Это научно-обоснованное натуралистическое вмешательство. Оно базируется на психологии развития и законах поведения для детей младшего дошкольного возраста. ESDM совершенствует способности к социальному взаимодействию с людьми, общению и обучению в игре. Модель фокусируется на построении прочных позитивных социальных отношений.
Сегодня методика активно применяется во многих странах с развитой системой медицины.
Что думают учёные, врачи и педагоги о Денверской модели?
Методика считается подтверждённой экспериментально, но относительно новой в протоколах коррекции РАС. Своей структурированностью и доказательностью она похожа на АВА-терапию, но включает интерактивные элементы многих других техник. Это позволяет сделать обучение ребёнка естественным и простым.
Чем Денверская модель отличается от других?
Во-первых — целями. Здесь они направлены на системное развитие КОММУНИКАЦИИ (а не речи, как в игровой логопедии, или поведения, как в прикладном анализе поведения). Напомню, что речь и коммуникация — это не одно и то же. Речь — отличный, возможно, самый удобный и ёмкий, но ИНСТРУМЕНТ коммуникации. Сама же коммуникация — это более широкое понятие. В него входят ориентированность на другого человека в целом и развитые формы совместного внимания. Кроме того, наблюдая нейротипичное развитие, мы видим, что ещё до появления вокального инструмента — речи — ребёнок уже владеет инструментом коммуникации — жестами. Он может ими попросить и привлечь внимание другого человека к чему-то, что заинтересовало, удивило, испугало его. И основной фокус Денверской модели — именно формирование коммуникации как системы. А в дальнейшем — формирование навыков, стоящих на коммуникации как на фундаменте.
Второе существенное отличие Денверской модели — это инструментарий. Здесь наша задача «завести мотор» желания ребёнка общаться со взрослым (забудьте пока о речи). Общаться на уровне тела, улыбки, эмоции. Из этого желания распускается мотив повторять за взрослым действия, слушать его и сотрудничать с ним.
Так, правда, происходит не всегда, потому что в основе задержки развития ребёнка порой лежит не только коммуникативная трудность. И на этот случай в Денверской модели есть древо принятия решения. Если ребёнок двигается не так быстро, как того хотелось бы, мы можем перейти на более структурированные методы работы.
Искусство денверского педагога — максимальная чувствительность к интересам и состоянию ребёнка. Это сочетается с фантазией придумывать вариации его любимой игры. Причём так, чтобы в результате прийти к более социально приемлемым способам взаимодействия с миром предметов и миром людей.
И как бы кому-то не хотелось слышать слово «принуждение», но воспитательный и образовательный процессы часто связаны с определёнными ограничениями и подталкиванием к тому, что делать не очень хочется. Хорошая работа от плохой отличается тем, как вы это «принуждение» выполняете. Грубо и насильственно? Ай-я-яй! Но если мягко, постепенно, с шутками-прибаутками — другое дело.
От бихевиорального подхода Денверская модель взяла чёткую постановку целей и понимание того, как происходит научение. А от классической психологии — подход, при котором ребёнок с нарушениями развития повторяет те же этапы, что и типично развивающийся, но в своём темпе.
Рандомизированное клиническое исследование, опубликованное в журнале Pediatrics, показало интересные результаты. Дети, получавшие терапию по Денверской модели раннего вмешательства в течение 20 часов в неделю (15 часов с профессиональными терапистами и 5 часов с родителями), за 2 года продемонстрировали существенное улучшение адаптивного поведения, когнитивных и речевых способностей. А также меньшее проявление симптомов аутизма, чем дети, участвовавшие в стандартных программах вмешательства.
Могут ли родители обучиться такому методу работы с детьми?
Участие родителей — важная часть программы Денверской модели раннего вмешательства. Даже существует отдельное пособие. В этом году опубликована книга Лори Висмара An Early Start for Your Child with Autism. В издании приводятся полезные советы и практические стратегии, легко интегрируемые в повседневную деятельность и игровую активность. Книга будет полезна всем родителям, а не только тем, чей ребёнок обучается по технологии Денверской модели раннего вмешательства. Родители также могут учиться на русскоязычных курсах. Такие группы организовывает Лев Толкачёв. Есть книга для родителей и учебник для специалистов «Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом».
Выводы:
Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом (ESDM) —игровая форма взаимодействия с ребёнком, основанная на зоне его ближайшего развития. Это комплексная стратегия помощи детям не только с аутизмом в возрасте от 1 года до 5 лет, но и с другими ментальными нарушениями. Обучение становится естественным и органичным, потому что специалист развивает ребенка, играя с ним. Взрослый подстраивается под интересы малыша, старается установить с ним контакт. И при этом работает по индивидуально-ориентированной программе, включающей примерно 20 целевых навыков с постоянным контролем прогресса.
Специалисты АНО ДСЦА «Станичный» ст. Полтавской Красноармейского района Краснодарского края успешно реализуют Денверскую модель раннего вмешательства для коррекции детей с аутизмом.
Контакты для консультации:
ВК https://vk.com/reacentr_rassvet
Сайт https://project7803490.tilda.ws/
WhatsApp +79952659918
Автор статьи Худякова Екатерина, мама 2 детей на СО, инструктор по физ.культуре Центра комплексной реабилитации и адаптации для детей с ОВЗ и инвалидностью «Рассвет» Краснодарского края
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.
Читайте другие статьи автора: