Найти тему
Питерская квакушка

Аутизм – это приговор? Все, что Вы хотели знать об аутизме, аутистах и методах их реабилитации

картинка из интернета
картинка из интернета

В последние годы, в нашу жизнь все больше и больше входит такое понятие как аутист. Люди-загадки, которые вызывают удивление, непонимание и даже страх, у многих обычных людей.

Аутизм, - что это? В каком возрасте начинает проявляться аутизм? Его первые признаки? Что делать и как адаптировать аутиста к жизни в обществе и возможно ли это? Стоит ли бояться аутистов и как с ними общаться? На эти и другие вопросы, отвечает врач-эрготерапевт, педиатр, Титова Наталья Юрьевна.

Аутизм - расстройства аутистического спектра (РАС), – это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации – процессе общения и передачи информации другим людям. При аутизме наблюдается ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение. У разных пациентов нарушения выражены в разной степени, при этом они могут как сопровождаться, так и не сопровождаться нарушениями речевого и интеллектуального развития.

Если простыми словами, то аутизм – это расстройство психического и психологического развития. В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Люди с такой особенностью психического и психологического развития ориентированы вглубь себя, закрыты от общества. Не хотят и не могут с ним взаимодействовать, на привычном нам уровне, из-за разницы в восприятии окружающего мира.

Диагноз аутизм, обычно, ставят в возрасте 2-5 лет, но первые признаки аутизма, можно заметить в более раннем возрасте 1-1,5 лет (до года, даже по первым признакам аутизма сложно поставить верный диагноз).

Первые признаки аутизма у детей до года, которые должны насторожить родителей

малыши проявляют меньший интерес к ярким игрушкам, менее подвижны, у них скудная мимика. По мере взросления (в возрасте 5-6 месяцев) груднички с аутизмом практически не интересуются находящимися рядом предметами, не пытаются их схватить, при этом мышечный тонус рук у них развит нормально.

В дальнейшем, когда ребенок немного подрастет, то можно увидеть косвенные признаки, которые должны подвигнуть родителей обратиться к специалистам.

Косвенные признаки - социальные симптомы (избегает смотреть в глаза, избегает общества взрослых и других детей, не выносит прикосновения к себе других людей и пр.); проблемы коммуникации (задержка речевого развития, отсутствие интереса к окружающему миру, не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом, говорит о себе в третьем лице и пр.); монотонность (стереотипность) поведения (безостановочно повторяет одни и те же простые движения;
с огромным трудом приспосабливается к новым условиям жизни - даже появление новых предметов в комнате, или же новой одежды, новой посуды может его пугать и нервировать;с трудом «терпит» присутствия в его обществе незнакомых ему людей и пр).

Что делать родителям, если их ребенку поставили диагноз аутизм? Прежде всего – принимать своего ребенкa таким какой он есть; поощрять любые попытки ребенка установить контакт, помогать ему развивать навыки общения.

Можно ли вылечить аутизм? Увы, - нет. Аутизм относится к тем заболеваниям, которые не лечатся. Но не все так страшно. При помощи специалистов, которые помогут родителям развить необходимые навыки, можно значительно улучшить состояние ребенка и помочь ему адаптироваться к окружающему миру.

Адаптация к обществу

Все зависит от тяжести аутизма. Лучше начать адаптацию рано.
Можно начинать с 1.5 - двух лет, когда уже видны признаки аутизма.
Главные области:
- обслуживание себя (туалет, гигиена, одевание/раздевание и питание)
- общение
- учеба

-работа для высоко функциональных
Обслуживание себя
Ребенку проще когда действия повторяются изо дня в день. Он чувствует себя в безопасности и уверен в том, что произойдет потом.
Учим с помощью карточек- картинок с обозначением действия шаг за шагом - все поэтапно. Хорошо демонстрировать действие самим или показывать видео.
У аутистов есть проблемы с имитацией, поэтому нужно много раз повторять действия, которым обучаем.
У аутистов часто есть трудности с восприятием сенсорных стимулов, таких как шум, свет, прикосновение, вкусовые ощущения и так далее.
Ребенок может избегать каких то стимулов, чтобы не было перевозбуждения нервной системы, а может наоборот их искать, так как его телу нужны эти стимулы. Это надо учитывать и создавать оптимальные условия для жизни и обучения, например, тихая обстановка без раздражающих звуков и яркого света, обрезать ярлычки на одежде или подбирать одежду в зависимости от предпочтений ребенка.
Мягкую если у ребенка чувствительна кожа или плотную обтягивающую, если ребенку нужна дополнительная стимуляция тактильных рецепторов.

У аутистов часто ограниченная диета из за нарушенного сенсорного восприятия в ротовой полости и проблем с желудочно-кишечным трактом. Они едят только те продукты которые не вызывают у них негативного восприятия и очень бояться пробовать новые продукты. Поэтому будет полезно проконсультироваться с гастроэнтерологом.
Обычно дети совершают какие- то ритуалы (прыгают на месте или махают руками). Это помогает им чувствовать себя в безопасности или давать необходимую стимуляцию телу.
Нельзя это запрещать - это средство регуляции нервной системы. Можно только осторожно перевести это в более социальную форму. Например, не махать руками, если рад, а хлопать в ладоши. Но сейчас считается целесообразнее оставить то что ребенок выбрал сам.
Важная область -
общение.
Есть аутисты которые владеют речью и которые нет. Для не владеющих речью адаптация зависит от уровня развития. Для общения используются карточки пекс - это карточки с картинками, с помощью которых ребенок может выразить свои желания и потребности. Например, если ребенок хочет яблоко, он дает карточку с яблоком.
Также много электронных программ, где ребенок нажимает на картинку и программа это озвучивает.
Можно составлять целые предложения.
Для тех, кто имеет проблемы с моторикой, есть программы,где идет управление с помощью глаз. Ребенок смотри на картинку или слово и машина его озвучивает.
Учеба: в раннем возрасте обучение происходит через игру.
Главная задача это заинтересовать ребенка в игре со взрослым и сверстниками. Аутисты обычно предпочитают быть сами по себе потому, что они не знают как общаться и не видят в общении с другими людьми смысл. Главная задача привлечь внимание ребенка к себе и дать понять, что общение приносит удовольствие. Когда ребенок понимает что общаться с другими интересно, он сам пойдет на контакт и тогда в игровой обстановке его можно обучить многим навыкам. Для обучения в школе хорошо иметь тьютора или помощника который будет с ребенком все время обучения.
В зависимости от степени аутизма есть разные варианты обучения: специальные классы или учеба в обычном классе,но по адаптированной программе.
В зависимости от уровня аутизма люди достигают разных результатов в обучении.

картинка из интернета
картинка из интернета

Люди с аутизмом могут закончить школу, и даже высшее учебное заведение.
В наше время с хорошей ранней адаптацией аутисты хорошо социализируются в жизни. Они работают, создают семьи и растят детей.
Не стоит бояться и опасаться аутистов. Любое их необычное поведение это их язык общения. Этим они говорят, что им не комфортно или этим они себя успокаивают.
Многие аутисты имеют проблемы с восприятием сенсорных стимулов. Поэтому при общении надо об этом помнить. Лучше разговаривать спокойным тоном, не приближаться слишком близко (границы личного пространства очень важны), не дотрагиваться без разрешения до собеседника (возможна повышенная чувствительность), выражаться простым языком без жаргона. Стараться не смотреть в глаза и спокойно реагировать, когда аутист смотрит при разговоре не на тебя, а в сторону.
Они чувствуют себя не комфортно, когда смотрят в глаза и стараются этого избегать.

Аутизм не излечим. С ним надо научиться жить, как с любой другой болезнью и особенностью – начать как можно раньше адаптацию к обществу, вхождению в общество, социализацию.

Аутисты – это особенные люди. С ними надо просто уметь общаться, учитывая их особенности, и тогда проблем с общением с этими людьми не будет.

Спасибо, что дочитали до конца. Делитесь моими сатьями с друзьями, коллегами (давайте ссылку на канал). С уважением, Питерская квакушка.