Найти тему
@uspeh_rebenka

Что делать, когда у ребенка нет ни целей, ни собственных желаний строить свою реальную жизнь

Четкое разделение зон ответственности в семье помогает справиться с распространенной ситуацией, которая в результате толкает личность в цифровое болото.

Когда в попытках воспитать и улучшить поведение, родитель, испытывая стресс на этой почве, при этом сам находится в особом психическом состоянии.

Глубокая поглощенность цифровым поведением

То есть, наблюдая ежедневные тусовки онлайн, взрослый, как правило мама, испытывает страх и тревогу. Вся жизнь, в том числе настроение, крутиться вокруг «проблем» подростка, которые семья упорно пытается решать.

Психологи это называют центрированностью на жизни другого.

Когда главный смысл и цели группируются исключительно вокруг успеха ребенка, но по факту в семье противоположная ситуация. И гиперопекающий взрослый часто сам находится в отрицании текущего положения дел, спрятавшись в психзащиту.

У такого родителя сильная межличностная связь, которая больше напоминает аффективную окрашенную зависимость от "трудного подростка".

Чтобы выйти из этого замкнутого круга, достаточно четко разделить обязанности, то есть кто за что отвечает. Тогда семья минимизирует компонент внутрисемейного взаимодействия, который создает условия для дезинтеграции личности, что подрывает психическую устойчивость.

Когда у ребенка, в следствии слияния со значимым взрослым, происходит утрата собственного «Я».

Разделение психологических территорий

Всю эту кучу терминов можно образно сравнить с дачным поселком. Где у каждого свой отдельный участок, у которого есть хозяин. Ты можешь построить дом, или просто беседку, что душе угодно. Главное – собственное удовольствие и ощущение наполненности, счастья.

По мере взросления подросток нуждается в том, чтобы взрослые признали, что сын или дочь – отдельная личность, со своими интересами и желаниями, со своей психологической территорией, в которую вас уже могут не хотеть допускать, со своими границами.

Так, в рамках своей семьи, у ребенка просто должен быть свой личный участок, за который нужно учиться нести ответственность, чувствовать себя хозяином. Именно отсюда идут корни доверия к миру и уверенность в своей полноценности.

Где ты сам за себя решаешь, никто не лезет.

Особенно, когда взрослый то и дело берет на себя решение проблем близких, не заботясь о собственном благополучии.

С чем это можно сравнить? Когда родитель, в стремлении реализоваться через своего ребенка, полностью вовлечен в патологический контроль, фиксирован на негативных переживаниях, с которыми он не в состоянии справиться, оторван от реальности, и уже не может контролировать свое поведение.

И в этом состоянии буквально селиться на участке своего взрослеющего ребенка.

Собственную возможность развития и реализации такой человек не рассматривает, потому что в семье «проблемный подросток». По факту происходит путаница между причиной и следствием. Атмосфера в семье измениться, как только взрослый займется собой, своим психическим, а часто физическим здоровьем.

То есть вы освободите школьника от бесконечного навязывания своих идей, дадите возможность свободного выбора на своей территории. И вы сразу заметите, как компульсивное поведение становится более продуманным, сознательным. Появляется зона, где нужно учиться принимать решения и делать иногда очень сложный выбор. Бороться с собой и со своей ленью или усталостью.

При этом, рядом с нами остается такой же ребенок, который просто практикуется управлять собой.

Поддержка - самое главное

Важный момент – передать ответственность - совсем не значит лишить поддержки.

Наоборот, в этот сложный период дети нуждаются в доверительном общении, теплоте, безусловной любви и внимании. Таким образом семья выходит из вечных конфликтов. Взрослые начинают более трезво оценивать текущее положение дел и в состоянии сознательно корректировать воспитательную стратегию.

"Я ничего не хочу, отстаньте!"

В подростковый возраст происходит формирование эгоидентичности. Очень часто причиной вовлечение в цифровые миры является проблема, когда тинейджер просто не может найти свое «я».

Когда действовать так, как всю жизнь от тебя требовали другие уже желания нет, но при этом личность толком не осознает своих целей и желаний. То есть никаких планов и энергии заниматься своим собственным реальным участком просто нет. Понятно в следствии чего это происходит?

На этом этапе нужно быть осторожным с насильственными воспитательными средствами, потому что происходит очень быстрый возврат к инфальтильным, детским реакциям. В этом случае рано говорить о расширении зоны ответственности.

Дети активно бегут из реального мира в цифровой, пытаясь избавиться от специфического эмоционального состояния – чувства тревоги, одиночества, опустошенности.

У многих базовым является состояние, когда они привыкли ожидать от других, что кто-то сделает за них, ожидают чего-то такого, после чего все изменится к лучшему.

Но главное – сами активно ничего не предпринимают.

Сам процесс отделения – очень серьезный этап жизни. Дети не станут вмиг ответственными и самостоятельными, если обозначить их территорию влияния. Молниеносно пойдут разного рода проблемы.

Реагировать на то, что нужно ребенку, чтобы помочь с найти из них выход - вот главная задача родителей. Например, страх перед личным общением, неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, презрение к окружающему миру, чувство «не признания себя» со стороны группы, низкая самооценка.

Каждый, как правило, пытается как-то самостоятельно во всем этом разобраться, и часто находит поддержку в интернете в лице тех, кто сам в подобном состоянии. Естественно, ни о какой грамотной психологической помощи речи не идет.

Поэтому работа должна выстраиваться по двум направлениям. 1) Родитель нормализует свое состояние, связанное с тревогой из-за детских проблем. Часто в семье происходит так, что полностью потерян контакт с внешним миром, подростка буквально преследуют, заваливают звонками и сообщениями.

2) Точечное совместное решение проблем, связанных с развитием ребенка.