1944 год
Западная Украина
В конце марта 1944 года в лесах между Львовом и Луцком партизанское соединение Б.Г. Шангина было окружено со всех сторон частями карателей. Немецкое командование приняло решение разгромить соединение досаждавших им партизан. Для разгрома соединения Б.Г. Шангина были стянуты крупные силы. Надпартизанами нависла реальная угроза разгрома. Возниквопрос, как выскочить из кольца вражеских войск без особого ущерба. Перед разведчиками соединения, которыми командовал капитан В.А. Юхно, была поставлена задача: найти слабое место у карателей, через которое можно было бы выйти из окружения.
Вскоре капитан Юхно предложил командованиюплан, по которому можно было вывести партизан в районе станции Сокаль, расположенной на железнодорожной линии Львов-Луцк. Доводы капитана были следующие. Этот участок линии окружения занимают венгерские части. По сообщениям местных жителей многие из венгров говорят по-украински. Они жители сёл Закарпатья, насильственно призванныев армию уже во время войны, и воевать особым желанием не горят. Более того, разведчики выяснили, что большинство венгерских солдат и офицеров озлоблены на немцев, что можно также использовать.
Проанализировав ситуацию, Василий Андреевич Юхно предложил Борису Григорьевичу Шангину установить через местных жителей, тех, кто является патриотами Советской страны, связь с венгерским командованием и договориться с венграми, чтобы те пропустили партизанское соединение через железную дорогу без боя, что позволило бы партизанам выйти из кольца войск карателей.
План был одобрен.
Б.Г. Шангин написал письмо командиру венгров. Это письмо было доставлено венгерскому офицеру местным жителем, которого венгры хорошо знали, так как он часто привозил в венгерские части продукты.
Командир венгров прочёл письмо и собрал совещание своих офицеров, большинство которых были из Закарпатья. Офицерское собрание постановило принять предложение партизан, но выставило следующие условия: партизаны при переходе железной дороги обойдут стороной венгерские казармы, и не будут подрывать доты. Это надо было, чтобы оправдаться перед немцами и не подвергнуть репрессиям солдат и их семьи. Стрелять обе стороны договорились в воздух. На том и сошлись.
В назначенный день партизаны начали «прорыв» в районе Сокаля. Стрельба была сильная, и со стороны могло показаться, что идёт жестокий бой. Вот только пули летели не в людей, а в воздух.
В итоге партизаны вышли из окружения без каких-либо потерь. Карательная операция немцев провалилась.
Немцы так и не узнали об этой договоренности. Шёл 1944 год. Всем было ясно, что Рейх войну проиграл и желающих умирать за немецкие интересы или выслуживаться перед немцами уже не было.
Ну и, тем более, закарпатским венграм было понятно, что по окончании войны Закарпатье вернётся в состав СССР со всеми вытекающими последствиями для тех, кто будет чересчур активничать в антипартизанских действиях немцев.
По другим данным Шангин с 1943 года возглавлял опергруппу Четвёртого управления НКГБ УССР (соединение Шангина). Группа захватила до 30 функционеров ОУН, получила информацию о 50 проводах и референтурах СБ ОУН, важные документы и коды подполья, приобрела оперативные источники в ОУН Германии и Австрии.
(Источник: Г. Кримчук)