Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом

113 прочитали

Это научно-обоснованное натуралистическое вмешательство. Оно базируется на психологии развития и законах поведения для детей младшего дошкольного возраста. ESDM совершенствует способности к социальному взаимодействию с людьми, общению и обучению в игре. Модель фокусируется на построении прочных позитивных социальных отношений.

Это научно-обоснованное натуралистическое вмешательство. Оно базируется на психологии развития и законах поведения для детей младшего дошкольного возраста.

Сегодня методика активно применяется во многих странах с развитой системой медицины.

Что думают учёные, врачи и педагоги о Денверской модели?

Методика считается подтверждённой экспериментально, но относительно новой в протоколах коррекции РАС. Своей структурированностью и доказательностью она похожа на АВА-терапию, но включает интерактивные элементы многих других техник. Это позволяет сделать обучение ребёнка естественным и простым.

Это научно-обоснованное натуралистическое вмешательство. Оно базируется на психологии развития и законах поведения для детей младшего дошкольного возраста.-2

Чем Денверская модель отличается от других?

Во-первых — целями. Здесь они направлены на системное развитие КОММУНИКАЦИИ (а не речи, как в игровой логопедии, или поведения, как в прикладном анализе поведения). Напомню, что речь и коммуникация — это не одно и то же. Речь — отличный, возможно, самый удобный и ёмкий, но ИНСТРУМЕНТ коммуникации. Сама же коммуникация — это более широкое понятие. В него входят ориентированность на другого человека в целом и развитые формы совместного внимания. Кроме того, наблюдая нейротипичное развитие, мы видим, что ещё до появления вокального инструмента — речи — ребёнок уже владеет инструментом коммуникации — жестами. Он может ими попросить и привлечь внимание другого человека к чему-то, что заинтересовало, удивило, испугало его. И основной фокус Денверской модели — именно формирование коммуникации как системы. А в дальнейшем — формирование навыков, стоящих на коммуникации как на фундаменте.

Второе существенное отличие Денверской модели — это инструментарий. Здесь наша задача «завести мотор» желания ребёнка общаться со взрослым (забудьте пока о речи). Общаться на уровне тела, улыбки, эмоции. Из этого желания распускается мотив повторять за взрослым действия, слушать его и сотрудничать с ним.
Так, правда, происходит не всегда, потому что в основе задержки развития ребёнка порой лежит не только коммуникативная трудность. И на этот случай в Денверской модели есть древо принятия решения. Если ребёнок двигается не так быстро, как того хотелось бы, мы можем перейти на более структурированные методы работы.

Искусство денверского педагога — максимальная чувствительность к интересам и состоянию ребёнка. Это сочетается с фантазией придумывать вариации его любимой игры. Причём так, чтобы в результате прийти к более социально приемлемым способам взаимодействия с миром предметов и миром людей.

И как бы кому-то не хотелось слышать слово «принуждение», но воспитательный и образовательный процессы часто связаны с определёнными ограничениями и подталкиванием к тому, что делать не очень хочется. Хорошая работа от плохой отличается тем, как вы это «принуждение» выполняете. Грубо и насильственно? Ай-я-яй! Но если мягко, постепенно, с шутками-прибаутками — другое дело.

Это научно-обоснованное натуралистическое вмешательство. Оно базируется на психологии развития и законах поведения для детей младшего дошкольного возраста.-3

От бихевиорального подхода Денверская модель взяла чёткую постановку целей и понимание того, как происходит научение. А от классической психологии — подход, при котором ребёнок с нарушениями развития повторяет те же этапы, что и типично развивающийся, но в своём темпе.

Рандомизированное клиническое исследование, опубликованное в журнале Pediatrics, показало интересные результаты. Дети, получавшие терапию по Денверской модели раннего вмешательства в течение 20 часов в неделю (15 часов с профессиональными терапистами и 5 часов с родителями), за 2 года продемонстрировали существенное улучшение адаптивного поведения, когнитивных и речевых способностей. А также меньшее проявление симптомов аутизма, чем дети, участвовавшие в стандартных программах вмешательства.

Могут ли родители обучиться такому методу работы с детьми?

Участие родителей — важная часть программы Денверской модели раннего вмешательства. Даже существует отдельное пособие. В этом году опубликована книга Лори Висмара An Early Start for Your Child with Autism. В издании приводятся полезные советы и практические стратегии, легко интегрируемые в повседневную деятельность и игровую активность. Книга будет полезна всем родителям, а не только тем, чей ребёнок обучается по технологии Денверской модели раннего вмешательства. Родители также могут учиться на русскоязычных курсах. Такие группы организовывает Лев Толкачёв. Есть книга для родителей и учебник для специалистов «Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом».

Выводы:

Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом (ESDM) —игровая форма взаимодействия с ребёнком, основанная на зоне его ближайшего развития. Это комплексная стратегия помощи детям не только с аутизмом в возрасте от 1 года до 5 лет, но и с другими ментальными нарушениями. Обучение становится естественным и органичным, потому что специалист развивает ребенка, играя с ним. Взрослый подстраивается под интересы малыша, старается установить с ним контакт. И при этом работает по индивидуально-ориентированной программе, включающей примерно 20 целевых навыков с постоянным контролем прогресса.

Специалисты АНО ДСЦА «Станичный» ст. Полтавской Красноармейского района Краснодарского края успешно реализуют Денверскую модель раннего вмешательства для коррекции детей с аутизмом.

Контакты для консультации:

ВК https://vk.com/reacentr_rassvet

Сайт https://project7803490.tilda.ws/

WhatsApp +79952659918

Автор статьи Худякова Екатерина, мама 2 детей на СО, инструктор по физ.культуре Центра комплексной реабилитации и адаптации для детей с ОВЗ и инвалидностью «Рассвет» Краснодарского края

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.
Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.

Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.

Читайте другие статьи автора: