Придётся делать то, что можешь, там, где ты есть. Как и всегда, в принципе.
Это самая важная статья в моём цикле про психиатрию, потому что здесь описана суть: выход есть всегда и не один. Человек может надломиться. Такое бывает. От этого никто не застрахован. И с этим можно справляться.
Мы часто видим страдания людей, которые живут с человеком «не нормальным», с человеком особенным. Это может быть их ребенок, родитель, любимый. Это может быть любой диагноз, любого типа, от патологии характера, до помрачения сознания. Даже вы сами можете обнаружить себя в теле, которое имеет симптомы. И с этим можно жить.
Жить в обществе.
Человеку природой свойственна коммуникация, общение. Человек рождается в контакте с человеком, вырастает, благодаря заботе человека и потом проживает всю жизнь среди людей.
Здоровая, гармоничная личность не испытывает тяготы в этом контакте, она довольна собой и окружающими. Но болезнь окутывает личность, появляются симптомы, от них происходят страдания, глубокие, персональные переживания, не понятные окружающим, они отделяют человека от общества. Дезадаптируют, ограничивают его. Это как стеклянный купол. Сквозь который человек не может достучаться до других и к нему не может проникнуть никто.
Смотрели фильмы об одиночестве в необитаемых местах (Изгой, Пляж, Джунгли)? Там у людей было огромное желание контакта, жажда его так сильна, что пошатывалась психика, были зрительные и слуховые галлюцинации. Знаете же, что в тюрьмах самые тяжёлые меры наказания — это содержание в одиночной камере. Изоляция.
А теперь представьте, что человек не здоров. В этом нет его вины, его психика организовалась так. Так вышло. Причины — не важны по итогу. Важен факт — у человека диагноз: он имеет симптомы психиатрического заболевания. У него болит душа, так же, как у кого-то болит голова или ноги на погоду крутит. Вы же помните, что человека может укусить клещ или он может получить черепно-мозговую травму и «приветик». Всё, он не тот, кем был, того не стало он где-то под куполом. Да, это метафорический купол, его по прежнему можно обнять, и поговорить в него. Но не с ним. С ним нельзя, нет коннекта. Сложно понять, если ты с этим не сталкивался.
Ну вот и прикиньте, такой человек в одиночестве. Здоровые от этого сходят с ума, а тут уже проблемки есть, а сверху ещё и отрешение от социума… Страх одиночества один из базовых, наряду со страхом смерти.
Не будьте в одиночестве и не оставляйте в нём никого. Для начала не будьте.
Излечение состоит в системном подходе, гармонизации, возврате человека в жизнь!
Итак, у нас есть личность, которую окутала болезнь и теперь общество её отвергает.
Идём потихонечку. Параллельно делая по одному шажочку в каждой области. Ищем методы, для того, чтобы добиться своего: жить свою жизнь, не смотря на наличие диагноза (собственного или у близкого человека).
Личность.
Требует восстановления. Возврата к свободной, функциональной жизни и общению. Мы помним, что если диагноз есть, то его уже не убрать. Но, хорошая новость в том, что один и тот же симптом может проявляться по разному (слабее, реже) или не проявляться вовсе. Для этого нужно быть уверенным в том, что есть методы, которые приведут к ремиссии, что есть люди рядом и специалисты, которые помогут, что бросать нельзя, нужно искать то, что всегда будет поддерживать, и что диагноз — не приговор.
Восстановление:
1. Стабильная психофармакотерапия (стабильная — значит доступ к ней, возможность её корректировать);
2. Тренинг социальных навыков, психотерапия, личная информированность;
3. Психологическая работа с родственниками;
4. Профессиональное восстановление (функциональность).
Болезнь.
Требует своего купирования. Максимально эффективного и быстрого снятия симптомов. При этом эффект должен быть максимально стабилен. Методы лечения должны быть безопасными и нормально переносимыми. Именно нормально, бывает так, что побочные эффекты всё же есть, но иногда стоит потерпеть. Например, спать от таблеток пол дня лучше, чем свернуть себе шею в приступе психоза.
Купирование:
1. Психофармакотерапия. Иногда она не возможна амбулаторно, значит — в больничку ложимся. Ничего в этом страшного;
2. Психотерапия ( Когнитивно-поведенческая, клиническая, психодинамическая)
3. Другие врачебно-психиатрические методы (ЭСТ, Гемосорбация, Арт-терапия).
Социальное окружение.
Требует понимания. Понимания, что происходит с конкретным человеком. Это поможет ни в коем случае не ставить на нем крест, сформировать вокруг него терапевтическую среду, обеспечить стабильность. Стабильность его жизни и терапии(!). Обеспечить конфиденциальность субъекта. Это очень важно. Видели такую картину, когда близкие сперва хаят больного, называют дурачком и щизофреником на каждом шагу, а потом удивляются: что это его на работу брать не хотят, с ним же уже всё нормально…
Понимание:
1. Психокоррекция родственников (терапия и, возможно психофармакотерапия. Болезнь близкого для многих очень тяжкое испытание. Нужно обезопасить и поддержать себя сперва, потом других подтягивать);
2. Личная информированность и понимание всех членов окружения, что это не клеймо. Что это состояние, с которым можно справиться так-то и так-то. Понимание, что может быть и как. Это помогает тяжёлым больным вовремя, безболезненно отправляться на лечение и возвращаться после него домой. Это очень важно.
Весь этот процесс может иметь обратный порядок:
Понимание — купирование — восстановление.
Или Купирование — понимание — восстановление.
И не только. Всё уникально. Всё может быть очень по разному. Ситуацию необходимо взять в свои руки. Главное, на этом пути - избегайте одиночества. Поделитесь с вашими близкими. Найдите специалистов, их много: платных, бесплатных. Окунитесь в информационное поле (научное, медицинское). Найдите группы поддержки, соратников, людей, у которых схожая ситуация. Будьте плечом к плечу. Сломать одну тростинку легче, чем пучок.
Успехов. Силы. Веры.