Найти тему
140 подписчиков

Михаил Шемякин приглашает к рассуждению об одежде как о материале для творчества

Талант Михаила Шемякина очень многогранен. Мы знаем его как художника, скульптора и театрального деятеля. Но существует и Шемякин-аналитик, исследователь истории искусства, уже около 60 лет сопоставляющий образы разных эпох и разнообразных направлений искусства.

Михаил Шемякин у себя в мастерской во Франции
Михаил Шемякин у себя в мастерской во Франции
Михаил Шемякин: «В своё время, в далекие 60-е годы, я начал собирать, сравнивать и анализировать репродукции произведений изобразительного и ритуального искусства - Метафизические головы, Метафизические фигуры, с целью синтезировать общность произведений разных мастеров, понять суть образа и на основе этого попытаться создать новую знаковую систему в искусстве ХХ века. С годами поиски и количество тем всё расширялись параллельно с развитием моего творчества и расширением моего аналитического визуального опыта».

За годы поисков Михаил Шемякин смог собрать богатейшую коллекцию различных образов и систематизировать их по темам, а точнее, сотням различных тем. Одной из самых ярких стала – «Одежда в искусстве». Она приглашает к рассуждению об одежде как о материале для творчества, для выражения глубокой мысли, выраженной творцом в, казалось бы, простом платье или костюме.

Маттеуc Мериан, XVI век, гравюра. Из коллекции образов Воображаемого музея Михаила Шемякина «Одежда в искусстве». Тема «Одежда Христа»
Маттеуc Мериан, XVI век, гравюра. Из коллекции образов Воображаемого музея Михаила Шемякина «Одежда в искусстве». Тема «Одежда Христа»

Материалы исследования очень разнообразны и разбиты автором по темам – «Одежда Христа», «Одежда в костюмах диктаторов», «Одежда как память» и многие другие, раскрываются богатейшим иллюстративным рядом. Шемякин находит удивительные произведения искусства, созданные из самых неожиданных материалов. Так, лёгкое кружевное платье оказывается «сотканным» из черепков разбитой посуды, а пышный кринолин начала XVIII века, оказывается бумажным каркасом. Клочок полуистлевшей ткани может стать немым свидетелем страшной эпохи, а китель диктатора становится новым Буддой.

Михаил Шемякин: «Меня интересовало не столько то, кто и когда создавал заинтересовавшее меня произведение, сколько линейное, ритмическое, композиционное, колористическое и концептуальное сходство у разных мастеров, независимое от времени и места».

Михаил Шемякин проводит неочевидные параллели между схожими линиями, формами и оттенками цвета в головных уборах, рубашках, туниках, пальто, костюмах, созданных разными художниками и скульпторами на протяжении всей истории мирового искусства. Можем лишь догадываться о том, насколько глубоки познания художника и насколько широка его «насмотренность» в теме «Одежда в искусстве».