Найти тему
Отражение науки

Авто на бензине может стать роскошью всего через десяток лет.

Мир стоит на пороге массового замещения традиционных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) на автомобили электрические. Кому-то элктромобили нравятся больше традиционных авто, кому-то меньше. Но похоже, что вспять этот процесс уже не повернуть. Возьмём для примера Китай. Объём производства электромобилей (включая гибриды) в этой стране, яаляющейся крупнейшем мировом производителем автомобилей, в прошлом году составил около 40% от общего объёма производства. По всем прогнозам до конца этого года доля производства электромобилей в этой стране превысит 50%. В прошлом году Китай впервые стал крупнейшим в мире экспортёром автомобилей, обогнав Японию, многолетнего лидера по этому показателю.

Крупнейший в мире производитель электрических автомобилей китайский BYD поставляет свои электромобили, используя собственный флот судов-автомобилевозов. Изображение: press.bydauto.be
Крупнейший в мире производитель электрических автомобилей китайский BYD поставляет свои электромобили, используя собственный флот судов-автомобилевозов. Изображение: press.bydauto.be

Добился он этого прежде всего благодаря бурному росту экспорта электромобилей. Лавины относительно недорогих китайских электрических авто буквально захлёстывают самые разные страны мира. Да и традиционные мировые автопроизводители стараются не отставать. В Европе новые заводы по производству электромобилей растут как грибы после дождя. К примеру, немецкий BMW строит сейчас сразу два завода: в 2025 году должно открыться производство в венгерском Дебрецене, а в 2026 году — в родном для немецкого производителя Мюнхене. И это BMW, бренд, который многие десятилетия оставался символом мощного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.

Проходная завода BMW в Мюнхене. ХХ век. Изображение: pressbmwgroup.com
Проходная завода BMW в Мюнхене. ХХ век. Изображение: pressbmwgroup.com

Да что там BMW: легенда в мире спортивных авто, итальянская Ferrari, полным ходом строит у себя в Италии завод по производству электрических спорткаров. Согласимся, что название «электрический спорткар» звучит очень нетипично. Хотя, если принять во внимание, что в прошлом году в гонке Fuji International Speedway в Японии принимала участие Toyota Сorolla на сжиженном водороде (а двумя годами ранее — на газообразном), то удивляться уже ничему не приходится.

Toyota Сorolla на сжиженном водороде. Этот вид топлива должен храниться при температуре ниже -253 ℃. Изображение: медиатека global.toyota
Toyota Сorolla на сжиженном водороде. Этот вид топлива должен храниться при температуре ниже -253 ℃. Изображение: медиатека global.toyota

Автопроизводителей можно понять: а куда им деваться? В Евросоюзе и многих других странах мира приняты законы, запрещающие с 2035 года продажи новых легковых автомобилей на двигателях внутреннего сгорания. В ЕС исключение сделано только для двигателей, работающих на «электрическом» топливе (синтетическом бензине, дизельном топливе и керосине). Эту идею активно продвигает немецкий производитель Porsche. Многочисленные поклонники автомобилей этой марки предполагают, что с переходом на электротягу эти авто потеряют свою знаменитую динамику, и в общем это будет совсем не то, ради чего эти автомобили и покупали многие десятилетия.

Завод Porsche в Haru Oni, Чили. Без мощного «ветряка» не обойтись. Изображение: newsroom.porsche.com
Завод Porsche в Haru Oni, Чили. Без мощного «ветряка» не обойтись. Изображение: newsroom.porsche.com

Поэтому переход на синтетическое топливо даёт возможность разрешить это противоречие. Основой этого топлива является водород, полученный из воды методом электролиза, и углекислый газ, отфильтрованный из воздуха. На всех этапах производства используется энергия ветра и солнца. Таким образом, сколько CO2 будет отфильтровано из воздуха в процессе производства топлива, столько же его будет выброшено в атмосферу при работе автомобиля. Надо сказать, что эта идея уже нашла своё практическое воплощение: Porsche вместе с другим немецким технологическим гигантом Siemens построили в чилийском Haru Oni завод по производству синтетического топлива, использущий энергию ветра.

Всё ещё с двигателем внутреннего сгорания: Porsche 911 Carrera T. Изображение: media.porsche.com
Всё ещё с двигателем внутреннего сгорания: Porsche 911 Carrera T. Изображение: media.porsche.com

Но есть проблема: такое топливо получается очень дорогим. С другой стороны, для многих небедных людей игра стоит свеч. Ведь даже знаменитый люксовый Rolls-Royce заявил, что с 2030 года полностью прекратит производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и сосредоточится на электромобилях. Так что обогнать Rolls-Royce на своём бензиновом «Порше», обдав его клубами дыма из выхлопной трубы, — это, похоже, станет высшим шиком, доступным очень и очень немногим.