Найти тему
Александр Фёдоров

Фонари Кронштадта. Как освещали город до революции. Конец XIX в. - начало XX в. Часть 4-я

Технический прогресс не стоял на месте и уже в середине XIX века появляются первые угольные дуговые лампы, работавшие от электричества. Все они были очень не долговечные. Были попытки сконструировать надежную лампу накаливания с металлическим проводником, но и они долгое время были безрезультатны. Правда запатентованная в 1872 году лампа русского электротехника А.Н. Лодыгина в сентябре 1873 года была установлена на два фонаря на Одесской улице в Петербурге и в действии продемонстрирована публике. Впоследствии ее применение показывалось и в других местах. Но все же лампы быстро перегорали и наладить их серийное производство тогда не удалось.

В 1876 году П.Н. Яблочков изобрел «электрическую свечу» - дуговую лампу в которой угольные стержни были поставлены параллельно друг другу и разделены изолирующей прокладкой. "Свеча" заключалась в шар из молочного стекла.

Система освещения "свечами Яблочкова" произвела сенсацию на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. В декабре того же года установка с шестью электрическими свечами была смонтирована в Петербурге на выставке в Михайловском манеже. "Свечами Яблочкова" освещались и зарубежные города - Париж, Лондон, Мадрид, Брюссель и другие.

Электрический фонарь у дома военного губернатора Кронштадта (фотография конца XIX века)
Электрический фонарь у дома военного губернатора Кронштадта (фотография конца XIX века)

Первый пробный электрический фонарь в Кронштадте – возле дома главного командира – зажёгся 23 ноября 1878 года. Через 2 недели электричество провели в Морское офицерское собрание. А 10 февраля 1879 года на катке Итальянского пруда произошло знаменательное событие – "здесь впервые лёд и наша русская зима, с громадными глыбами снега и прелестным инеем, осветилась волшебным светом Яблочкова" - писала газета "Кронштадтский вестник". Не остались в стороне от нового изобретения и содержатели катка: "Около 9-ти часов вечера вспыхнули все пять фонарей Яблочкова и картина оживлённого катка в одно мгновение явилась во всём своём блеске. Кругом всего катка вилась пёстрая гирлянда разноцветных фонариков, терявшихся в молочном и почти денном свете электрических фонарей".

Освещение электрическими фонарями катка на Итальянском пруде (фотография второй половины XIX века)
Освещение электрическими фонарями катка на Итальянском пруде (фотография второй половины XIX века)

Правда свечам Яблочкова не суждена была долгая жизнь – электроды сгорали за примерно 2 часа, что для обслуживания уличных фонарей было очень неудобно. Так что, тогда применение электричества для уличного освещения в Кронштадте осталось только экспериментом и город продолжал освещаться газом. Причем Газовое общество будучи монополистом постоянно понижало качество освещения. Многие потребители, использовавшие газ для освещения помещений стали переходить на керосин, который давал более яркий свет. Поэтому когда контракт с Газовым обществом подходил к завершению перед Городской Думой Кронштадта встал вопрос о его продлении или переходе на электрическое освещение.

Реклама электротехнического оборудования в конце XIX века
Реклама электротехнического оборудования в конце XIX века

В ноябре 1896 года руководство Газового завода предложило продлить контракт на 20 лет с обязательством улучшить освещение за счет внедрения нового оборудования и увеличить число фонарей до 600. Руководство города колебалось и три года вопрос о дальнейшей судьбе освещения оставался подвешенным. Единственное предложение об организации электрического освещения от предпринимателя Бартковича было далеко не самым выгодным – установка 200 фонарей при их оплате в 15 тысяч рублей в год и стоимость электроэнергии для потребителей в 2.08 копейки за киловатчас. 450 фонарей от Газового общества обходились в 10 тысяч рублей при 1 копейки за час горения. К тому же новый управляющий Газовым обществом Эрнест Гильбих предложил установить на фонари более совершенные горелки Ауэра без увеличения платы.

Электрические фонари на Николаевском проспекте Кронштадта (открытка начала XX века)
Электрические фонари на Николаевском проспекте Кронштадта (открытка начала XX века)

Здесь нужно кратко рассказать о калильной сетке, изобретённой в 1885 году австрийским ученым Карлом Ауэром фон Вельсбахом. Сетка представляла из себя мешочек из ткани, пропитанный специальным составом. При нагревании ткань сгорала, оставляя каркас, который ярко светился под воздействием пламени. Благодаря этому изобретению резко увеличилась яркость газовых фонарей, и, соответственно, возросла их конкурентоспособность в сравнении с электрическими. В итоге в августе 1900 года был заключен новый контракт на 12 лет.

В 1912 году вследствие истечения срока действия контракта с Газовым заводом, городским управлением было решено строить свою электрическую станцию для эксплуатации энергии для уличного и домового освещения. Для выработки электроэнергии было приспособлено здание бывшей Голландской кухни и в нем были установлены три машины системы Дизеля, соединенные с динамо.

К 24 декабря 1912 года удалось завершить монтаж оборудования и закончить сеть уличного освещения, а с нового 1913 года в Кронштадте началась эпоха электрического освещения.

Здание бывшей Голландской кухни, в котором в начале XX века размещалась городская электростанция (фото автора)
Здание бывшей Голландской кухни, в котором в начале XX века размещалась городская электростанция (фото автора)

На этом цикл статей об истории дореволюционного городского освещения в Кронштадте завершается. Я старался сделать мои рассказы интересными и познавательными. Думаю, вам понравилось. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации. До новых встреч!