Первая часть — здесь:
На кого из тех, кто ездил на электропоездах из Москвы, Ленинграда, Свердловска, Куйбышева, Ростова, Красноярска в пригород, да хоть даже по Волгограду до электрификации главного хода, не нахлынут воспоминания от одного вида круглой ЭРки?
«Эркеров» было сделано почти 1500 машин: бóльшая часть — на постоянный ток (ЭР1, ЭР2), меньшая часть пошла на участки переменного тока (ЭР9), работали они по всему Союзу от Балтики до Тихого океана, поэтому ездил на них каждый второй житель страны. Но сегодня мы не на море, не на океане, а в городе на порожистой реке, а на дворе 2006-й:
Город этот вырос из села благодаря заводам, один из них — азотный, стоящий за станцией Баглей, крупнейшей станцией города. Вот я у стелы завода:
Станция была названа в честь Гавриила Николаевича Баглея, кем он был — догадаться несложно, боролся в начале ХХ века за советскую власть в этих краях. Сейчас станция названа просто потрясающе:
Вообще-то город с таким названием стоит в другой области ниже по реке, потому так и назван — он за порогами, но переименователям почудилось, что так будет лучше...
Ещё одна ЭРка в чётной (западной) горловине станции:
А это поздняя ЭРка, квадратная, с другого краю станции под одним из многочисленных подъездных путей:
На ней, как видим, ещё сохранилась литая эмблема RVR — Рижского вагоностроительного завода, их делали в Латвийской ССР. И это уже не просто ЭР2, а ЭР2Т, у неё есть реостатный электрический тормоз. Вечером того же дня слышал — тормозила им на остановку. Об электрическом тормозе — в статье «ТЭД-21»:
А это — ещё одно детище восточноевропейской промышленности, но не внутрисоюзной, а слегка зарубежной — Шкоды, ЧС2, он же Škoda 34Е:
Причём это двойка из первой сотни, до номера 105, у которой на крыше нет ничего кроме электроаппаратов — резервуары стоят под кабинами. Снимок такой двойки, только сибирской, украшает обложку одного учебника для железнодорожных заведений, а взят он был из Википедии, куда был загружен мной. Никаких лицензионных отчислений за него я не получил и даже не указан как автор, а ведь в лицензии при загрузке указано — с указанием авторства...
Этим простым и надёжным «электровозам Калашникова» посвящена часть видео «Эволюция ездового быка I». Выпускались электровозы первой сотни в начале 1960 гг. и многие из них встретили в работе полувековой юбилей.
А этот чех — ЧС7 или Škoda 82Е — намного моложе, на момент съёмки ему всего 12 лет:
Покрашен он был под «Столичный экспресс», их было три — этот 288-й, 299-й и 316-й. Сейчас все перекрашены.
И ещё один местный раритет, на сей раз производства Грузинской ССР — ВЛ8 у платформы 164 км перегона Баглей — Сухачёвка:
Платформа стоит у посёлка Карнауховка. Вот одна из улиц посёлка, спускающаяся в долину Днепра. Главная река страны, текущая сюда через белорусскую Оршу и российский Смоленск, всего в паре километров!
В долину спускается и железная дорога, а вот подняться назад, на Баглей — дело непростое, поэтому на некоторых светофорах нечётного направления стоят условно-разрешающие сигналы — щиты с буквой Т:
Грузовому поезду можно проследовать красный с условно-разрешающим со скоростью не более 20 км/ч, иначе при остановке он может не тронуться. До 1970-х в инструкции был ещё один вариант условно-разрешающего — доволнительный синий огонь, но его убрали. Видимо, смысла не было держать требующие регулярного обслуживания сигналы, если можно повесить щиты и всё.
А представьте, как смотрелось — красный с синим и звёзды над степью...
Видимо, металл здесь добывают не только на комбинате, поэтому дроссель-трансформаторы (ДТ) прикрыты сварными клетками:
Что такое ДТ — рассказано в статье «ТЭД-12»:
Бывают электрифицированные участки и без ДТ — с тональными цепями, об этом рассказывает седьмое видео «Зелёная полоса».
А сейчас будет немного страшно. Сижу в посадке, обедаю:
Коль сандалии были не на носках — то я бы и полпути не прошёл, а прошёл я за день сильно больше 30 км.
Вернёмся на перегон Воскобойня — Дндз-Пассажирский, на котором сделан первый снимок в статье. Большинство ВЛ8 в тех краях уже к середине нулевых были доработаны, в частности, старый полукруглый пульт кабины (фото — здесь) заменён на нормальный по типу ВЛ10, а буферные фонари заменены на двухцветные. Но попадались ещё машины с одноцветными:
А это сама станция Дндз-Пасс., на которой мы были в предыдущей статье, и синий ВЛ8М:
А эта ЭРка следует по перегону Баглей — Дндз-Грузовой, это северный ход города, станция Дндз-Груз. расположена внизу, у комбината:
Перегон проходит севернее вокзала:
Вот зелёная «чмуха» на перегоне Баглей — Дндз-Груз. и редкий зверь «лопата» ЭПЛ2Т на перегоне Баглей — Дндз-Пасс.:
«Лопаты» делались на том же заводе, что делал тепловозы, выпущено их не так много, все работают внутри страны. Есть и ЭПЛ9Т на переменный ток. Есть и те, и те машины с новым «портретом», в просторечии «гусеницы» — обтекаемой формы. Но «гусениц» по миру сейчас полно, несведущий позднюю ЭПЛ2Т от «Ласточки» не отличит, а «лопаты» самобытнее:
В заключительной третьей части досмотрим трамваи, немного город и немного железнодорожности!
Мирный сосед: как было до 2014 года
Чтобы не пропустить выход новых материалов, что по ЖД, что по авиации — можно подписаться на наш общий Телеграм-канал:
—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—