проблемы у детей, как слабую саморегуляцию при гиперактивности, сенсомоторные нарушения при обработке слуховой информации (нарушение восприятия, в том числе при аутизме), излишнюю отвлеченность или, наоборот, ригидность мышления, стереотипии.

С опытом использования других методик, рада буду познакомить вас здесь: #диагностика психолога из детсада

Если остались вопросы – пишите, отвечу вам в комментариях.

Ваш Психолог из детсада