Найти в Дзене
Светлый путь. Рассказы

Квартира в Москве

Галька, жительница глухой деревушки, считала свою дочь Раечку самой красивой на селе и достойной только лучшего. Она тщательно оберегала её от местных женихов и грязной работы. В домашней жизни поручала ей только лёгкие вопросы, где не нужно было таскать тяжести и где не портились руки. А летом, бывало, и вовсе не выпускала из дома в знойный день.

- Райка, не стоит проводить много времени на огороде, иначе твоя кожа может стать красной, как у меня. Ты, в отличие от местных девушек, более утонченная, поэтому лучше удели время учебе, чтобы я могла отправить тебя в Москву!

Однако, девочка не разделяла мнение своей матери. Да, она была приятной и интересной, но не более того. Ее одноклассница, Маруся Селиванова, казалась гораздо красивее - у нее был рост, стать и, конечно, формы, которые привлекали внимание. Куда Райке со своим небольшим ростом и тонкой фигурой до такой красоты? И все же, Маруся даже не думала уезжать из деревни, она собиралась выйти замуж за местного механизатора, который пах соляркой и была очень счастлива от этой перспективы.

Куда Райке со своим метром в кепке против такой красоты? И то Маруся даже не думает из деревни уезжать, вон, за механизатора, пахнущего соляркой как миленькая собирается, аж сияет от счастья...

Галька, видимо, решила, что ее дочь должна жить в роскоши, как в раю, и постоянно говорила ей о жизни в столице. Однако, Рая хотела немного другого.

- Мам, я хотела помочь тебе с картошкой, а потом, вечером, после бани, пойти с подружками погулять.

- Что ты выдумала? Обгоришь в поле, а если простудишься после бани? Знаю я твоих подружек и их разговоры. Они будут морочить тебе голову. Им только дай волю, и они сразу же захотят замуж и детей.

Рая действительно хотела выйти вечером, но не с подружками, а с Сережей из соседней деревни. Она очень нравилась ему, и он несколько раз встречал ее после школы. Однажды ей удалось уйти с ним гулять до поздней ночи.

Серёжа обещал ей счастливую жизнь, и Рая верила ему. Он говорил о том, как они будут жить вместе, как будут иметь троих детей, коров и кур. Он обещал ей счастливое будущее.

Но каждый раз, когда Сережа приезжал, Рая не могла уйти из дома. Мама не пускала ее, ругала за мысли о замужестве.

- Куда ты рвешься? Со свекровью жить, мужнины штаны стирать? Нет уж, дорогая, поедешь в Москву, поступишь учиться, найдешь себе городского да богатого, станешь жить как королева, с такой то красотой!

Боялась Рая спорить с мамой. Все же грех жаловаться - хорошо ее кормят, работой не нагружают. А недавно теленка продали, справили шикарные наручные часики для дочери единственной, да платье с туфлями на городской манер. Готовятся мама с папой к отъезду своего ребенка, потихоньку вещи покупают.

Все это было, конечно, мило, но украдкой мечтала Рая, как заходит под руку с мужем в новый дом, со свекровью в тот же час дружба случается и сидят они вечером у окна, ждут домой Сереженьку своего, в чисто намытой избе, да с борщом полными кастрюлями. Сережа выглянет в окно, похвалит молодую жену, любить крепко станет, а свекровь поддакивать будет, радоваться, что урвали такую работящую.ит молодую жену, любить крепко станет, а свекровь поддакивать будет, радоваться, что урвали такую работящую...

-Вот молодец! Чисто в доме, огород вспахан, корова подоена, а пирогов сколько напекла!

-Да, сынок, золото у нас, а не сноха, весь день я семечки в потолок плевала, не дала мне и шагу ступить, доченька....

Раз приехал парень впустую, два, а на третий свой приезд выбрал Сергей девушку попроще, родители которой уж больно рады были скорому замужеству одной из четырёх дочерей...

Погоревала Рая несколько дней, даже всплакнула разок - в голове своей и дом уютный представила и занавесочки на окнах накрахмаленные, себя такую хозяйку заправскую...Но зато все мысли посторонние в сторону отбросила, школу на пятёрки закончила и уехала, как мать велела - в столицу, поступать в университет...

Хоть и училась хорошо девушка, а в городе видно разволновалась, растерялась - провалила экзамен с треском, не смогла поступить с первого раза. Села возле учебного заведения и заплакала горючими слезами, представляя как мать с отцом расстроятся - столько денег потратили, обули, одели, помечтали, что дочурка их устроится в городе...

Поплакала, и решила в деревню не возвращаться, а устроится работать тут, может уборщицей какой или помощницей в хозяйстве, а на следующий год снова попытаться. На деньги, что дали родители нашла крохотную комнатушку, чуть ли не подвале и устроилась там с такой же девушкой, что не могла поступить уже второй раз. Она то и пристроила Раю в шумную столовую, недалеко от центра.

В перерывах между мытьём тарелок и стаканов, пару раз помогла поварихе приготовить супы, ловко и очень аккуратно нарезала овощи, по-заправски распорядилась обжарить их, кинулась помогать с тестом для пирожков. Женщина, удивляясь хваткости девушки, похвалила её, попросила директора в некоторые дни освободить от уборки и приставит к ней помощницей.

-Райка, послушай моего совета - не ходи в институты всякие, лучше курсы повара- кондитера закончи и к нам давай. Ну какой из тебя бухгалтер? Запомни, девочка - цифры к рукам не прилипнут, а вот мука да сахарок, еще как!

Говорила она это со знанием дела, подмигивая наивной девушке, время от времени подсовывая ей то маленький пакетик сахара или завернутую в бумагу заварку. Сама же она таскала домой остатки еды для собаки, масло, овощи, а бывало и хороший кусок мяса, каждый раз расхваливая сферу общепита. Пыталась Рая спорить с ней, искала работу почище, полегче, но так и не решилась сменить место где платили вовремя и можно было "шабашить" украдкой...

В редкие поездки домой поначалу скрывала от матери правду, описывая несуществующие успехи и хвастаясь прилежной учёбой, а летом, провалив еще одну попытку поступить, навсегда отказалась от этой затеи, вполне довольная своей работой в столовке.

Мамка, как в воду глядела - в один из оживлённых дней, повстречала Рая самого настоящего москвича. Случайно уронила стакан с компотом для него, слово за слово, разговорились и завязались у них отношения. Почти всё как говорила Галька - молодой, красивый, с жильём, прямо урвала Раечка настоящий счастливый билет!

Так то оно так, да только Игорь жил в старой двухкомнатной квартире с мамой, двумя сёстрами и трёмя племянниками. Отучился в простом ПТУ, звёзд особых не хватал, получал мизерную зарплату и менять свою жизнь особо не стремился. Раю он привёл в своё жилище, где ступить было боязно, не задев кого по пути.

Домочадцы были не в восторге от новой жилички, но смирились со временем, тем более Игорь заявил, что владеет долей и имеет права привести сюда свою законную жену. Да и молодая женщина сдобрила сердца своих новых родственников своими "гостинцами" с работы, в виде халявных муки, сахара, маргарина, тем более, никто, кроме молодых мужа и жены в этом доме не работал.

Позже, когда мама спрашивала, зачем она пошла к "этому лаптю", Рая не могла толком ответить. Она бросила учебу, но у нее была работа и жилье. Она была молодой и не понимала, зачем ей нужно было "тащиться" и вешать на себя еще кучу ртов.

Может быть, ей просто хотелось, чтобы рядом был кто-то, кто мог бы ее поддержать. А может быть, она хотела похвастаться перед подругами, что тоже вышла замуж. В любом случае, это было ее решение, и она не жалела о нем.

Может быть, это было связано с тем, что Игорь, хоть и зарабатывал меньше своей жены, был очень добрым и уступчивым, как ласковый домашний кот. Он всегда встречал Раю с радостной улыбкой и участливо интересовался, как прошел ее день. Игорь искренне жалел свою жену, когда та, охая и ахая, потягивалась и хрустела суставами.

"Ох, Раечка, опять тяжести таскала? Еще и руку обожгла... Грехи мои тяжкие. Идем, дорогая, я тебе кремом руки смажу, они все шелушатся. Ванну сейчас наберу тебе, скажу, чтобы не кричали, не мешали..."

Тесно, конечно было, до невозможности, а ещё когда сынок родился, хоть в подъезд выходи с коляской, благо что свекровь через знакомых, внука в ясли пристроила. Иной раз, Рая до такой степени уставала, что с ног валилась, еще и дома постоянный гам, однажды довели её, что махнула рукой, готова была ребёнка схватить, всё бросить и уехать в деревню, там хоть простор есть, хоть какой-то покой...

Но останавливало её то, что от предприятия, где она трудилась уже столько лет, обещали жильё выделить отдельное, квартиру, пусть на окраине совсем, но свою, собственную! Представляла уже, как клеит обои новые, обязательно стенку шведскую достанет, вот денег займет, а будет гнёздышко у ней как у людей!

Тянули с выдачей, обещали уже который год, всё ушлые да блатные, у кого были знакомые вперед получали, а Рая, толком никого не зная, так и кормилась обещаниями...Но видно сжалились над молодой семьей небеса - бабушка Игоря приболела сильно и попросила кого-нибудь из дочерей к ней перебраться с семьей, сама то она уже ходить толком не может...

Обе дочери - мама Игоря и её сестра из другого города, ухаживать за больной отказались, отправили Игоря с семьёй, а те и обрадовались так, что чуть не плакали - квартира однокомнатная, но большая, и будут жить они теперь вчетвером, а не огромной толпой больше десяти человек... Да и бабуля вроде скромная, спокойная, лежит себе перед телевизором, особых хлопот не доставляет, только вовремя корми, переодевай и помогай мыться раз в неделю...

Больше пяти лет Рая, сломя голову неслась с работы в обед, несла на себе пожилую женщину по нужде, кормила, поила, вечерами готовила для семьи, убирала и иной раз плакала, глядя на свои красные, опухшие руки, постаревшее лицо, а ночами ворочалась унимая боль в суставах, ругала про себя мать, что отправила её на такие мучения... Пожилая женщина понимала боль Раи, часто благодарила женщину за хороший уход и молилась, за то что послал бог ей под старость лет именно её...

-Раечка, как я покину мир, квартира будет ваша, за все труды твои тяжкие, за заботу и доброту... За всю свою жизнь не видела столько тепла душевного...

-Что вы, тёть Кать, дай бог вам еще долгих лет, с вами тоже приятно, хорошая вы...

Хоть и искренне говорила Рая с больной женщиной, а всё же со словами соглашалась, что заслужили они эту квартирку в Подмосковье, честно и сполна! Уже и в мыслях было, как переезжают они с мужем в зал, а сыну ставят диван на кухне, будут как цари - сами хозяева! Кто бы им подсказал тогда, что на слова надеяться не стоит, хорошо бы подкрепить всё завещанием... Бабушка и сама скорее всего не ведала, что так выйдет, и винить её нельзя...

Но как только баба Катя ушла, схоронили её как полагается - тут же явилась её дочь, тётушка Игоря и как ни в чем не бывало перетащила свои вещички в квартиру матери, а племянника с семьей стала гнать, чуть ли ни в тот же вечер.

-Я дочь, по закону имею права!

Рая еще не могла прийти в себя от наглости, попыталась повернуть ситуацию в свою сторону, чуть не плача рассказывая как на вот этих руках, таскала довольно крупную больную женщину и теперь у неё болит спина.

-Но вы же отказались смотреть за мамой! Даже навещать не приезжали... Воля покойной была такая...

-Да что мне воля ненормальной, старой ненормальной женщины? Неужто я чужой бабе квартиру на блюдечке преподнесу, когда у меня своя дочка с зятем есть? Свою квартиру продам, а в этой жить стану.

Плакала Рая, трясла Игоря, чтобы повлиял на тётю, на мать, чтобы та образумила сестру, но мужчина отмахнулся, отстранился и просто ждал чем всё это закончится.

-Я из-за квадратных метров не стану портить отношения с родственниками.

-Эти родственники тебя облапошили с головы до ног! И меня в придачу - столько лет я мучалась, а они на всё готовенькое...

Очередной удар Рая получила в день когда дождалась выдачи жилья, но вместо обещанной, отдельной жилплощади, ей вручили убитую комнату в двенадцать квадратных метров, в большой четырёхкомнатной квартире в доме постройки Сталинских времен.

Санузел был толком неисправен - унитаз разбит, а из душа шла только холодная вода еле-еле, из старых окон сквозило так, что по коридору гулял сквозняк, а прогнившие местами полы ужасали своим древним видом. Но самым неприятным было то, что в соседних комнатах жили соседи разного пошибу - и выпивоха, и неместная женщина с четырьмя детьми, и странные мужики бандитского вида...

-Ну а что вы милочка, рот кривите? Зато в центре Москвы почти, а потолки какие высокие, а? Где еще такое найдете?

Игорь сразу отказался переезжать в такие условия испугавшись соседей, а Рая, обиженная на всю его семью за тот поступок с квартирой, махнула рукой, собрала сынишку и без раздумий переехала в свою собственную комнату без мужа.

Оказавшись в своём "гнёздышке", разложив немного вещи и уложив сына на старый диван, она с грустью оглядела серые стены, с тоской уставилась на свои красные и опухшие руки, немного всплакнула, когда посмотрев на часы услышала крики детей и хлопание дверей - это в два часа ночи! Вспомнила, как мама мечтала о шикарном будущем для дочери...

-Эх, мама, мама, может лучше и не уезжать мне было из деревни... Всё здоровье угробила, от было красоты не осталось и следа, а что толку? В клоповнике оказаться, не развернуться... Еще и муж сбежал, мой хвалёный...

Утром, немного прибравшись, стала находить плюсы - в квартире стоял телефон, стационарный, можно было звонить изредка родителям, или на работу, когда возникали какие сложности. Забавно было глядеть на сына, что набирал на барабане "100" и слушал точное время, а после от души благодарил робота на том конце трубки.

До работы было рукой подать - до метро пару шагов и на тебе, полчаса и ты уже у ворот столовой, а то до этого ездила с двумя пересадками в тесном автобусе..

Впервые Рая увидела лифт в железной клетке, что нужно было открывать и закрывать вручную, от страха ухало в животе, когда Лёшка, сын самостоятельно приходил домой из школы.

-Сынок, пешком ходи, ни в коем случае не на лифте!

Ну к слову сказать, он и не работал толком, видимо от старости часто ломался, застревая в самый не подходящий момент. Совсем скоро, Рая поняла, что двое угрюмых мужчин почти не живут в своих комнатах, старый выпивоха, пусть земля ему будет прахом - тихо, во сне покинул мир, а многодетная женщина чуть ли не с сентября по май жила у себя на родине, приезжая с мужем только в сезон шабашек и стройки.

Игорь стеснялся сначала, просто приходил в гости к сыну, навещал Раю, а потом и вовсе остался, поражаясь, как тихо и уютно у жены, женщина спорить не стала - всё же столько лет уже вместе прожили, чего сейчас характер показывать?

Почти большую часть времени года, в их распоряжении оставалась огромная кухня и широкий коридор, что было очень даже неплохо - друзья Лёшки носились по квартире, играли, Рая, наслаждаясь прекрасным видом, пила чай и хоть еще в глубине души мечтала о своей квартире в Москве, всё же считала себя вполне счастливой.

Иногда появлялся сосед один, мутный, хмурый, молча заходил к себе, а Рая вспоминая как дружили они с соседями в деревне, жалела грустного мужика, видать совсем у него дела плохи - одёжка бедная, худой весь, бедолага. То постучит в дверь, пирогов ему занесёт, то к столу пригласит своему когда суп сварит или картошку пожарит, с мыслями - пусть поест, от них не убудет, тем более таскает со столовой Рая, грех не поделиться.

Мужик по началу дичился, не понимал зачем она к нему лезет, но привык потихоньку, как второй сын Райки сидел с ними, с удовольствием уплетал нехитрый, но такой вкусны обед. А однажды и вовсе прослезился когда женщина ему куртку постирала и ботинки вечером сушиться поставила, на батарею.

-Обо мне никто так не заботился, со времён детства, кроме мамки... А потом только шпыняли, да обижали, вот и стал я не на ту дорожку...

Правда пропал потом без вести...Искала его Рая через работу, через милицию - никаких результатов, в душе жалела странного, несчастного мужика, но что же поделаешь, сам наверное куда-то вляпался...

То ли позитивный настрой женщины, то ли всё же решил вознаградить Бог её за все трудности - явился всё же тот потеряшка и заявил, что ему очень повезло разжиться деньгами и он хочет себе всю квартиру целиком. Уж больно дом ему этот нравится старой постройки, потолки высокие, район центральный и вид шикарный, а еще в давние годы рос он тут ребёнком, ностальгия у него...

Уж не понятно, может ограбил он кого, или лотерею выиграл, в те времена что угодно могло быть, а купил он соседям по комнате, а Раю в сторонку позвал и слёзно поблагодарил, что вселила тогда в него надежду, не дала погибнуть и вручил ключи от двухкомнатной квартиры...

Сейчас уже и не вспоминает Раиса про свои приключения, работает заведующей, живет себе "как принцесса", как любит Галя повторять, мамка, что теперь в гости к дочери единственной зачастила. С Игорем подружилась тёща и украдкой ругают Раю, пока она не слышит, за то что характером стала женщина строгая, мол, деньги испортили её...

-Ой, Игорёк, жалко тётушку твою, нельзя так было поступать!

-Нельзя, всё же старый человек...Родственник, в конце концов. Но разве с ней поспоришь? Начальник теперь...

Он кивал головой в сторону жены, что лепила пельмени со свежим мясом из деревни, а Рая грозилась кулаком в их сторону.

-Да, я плохая, а она святая, нас с ребёнком выгнала на улицу!...

Это она так про тётушку Игоря, что турнула их из квартиры много лет назад, сама поселилась, а спустя время, зять неожиданно к играм азартным пристрастился, так проигрался, что бандиты и не разбирались, кто хозяин, кто нет - велели пожилой женщине за три дня искать себе уголок и выметаться, иначе и дочери и зятю и внукам нехорошо придётся...

Переписала как миленькая квартирку эту на преступников и теми же ногами пошла к Игорю, племяннику, зная, что недавно они новоселье справили, в надежде на приют, а Рая не пустила её, даже и слушать не стала. Пришлось бедной женщине на скопленные деньги в деревне дом покупать, за тридевять земель от города...

Всем привет, дорогие мои читатели) А вы заметили, что меня нет долго?
Я после перерыва уже отвыкла печатать, мне кажется) Так бы и отдыхала дальше, но услышала на днях историю, решила поделится с вами) Как вы считаете, правдоподобно всё это?

А старую историю прикреплю, то же про материальные ценности и меркантильных женщин)...