Мир стоит на пороге массового замещения традиционных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) на автомобили электрические. Кому-то элктромобили нравятся больше традиционных авто, кому-то меньше. Но похоже, что вспять этот процесс уже не повернуть. Возьмём для примера Китай. Объём производства электромобилей (включая гибриды) в этой стране, яаляющейся крупнейшем мировом производителем автомобилей, в прошлом году составил около 40% от общего объёма производства. По всем прогнозам до конца этого года доля производства электромобилей в этой стране превысит 50%. В прошлом году Китай впервые стал крупнейшим в мире экспортёром автомобилей, обогнав Японию, многолетнего лидера по этому показателю.
Добился он этого прежде всего благодаря бурному росту экспорта электромобилей. Лавины относительно недорогих китайских электрических авто буквально захлёстывают самые разные страны мира. Да и традиционные мировые автопроизводители стараются не отставать. В Европе новые заводы по производству электромобилей растут как грибы после дождя. К примеру, немецкий BMW строит сейчас сразу два завода: в 2025 году должно открыться производство в венгерском Дебрецене, а в 2026 году — в родном для немецкого производителя Мюнхене. И это BMW, бренд, который многие десятилетия оставался символом мощного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.
Да что там BMW: легенда в мире спортивных авто, итальянская Ferrari, полным ходом строит у себя в Италии завод по производству электрических спорткаров. Согласимся, что название «электрический спорткар» звучит очень нетипично. Хотя, если принять во внимание, что в прошлом году в гонке Fuji International Speedway в Японии принимала участие Toyota Сorolla на сжиженном водороде (а двумя годами ранее — на газообразном), то удивляться уже ничему не приходится.
Автопроизводителей можно понять: а куда им деваться? В Евросоюзе и многих других странах мира приняты законы, запрещающие с 2035 года продажи новых легковых автомобилей на двигателях внутреннего сгорания. В ЕС исключение сделано только для двигателей, работающих на «электрическом» топливе (синтетическом бензине, дизельном топливе и керосине). Эту идею активно продвигает немецкий производитель Porsche. Многочисленные поклонники автомобилей этой марки предполагают, что с переходом на электротягу эти авто потеряют свою знаменитую динамику, и в общем это будет совсем не то, ради чего эти автомобили и покупали многие десятилетия.
Поэтому переход на синтетическое топливо даёт возможность разрешить это противоречие. Основой этого топлива является водород, полученный из воды методом электролиза, и углекислый газ, отфильтрованный из воздуха. На всех этапах производства используется энергия ветра и солнца. Таким образом, сколько CO2 будет отфильтровано из воздуха в процессе производства топлива, столько же его будет выброшено в атмосферу при работе автомобиля. Надо сказать, что эта идея уже нашла своё практическое воплощение: Porsche вместе с другим немецким технологическим гигантом Siemens построили в чилийском Haru Oni завод по производству синтетического топлива, использущий энергию ветра.
Но есть проблема: такое топливо получается очень дорогим. С другой стороны, для многих небедных людей игра стоит свеч. Ведь даже знаменитый люксовый Rolls-Royce заявил, что с 2030 года полностью прекратит производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и сосредоточится на электромобилях. Так что обогнать Rolls-Royce на своём бензиновом «Порше», обдав его клубами дыма из выхлопной трубы, — это, похоже, станет высшим шиком, доступным очень и очень немногим.