Найти тему
Клуб Рационалистов

Что мы знаем о пожарах средневекового Новгорода

Оглавление

Пожары в историческом ракурсе представляют собой преинтереснейшее явление. И особо в этом плане выделяется Новгород с его богатейшей традицией описания всех значительных событий в жизни города и масштабными археологическими исследованиями.

Описание пожаров

Если мы начнем вчитываться в летописи, то заметим, как менялся в них характер изложения и, в принципе, оценка значимости для истории тех или иных явлений. Для ранних упоминаний о городских пожарах характерна предельная краткость:

Въ лѣто 6553 [1045]. Съгорѣ святая София, въ суботу, по заутрьнии, въ час 3, мѣсяця марта въ 15....

Со временем количество подробностей в описаниях увеличивается, сами описания становятся всё более эмоциональными, к ним добавляют назидательные сопровождения. Но не покидает ощущение, что некогда и ранние сообщения были не менее подробны и темпераментны, однако при переписывании все эти детали были пропущены как не представляющие интереса и важности.

В то же время переписчики сохраняли подробности когда дело было государственного уровня. В таких случаях переданы имена и даже прямая речь участников событий, эмоциональные характеристики тех или иных действий и поучительные отступления.

Самыми пространными являются описания пожаров 1231-го, 1340-го и 1508-го годов. В первых двух случаях мы сталкиваемся с указанием, что масштабы бедствия охватывали практически весь город несмотря на то, что он разделен на две части Волховом: в 1231-м и 1340-м.

яко по водѣ огнь горяше, ходя чрѣсъ Вълхово(1231),
по водѣ огнь горя хожашеи (1340)

Сообщение о пожаре 1231-го года примечательно еще и указанием на практически первую, в своем роде, международную гуманитарную помощь:

Того же лѣта откры богъ милосердие свое на нас грѣшныхъ, створи милость свою въскорѣ: прибѣгоша Нѣмьци и-замория съ житомь и мукою, и створиша много добра; а уже бяше при конци городъ сии...

Однако это был какой-то особый случай, более о подобном летописи не упоминают.

Следующий крупный пожар описывается в 1340-м году:

Тако бяше великъ и лют пожаръ, с бурею и с вихромъ, яко мнѣти уже концина...

Летописец отметил стремительность его распространения: люди даже не успевали покинуть свои дома:

много и людии погорѣ в домех: вборзѣ бо огнь заялъ

Огонь был такой силы, что пострадали даже каменные церкви включая сам Софийский собор, а Великий мост сгорел полностью «по воду». Тем не менее основной объем описания этого пожара занимает перечисление «пакостей», таких как убийства и грабежи, и укор «злиим человѣцам» их творившим.

Но одно дело переписывать скупые строчки про то, что где-то когда-то что-то там горело и совсем другое: когда на твоих глазах гибнут люди в огненном вихре; видишь как они тонут, пытаясь найти спасения в воде; как мучаются обожжённые; как выжившие ищут среди обгоревших тел своих близких. Поэтому пожар 1508 году стал для потрясением для летописца:

Стояху же людие над мертвыми, глаголаху с плачем: посли, Господи, на нас горы, да нас покрыют, или иноплеменники, да нас пленят, дабы сих не видихом

Не удивительно, что летописец 1508-го года посчитал, что масштаб пожара не видан прежде:

И николи же в Великом Новгороде таков пожар не бывал, ни в прежних летех, но велми был страшен, нив летописцах такого пожара иного не обретохом толь злаго,

Где начинались пожары

Удивительно, но даже при больших пожарах ухитрялись установить место их возникновения и даже причины. При возгорании от молнии, или «от грома», как писали в летописях, это не составляло особого труда. Но довольно часто устанавливали точное место возникновения бытовых пожаров.

Например, как при пожаре 1194-го года

загореся Савъкине дворе на Ярышевѣ улици и бяше пожаръ зълъ, съгорѣша церкъви 10: святого Василия, святыя Троиця, святого Въздвижения, и много домовъ добрыхъ; и уяша у Лукини улици

Или в 1217-м

загорѣся мѣсяця маия въ 31 от Ивана от Ярышевиця въ середъ утра, вечьне, и погорѣ до удьния все полъ, не остася ни хорома; а кто бяше въбеглъ въ камяныя божнице съ товары, а ту изгорѣша и сами съ товары; а въ Варязьскои божници изгорѣ товаръ вьсь варязьскыи бещисла; а церквии съгорѣ 15, а у камяныхъ вьрхы огорѣша и притворы
-2

Как тушили пожары

Летописцы часто уделяют внимание сгоревшим церквям, как социально и экономически значимым зданиям. В Новгороде это были не только культовые сооружения, но и склады купеческих общин.

Однако, прежде всего, это были храмы и новгородцы старались принимать меры по спасению икон, книг и крестов. Как самую большую ценность книги и иконы старались выносить и из домов. Но получалось это не всегда. Да и спасенное от огня часто становилось добычей лихих людей. Под прикрытием пожаров творились жуткие дела:

а злии человѣци падоша на грабежи: что въ церквахъ, все разграбиша, бога не боячеся; а вѣдуче казнь божию, в покаяния мѣсто горшее зло створиша: въ святомь Иванѣ надъ товаромь сторожа убиша; (1299)
О, горе, братие, лютъ бяше пожаръ, с вѣтромь и вихромь, а злии человѣци и недобрии, бога не боячеся, видяще людемъ погыбель, пограбиша чюжая имѣния (1311)

Я сейчас рискую породить новый альтернативно-исторический миф, но надо же рассказать и про тушение пожаров. Их описание сопровождается иногда странными подробностями, которые вне контекста можно принять за ярое богоборчество.

да у Лазаря святого притвор разметали, да и крест с церкви сняли, да колоколницу подсекли,
а крест сняли да и притвор разметали, да огорела колоколница, а колокол сняли

Прям вот еще чуть-чуть и христианство закончится толком не начавшись. Ан нет, показалось. Кресты снимали как раз потому что это, что называется святое. Их надо постараться от огня спасти. Колокол же вещь дорогая, поди потом собери на замену, и это после пожара-то.

А вот разметать и подсечь – это как раз единственные действенные меры против огня в то время. Даже не привычная нам вода. Поскольку уже начавшийся пожар затушить нося воду ведрами с колодцев или с реки было не реально. Остановить пожар в деревянном городе можно было лишь лишив огонь пищи. И поэтому нещадно рубили и разбирали все деревянные постройки на пути огня, включая притворы и колокольни у церквей.

Но и крестных ходов никто не отменял. Особенно мне нравится описание тушения пожара за 1709 год:

Архиерей же Иов, видев таковый зелный пожар, изыде со кресты к Знамению Богородицы, на Ильину улицу, совершая молебныя и по улицам со кресты ходя, и паки приди к Знамению Богородицы и вста в той улице, поюще молебная. Видев же архиерей, яко огнь простирается и до церкви Знамения Богородицы, снемши с себе омофор и мантию и рясу, начать с игумены и иереи избы ломати; и тако, божиим поспешением и заступлением Богоматери, и молитвою архиерейскою, пожар той утишися за три двора до церкви Знамения Богородицы
-3

Следы пожаров

Новгородские пожары оставили следы не только на листах пергамента и бумаги, но и вполне материальные в культурном слое города. Слои золы, пепла и угля, связанные с историческими пожарами, дают дополнительный маркер для датирования. Благодаря им мы точно знаем, что в летописях отражены реальные события, а дендрохронология дает точные данные. Это как длинная линейка разделенная надвое вдоль так, что на одной половине остались деления, а на другой – числа. Но на обеих половинках есть еще и метки, сделанные тогда, когда линейка была целая. Сопоставляя их можно убедиться, что половинки соединены правильно. Вот роль этих меток и играют следы пожаров.

И немного статистики.

  • Самым пожароопасным сезоном была весна.
  • Больше всего пожаров приходилось на май и июнь.
  • Обе стороны города и Софийская, и Торговая, горели практически одинаково часто, хотя Славенский конец является печальным рекордсменом. По сравнению с ним соседний Плотницкий горел в разы меньше.
  • Самое длительное время, которое Новгород обошелся без крупных пожаров – 95 лет, после разорения шведами. Город обезлюдел и восстанавливался крайне медленно.
  • А самым несчастливым на пожары оказался 1194 год, с неточным указанием количества пожаров. Историки обобщают их все под названием "великого пожара", поскольку фактически город непрерывно горел в течение трех месяцев. После описания трех первых возгораний летописец махнул рукой и записал
Оттоле въста зло: по вся дни загарашеся невидимо и 6 мѣстъ и боле; и не съмяху людье тировати въ домъхъ, нъ по полю живяхуть; и потомь погоре Городище
  • Второе место уверенно занимает 1547 год, когда Новгород горел 5 раз: в марте, 2 раза в апреле, в июне и в декабре. В Славенском конце, в Кожевниках (часть города за пределами внешних городских стен, примыкавшая с севера к Неревскому концу), потом снова в Славенском, затем сгорел монастырь Рождества Иоанна Предтечи на Торговой стороне за стенами, и опять в Кожевниках.

-4