Ключевой параметр электромобиля — дальность хода на зарядке. Он всегда есть в паспортных данных, но всегда немного лукав, особенно — у китайских электромобилей. И этому есть объяснение (ну да, азиатская хитрость, но не только).
Вообще есть три основные методики измерения дальности хода электромобилей: китайская CLTC, европейская WLTP и американская EPA. На графике ниже я отразил дальность хода для Volkswagen ID.4, который сертифицирован по всем трём стандартам.
Как видите, по американской методике EPA на полной зарядке ID.4 проезжает почти на 40% меньше, чем по оптимистичной китайской CLTC.
Секрет, естественно, в разных графиках движения: американская методика по многим параметрам жестче остальных. Кроме того, американцы применяют строгие корректирующие коэффициенты (порядка 0,7), которые снижают пробег с учётом факторов, которые трудно оценить на стенде.
В таблице выше я собрал некоторые параметры тестовых циклов. На первый взгляд, китайская методика не так и плоха, например, максимальная скорость составляет 114 км/час против американских 97 км/час. Но обратите внимание на долю цикла, в течение которой автомобиль движется на высоких скоростях: в китайском варианте машина едва касается пиковой скорости, тогда как в европейском цикле WLTP на скоростную езду приходится 10% цикла, в американской EPA — 20%.
Для электромобиля самые проблемные режимы — это именно движение с высокими скоростями. Поэтому американская методика получается самой жесткой и даёт более реалистичный результат. Насколько?
Возьмём один из самых дальнобойных электромобилей — Lucid Air. По методике EPA он проходит на зарядке аж 830 км (с батареей 112 кВт*ч). В тесте американского журнала Car and Driver с постоянной скоростью 75 миль/час (120 км/час) Lucid Air показал результат 656 км. В тесте издания InsideEV на скорости 112 км/час Lucid Air продержался 804 км, а журналисты Edmunds проехали 812 км в собственном стандартизованном цикле, который сочетает городскую и загородную езду (55:45). В целом, методика EPA даёт относительно реалистичный результат для смешанных поездок в тёплое время года (город+трасса).
Китайская методика CLTC более-менее реалистична для городской езды в тёплое время года, но для смешанных режимов завышает результат. Я обычно отнимают от цифр CLTC примерно треть и получается более-менее реалистичная автономность для режима город-трасса.
И пару слов о европейской методике WLTP. Этот цикл пришёл на смену устаревшей методике NEDC и значительно жёстче, но всё равно занимает промежуточное положение между CLTC и EPA (чуть ближе ко второй). Летом я проверял дальность хода «Москвича-3е» с паспортным запасом 410 км по WLTP. Я ездил по трассе на скорости в районе 80-90 км/час, и в конце дня с учётом остаточного запаса в батарее получилось примерно 410 км. Для городских электромобилей WLTP даёт вполне реалистичный результат.