Сегодня вступает в силу постановление Правительства РФ № 1291 от 13.02.2024 года, которое запрещает серые схемы ввоза авто- и электромобилей через страны ЕАЭС. Если машина растаможена, например, в Киргизии с использованием тамошних льготных схем, всё сэкономленное на платежах просто приплюсуют к утилизационному сбору. Включая и ту разницу, что возникает из-за занижения таможенной стоимости. Напомню, что льготные схемы растаможки в странах ЕАЭС действуют исключительно для внутреннего пользования, и не предполагают вывоза таких машин в Россию. Так, например, электромобили там не облагаются ни пошлинами, ни НДС, ни акцизами, что в прежние времена позволяло экономить миллионы рублей.
Для понимания собрал в таблицу примеры формирования цены на три популярные у «параллельщиков» модели. Совокупный таможенный сбор вычислен по российским правилам для юрлица. При ввозе через условную Киргизию от этого сбора платилось когда 20%, а когда и меньше, так что можете прикинуть разницу.
И несколько ремарок.
1. Расчёт последовательного гибрида Lixiang L7 делается также, как для электромобилей: во внимание принимаются только параметры электромоторов. Для параллельных гибридов типа Toyota Prius схема другая.
2. Пошлина на электромобили составляет 15%. Такая же действует в странах ЕАЭС, но там есть ещё и беспошлинный режим ввоза по квотам, продлённый недавно до конца 2025 года.
3. При расчёте акциза используется 30-минутная мощность электромоторов, которая значительно меньше номинальной. Например, у Lixiang L7 два двигателя выдаются суммарно 449 л.с. в пике, но 30-минутная мощность, указанная в ПТС, составляет 135 кВт = 184 л. с.
4. Значительной статьёй расходов при белом ввозе электромобилей является НДС = 20%, которые платится также и физлицами.
5. Утилизационный сбор для новых электромобилей практически не значим: при ввозе частным лицом он составляет 3,4 тысячи, при ввозе юрлицом — 32,6 тысячи.
6. В случае с электромобилями и последовательными гибридами экономии от ввоза физлицом практически нет, например, для Volkswagen ID.4 разница в совокупном таможенном сборе ничтожная — 929 тысяч против 900 тысяч. Другими словами, покупателям теперь гораздо безопаснее иметь дело с продавцами-юрлицами.
7. В целом, по моим прикидкам, электромобили ценой порядка 5-6 млн рублей подорожают до 7-8 млн рублей.
С уже ввезённых машин разницу взыщут задним числом
Само по себе постановление правительства №1291 обратной силы не имеет, то есть, если вы уже владеете автомобилем, ввезённым через условную Киргизию, доначислить драконовский утильсбор вам не смогут. Но для Федеральной таможенной службы это не помеха, потому что она имеет право в течение трёх лет дособирать всю разницу в утильсборах, НДС, акцизах и пошлинах без каких-либо дополнительных разрешений. И ФТС этим активно занимается.
Буквально на днях обратился ко мне перекупщик, который в 2021-2022 году ввёз шесть лохматых японских автомобилей через Белоруссию. Он оформлял их на бабушку и декларировал как товар для личного пользования. И хотя всё это происходило до августа 2023 года (когда разграничили частный и коммерческий ввоз), ФТС усмотрела в его действиях подлог: в исковом требовании ФТС обосновала, что шесть автомобилей для частного пользования явно многовато. В итоге бабуле перекупа пришло требование доплатить 2,3 млн рублей утильсборов и около полумиллиона пеней.
Вообще первыми под удар попадают перекупщики, потому что ФТС сначала вменяет иск импортёру. Но владельцам машин от этого не легче, потому что в исковых требованиях ФТС нередко требует приостановить регистрацию автомобиля. Посмотрим, конечно, практику, но думаю, что в отдельных случаях оплачивать сэкономленную разницу придётся не перекупщику, а владельцу. Для машины, ввезённых после августа 2023 года, это в принципе так: например, в случае перепродажи машины менее чем через год, коммерческий утильсбор обязан заплатить новый владелец.
Вот как-то так. И это — не первоапрельская шутка.
А вот мини-отчёт владелицы Volkswagen ID.4, которая успела купить его по старым ценам за 3,1 млн. В её случае получалась сплошная экономия и при покупке, и при эксплуатации.