Привет всем! Оказалась я на днях опять в Эрмитаже, нащёлкала фотографий. И сейчас поделюсь ими (с вами) с удовольствием. Без умной информации, которая давным-давно написана искусствоведами во многих источниках. Я же накидаю только лёгкие размышления «имени меня». Снимки эти сделаны именно в Эрмитаже, в самом настоящем Эрмитаже. То есть, в узеньком корпусе, рядом с Зимним дворцом. Сегодня он называется Малый Эрмитаж. Поэтому и статья названа так — Эрмитажный Петербург в моих фотографиях.
Каждый раз, попадая в этот Павильонный зал Эрмитажа, поднимаю голову наверх и громко ахаю от восхищенья. Арочные галереи второго этажа напоминают одновременно и итальянские палаццо и средне-азиатские мечети.
Кра-со-ти-ща неописуемая! Её автор — зодчий Андрей Штакеншнейдер, любимый архитектор императора Николая Первого. Именно он занимался внутренней реставрацией этого помещения (ранее этот зал выглядел иначе).
А император Николай Павлович был внуком Екатерины Второй. И вот с её повеления и появился сам Эрмитаж. Это узкое здание, светло-салатового цвета, с большим внутренним двором, связанное переходом с Зимним дворцом.
Почему именно Эрмитаж?
Ведь это наша матушка Екатерина положила начало коллекции произведений искусства. Сперва она выкупила 250 картин работы западноевропейских художников у немецкого купца Гоцковского и разместила их на стенах Зимнего дворца. Однако, её коллекция стремительно увеличивалась. Пришлось затеять постройку отдельного здания под названием «Уголок отшельника» (по-французски Эрмитаж). Здесь императрица предполагала прогуливаться в уединении, отдыхать от публичных обязанностей и мирских забот, в окружении экспонатов коллекции со всего мира. Так и появился Ламотов дворец, названный так в Петербурге по имени архитектора Валлена Де-Ламота (я не раз писала об этом). Сегодня это здание зовётся Малым Эрмитажем, потому что вслед за ним появились ещё здания, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж (коллекция-то росла и росла).
Знаменитый Золотой Павлин.
Главным украшением это Павильонного зала является Золотой Павлин в клетке.
Знаменитые часы Павлин приехали из Англии в 1777 году. Подарок императрице от Григория Потёмкина. Сегодня они расположились в самом центре главного зала, с окнами на Неву. Но при Екатерине часики находились в восточной галерее Малого Эрмитажа.
Удивительные часы работали без остановки круглосуточно. Сегодня же часики для посетителей заводят только один раз в неделю, в 19 часов. Открывает глаза Сова — символ ночи. За ней поднимает головку Павлин, расправляет корону на голове и громко кричит. Он — символ утра. Его хвост начинает раскрываться во всей красе под музыку в часовом механизме. Павлин кружится. И Петушок громко оповещает кукареканием о наступлении нового дня.
Приватные приёмы Екатерины Второй.
Но 250 лет назад часики стояли чуть поодаль, в галерее.
А здесь императрица устраивала роскошные приватные обеды. Знаменитый огромный стол после окончания трапезы автоматически опускался на первый этаж. Музыканты занимали места на втором этаже, на хорах. Начиналась музыкальная часть таких частных обедов-приёмов.
Менуэт сменялся полонезом, только что вошедшим в моду. Затем следовал задорный гросфатер. Так проходили мини-балы.
Далее, за столиками начиналась карточная игра. Удивительные по красоте и изяществу ниши располагают к неспешному и полезному общению, которое так любила Екатерина. Многие важные вопросы решались вот в таких почти уединённых местах.
Изумительные «Фонтаны слёз» гармонично вплетаются в архитектуру внутреннего убранства этого «Уголка отшельника». Они повторяют нежные очертания фонтанов крымского Бахчисарая.
И тут же, правее, привлекает наши взоры вмонтированная в пол мозаика.
Удивительная напольная мозаика
Мозаика в Павильонном зале является копией мозаики зала Ротонды музея Пио-Клементино в Ватикане (правда, в два раза меньше).
Римскую мозаику нашли в 1780 году при раскопках древнеримских терм города Окрикулума (это III век н.э.). На полу изображены сцены из древнегреческой мифологии.
Эту же красоту исполнили русские мозаичисты, находясь в Риме. Специально для интерьеров Павильонного зала. Но уже при реставрации Штакеншнейдера. То есть, при правлении Николая Первого.
Подвесной Зимний сад Малого Эрмитажа
А эти огромные окна-двери, рядом с мозаикой, — что сейчас, что и при Екатерине — вели и ведут нас в Зимний сад.
Только раньше сад был закрыт стеклянным потолком. На первом этаже находились императорские конюшни. Гости императрицы выходили в сад во время обеда или музыкальных дивертисментов. Все любовались огромными цветущими заморскими растениями, бушевавшими посреди журчавших фонтанов. От этого центрального Павильонного зала Ламотова дворца, вокруг Зимнего сада, идут по периметру галереи для экспонатов. По ним-то и любила прогуливаться императрица в уединении.
А сегодня Зимний сад открыт голубому небу и солнцу. Но фонтаны и скульптуры пока находятся в коробах, ещё холодно. И для посетителей музея вход в сад закрыт. Можно любоваться им только через окна...
Заключение
Мне вдруг показалось забавным, что слово Эрмитаж, выбранное для этого здания самой императрицей Екатериной Второй как Место для уединения, стало сегодня, НАОБОРОТ, очень многолюдным Местом! Эрмитажем сегодня называется весь музейный комплекс, принимающий ежегодно миллионы посетителей.
Ничего себе — «Уголок отшельника»?! Но, думаю, императрице ... даже понравилось бы то, во что превратилось сегодня её когда-то Великое начинание))).
Размышляя над этим, я посмотрела в эрмитажное окно.
Нева проснулась. Почти прошёл первый лёд.
Скоро пройдёт лёд с Ладоги, зазеленеют деревья на Дворцовой набережной и на Стрелке Васильевского острова.
И откроется туристический сезон на воде!
Спасибо за внимание! Берегите себя! До встречи!