Эмоциональное взросление девочки – это смена последовательных психологических периодов жизни, тесно связанных с происходящими в организме физиологическими изменениями. При этом происходят значительные изменения в поведении и общении, отношениях с близкими и окружающими людьми. Если в критические периоды эмоционального взросления происходит влияние негативных факторов, родители упускают из вида важные моменты в общении, характер девочки и ее поведение могут пострадать, и как результат – сформируется «трудный подросток».
У девочек и мальчиков значительно отличается психологическое и физическое развитие в одном и том же возрасте, они по-разному общаются со взрослыми и сверстниками. Считается, что с воспитанием мальчиков всегда сложнее, а девочки спокойнее, послушнее, мягче, им проще дается учеба, у них меньше психологических проблем. Но это далеко не так: для девочек разного возраста характерны свои психологические особенности, которые влияют на многие сферы жизни, на развитие и здоровье.
Невозможно выделить четкой этапности в психо-эмоциональном развитии девочки, так как это непрерывный процесс становления, развития и окончательного формирования психики девочки. Параллельно с заботой о здоровье, росте и развитии малышки, с самых первых дней ее жизни нужно заботиться и об ее психическом, эмоциональном развитии и воспитании. Важно всегда уделять много внимания этому вопросу, формируя в девочке типично женские черты личности. Подобное воспитание важно всегда, но особенно важен в этом аспекте период от 5-6 до 9-10 лет, когда происходят значимые события в жизни: переход из детского сада в школу, формирование новых социальных связей и ролей. В это время значительно увеличиваются умственные и психоэмоциональные нагрузки.
Отличия в воспитании девочек и мальчиков
С самого рождения девочка развивается по особенному пути, что изначально определяется природой, а затем – поведенческой психологией. Именно поэтому для девочек более характерны стереотипное поведение – они хорошо усваивают определенные навыки, постепенно доводят их до совершенства, а в дальнейшей деятельности используют их постоянно. Однако новые виды деятельности девочки осваивают с осторожностью, редко стремятся к рискованным экспериментам.
Еще с младенческого возраста в развитии девочек идет преобладание левого полушария мозга, и поэтому они раньше мальчиков начинают говорить, считать, писать и общаться со сверстниками (в левом полушарии находятся центры, отвечающие за навыки коммуникации и речь). Поэтому считается, что с девочкой проще договориться – она способна внимательно выслушать взрослого и быстро принять и проанализировать полученную информацию.
С пространственным мышлением у девочек дело обстоит хуже, они сложнее воспринимают визуальную информацию по сравнению со словесной. Именно поэтому в народе говорится о том, что «женщины любят ушами, а мужчины – глазами». Девочки хуже мальчиков способны ориентироваться в схемах, чертежах, картах или диаграммах, зачастую они только сбивают девочек с толку, чем помогают им. К школьному возрасту мальчики подключают в работу левое полушарие, которое постепенно доминирует у них, а у девочек в этот момент «включается» и правое, что дает им возможность целостного и эмоционального восприятия мира. При этом у девочек доминирует образное и интуитивное мышление, а логические умозаключения им делать сложнее. Любая информация, которую воспринимает девочка, эмоционально окрашена.
При этом психологи отмечают, что девочки более выносливы эмоционально, им легче адаптироваться в тех условиях, в которые они поставлены, они менее склонны к неадекватной реакции на стрессы или переутомления.
Таким образом, до определенного возраста девочки доставляют окружающим – родителям, воспитателям меньше беспокойства: они не столь интенсивно шумят и балуются, менее любознательны, более гибкие и относительно уравновешенные, всеми силами хотят понравиться взрослым, чтобы установить с ними эмоциональный контакт. За счет этих качеств девочкам в дошкольном и младшем школьном возрасте проще принять предлагаемые им модели поведения. Но растить их не намного проще, так как ближе к переходному возрасту начинается гормональная перестройка, а вслед за ней и переоценка ценностей, что проявляет все ошибки в воспитании. Именно в этом возрасте девочка может стать совершенно неуправляемой и трудной.
Проблемы женской эмоциональности
Если на девочку возложить непомерные по ее возрасту нагрузки, если она будет переживать постоянные стрессы, это может негативно отразиться на ее здоровье. Девочки впечатлительны, эмоциональны, и это дает им пищу для страхов, комплексов и даже психосоматических заболеваний. Они длительно способны помнить негативные эмоциональные реакции и носить их в себе, что становится основой для ночных страхов, неврозов, заикания и других проблем. При игнорировании родителями первых сигналов могут возникать глубинные проблемы – тогда девочка начнет проявлять негативные черты характера. Разобраться в сложностях в этом случае будет под силу только опытному психологу.
Особенно велика в подростковом возрасте роль мамы и модели ее поведения. При этом важно не столько то, что мама пытается привить девочке словесно, сколько то, что наблюдает девочка в мамином поведении. В этом возрасте закладываются основы девиантного поведения в будущем, при негативном или асоциальном поведении матери дочь принимает на себя эту модель, именно в этом случае говорят «дочь пошла по стопам матери».
С другой стороны, реализация своей собственной женской сущности у девочки-подростка возможна не только в подражании матери, но и в полном от нее отделении, осознании собственной уникальности. Это может проявиться в виде капризов и непослушания, в навязывании своей позиции, в манере одеваться и вести себя вопреки маминым представлениям о вкусе и красоте. Если этого не знать и давить на девочку, заставляя принять свою позицию, можно получить в ответ протестное поведение и в последующем – невроз. При всем этом девочка остро нуждается в мамином мнении, причем не всегда оно должно быть хвалебным, может быть и отрицательным – это помогает формировать женскую состоятельность.
По факту на протяжении всего периода – от дошкольного до подросткового возраста девочка колеблется меж двух полюсов – отделения или идентификации себя с мамой.
Дружба для девочки
В этом возрасте важны не только отношения со взрослыми, с родителями, но и дружба, и товарищеские отношения с ровесниками. В основном для этого возраста характерна однополая дружба, и к своим привязанностям девочки относятся особенно ревностно. Это также напрямую связано с эмоциональностью и вербальным восприятием. Отношения с подругами крайне важны для девочки, и они оказывают на нее очень большое влияние. Ссора с подругой или ее резкие высказывания могут вызывать самые негативные реакции, вплоть до истерик и депрессий.
Маме нужно следить за окружением девочки, знать ее подруг, внимательно оценивать, какое влияние оказывают на дочь ее подруги и знакомые, ведь эти отношения закладывают коммуникабельность. Если в таком возрасте ребенок переживет трагедию в дружбе или отстранится от коллектива, в дальнейшем это может привести к развитию комплекса «белой вороной», к формированию замкнутой и необщительной личности.
При этом нельзя забывать о том, что важна и собственная самооценка, настроение, независящее от мнения друзей. Нужно сказать девочке о том, что у нее должно быть и личное пространство.
В этом возрасте могут быть и первые влюбленности, актуальны отношения с мальчиками. Но речь идет не о полноценных свиданиях и близости, а о заинтересованности противоположным полом. Девочка примеряет на себя роль будущей женщины, она может переживать трагедии от того, что предмет интереса не обращает на нее внимания. Отмахиваться от подобных проблем нельзя, нужно выслушать и утешить дочь, не оставляя ее один на один со своими проблемами.
Как понять, что есть проблема?
Часто родители девочек жалуются на то, что дочери становятся непослушными и неуправляемыми, отказываются выполнять привычную работу по дому, плохо учатся и постоянно закатывают истерики. Причин для этого может быть немало, но самой главной из них может стать банальное переутомление и многочисленные обязанности, связанные со школой, работой по дому, дополнительными кружками. Несмотря на общение с одноклассниками и друзьями, девочка может быть обделена вниманием и одинока, что, конечно, сказывается на поведении.
Сложности в общении с девочкой, неадекватное поведение – это сигнал обратиться к психологу, психотерапевту, неврологу. Родителям не стоит бояться того, что девочке будет выставлен какой-то из диагнозов. Например, в случае появления ночных страхов, истерик, нервных тиков, заикания обращение к врачу не просто желательно, а необходимо! Родителям, в свою очередь, нужно уделять больше времени совместному пребыванию с девочкой, отдыху и приятному времяпровождению.