Большая часть негатива к электромобилям возникает, когда их покупают по-дурацки, не очень понимания ограничений, которых (увы) пока ещё много. Но вот обратный пример: этот Volkswagen ID.4 оказался во многом оправдан.
У Антонины обеспеченная семья, и она привыкла к премиум-автомобилям типа Range Rover и BMW X6. Но когда встал вопрос об автомобиле для городских разъездов с ребёнком, Антонина поняла, что шибко навороченная машина ей не нужна. В семье никогда не было электрокара, но когда они с мужем углубились в вопрос и взвесили все варианты, захотелось рискнуть.
Электромобиль оказался дешевле
Volkswagen ID.4 куплен в июне 2023 года за 3,1 млн рублей. Близкий по габаритам Volkswagen Tiguan в моноприводной версии стоил примерно на миллион дороже. Правда, пришлось ещё докупить домашнее зарядное устройство мощностью 7 кВт за 30 тысяч рублей.
Зарядка (почти) бесплатная
Ночной тариф на электроэнергию составляет 1,64 рубля, и зарядное устройство запрограммировано пополнять батарею «фольца» только в льготный период. За ночь батарея успевает зарядиться до 80%, после чего процесс прекращается для сохранения ресурса. Расход энергии составляет 15-20 кВт*ч/100 км (зимой до 30 кВт*ч), и даже с учётом потерь при зарядке (10%) километр пробега стоит 27-49 копеек, то есть раз в десять-пятнадцать дешевле автомобильного. Антонина говорит, что летом заряжается раз в неделю на 85 рублей (на пробег 250-300 км).
Транспортный налог минимальный
Заднеприводный Volkswagen ID.4 имеет один электромотор мощностью 204 л.с., и в Челябинской области транспортный налог бы составил 15 300 рублей, но из-за введённых в 2022 году льгот он нулевой.
ОСАГО выгоднее
Высокая мощность могла бы сказаться и на ОСАГО, но по паспорту VW ID.4 имеет мощность 70 кВт, что равно 95 л.с. Страховка в этом случае дешевле в полтора раза. Подлога, кстати, нет: просто у электромобилей в паспорте записывается не пиковая мощность, а так называемая 30-минутная (подробнее о ней). Уточню, что при равномерном движении электромобилю нужна очень низкая мощность, например, при скорости 100 км/час VW ID.4 расходует 16 кВт*ч/100 км энергии, то есть средняя мощность составляет 21 л.с. (да-да, электромобили довольно эффективны). Поэтому 95 л.с. вполне достаточно для дальнобоя, а все 204 л.с. используются лишь во время разгонов.
Урезанное техобслуживание
Для бензиновых машин ТО делается в среднем раз в 8-12 тысяч км, и подразумевает ряд специфических работ: замену моторного масла и фильтров, а на больших пробегах — ремней, цепей, свечей и так далее. С электромобилем проще: межсервисный интервал ID.4 составляет 16 тысяч км, причём всё сводится к осмотру/диагностике. Масло в редукторе, например, заливается на пробег более 160 тысяч км (хотя муж Антонины заменил его после обкатки на всякий случай).
Итого
Антонина признаёт, что её ID.4 годится в основном на роль второй машины в семье, обязательно требует домашней зарядки и почти исключается дальние вояжи. Летний пробег в 400-500 км сокращается зимой до 250-300 км, и даже к родственникам на юг области Антонина предпочитает ездить на машине мужа. Кроме того, зарядка на скоростных ЭЗС обошлась бы значительно дороже: 16-18 рублей за кВт*ч.
Но для её узких задач ID.4 подошёл идеально: Антонине нравится простор на задних сиденьях, хороший тачскрин, интуитивность управления и динамика. А в аномальные морозы оказалось, что салон ID.4 прогревается гораздо быстрее, чем у дизельного внедорожника мужа.