Заместитель в расстановке – это помощник (ассистент) расстановщика, которого клиент назначает на одну из ролей в расстановке. Его задача, используя замещающее восприятие (близкие понятия: эмпатия, сонастройка, вживание в роль, телесная чувствительность), ощутить и прочувствовать сигналы «знающего поля» и сообщить о них клиенту и расстановщику. Сообщить по возможности лаконично, без оценочных суждений и чрезмерных эмоций.
Для тех, кто видит работу заместителя в первый раз, это выглядит настоящим чудом. Будучи назначенным на роль совершенно незнакомого человека, не имея никакой предварительной информации о нём, заместитель способен передать нюансы проблемной ситуации клиента достаточно точно и узнаваемо. «Да, это мой фильм!» - обычно говорит клиент.
Всю совокупность информации, полученной от всех заместителей в расстановке, расстановщик обсуждает с клиентом и формулирует рабочие гипотезы о причинах и факторах проблемной ситуации клиента и затем предлагает клиенту эффективные решения (разрешающие фразы и ритуалы).
Если гипотеза и предложенные решения оказались правильными, состояние заместителей и самого клиента меняется и становится более комфортным. Заместители проявляют сигналы позитивных изменений тем, что перемещаются в сторону цели, испытывают общее облегчение, демонстрируют к другим фигурам более доброжелательное отношение.
Роль заместителя в большинстве случаев может выполнить любой человек, без талантов экстрасенса и без специальной психологической подготовки. Женщины, как правило, более чувствительны и способны считывать более тонкие нюансы ситуации. На женские роли предпочтительно назначать женщин на мужские – мужчин (при наличии возможности выбирать заместителей из представителей обоих полов).
Предложение о введении дополнительных фигур в расстановку делает, как правило, расстановщик (он обсуждает это с клиентом), а назначение заместителя на роль производится, как правило, самим клиентом. Это снижает возможность искажения информации.
Держать заместителя за плечи и делать с ним несколько шагов вперед для того, чтобы «ввести в роль» не обязательно. Мне привычнее такой ритуал назначения. Клиент берет руки заместителя в свои руки, смотрит ему в глаза, и вежливо обращается к нему с такими словами: «Иван. Побудь пожалуйста моим отцом в этой расстановке». «Хорошо, побуду» - отвечает заместитель.
Выставить заместителя в определенную точку рабочего пространства расстановки может сам клиент, может сделать это любым способом. Это несет в себе определенную полезную информацию. Это может говорить о внутреннем представлении, образе данной ситуации у клиента. Заместитель может и сам найти себе место.
В резонансных расстановках заместители могут свободно перемещаться по пространству расстановки, при этом роли могут свободно перетекать одна в другую, меняя уровень анализа. Расстановка может перетекать с организационного уровня анализа на семейный и обратно.
В нерезонансных расстановках (например, организационных) свобода перемещений ограничена для сохранения первоначально назначенной роли без изменений.
В семейных расстановках заместители играют роли членов семейной системы (живых или мёртвых). В структурных и организационных расстановках заместители могут играть роли абстрактных элементов (цель, симптом, причина симптома, доход, деньги, цех №8 и т.д.).
После завершения расстановки заместителей снимают с ролей (выводят из ролей): «Ты больше не мой отец. Ты Иван. Спасибо». Если после снятия роли неприятные ощущения роли у заместителя в теле остаются, расстановщик обязан оказать ему помощь в снятии роли. Для этого существует специальная процедура.
Автор: Карпенков Юрий Витальевич
Психолог, Онлайн консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru