Какая фраза всплыла у вас в голове на этот мем?
Готова поспорить - “фрутоняня помощь маме… и папе!”
Почему это высказывание стало таким прецедентным?
Под прецедентными текстами Ю.Н. Караулов понимает тексты «значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношениях, имеющие сверхличностный характер, то есть хорошо известные и широкому окружению данной личности, включая ее предшественников и современников, и, наконец, такие, обращение к которым возобновляется неоднократно в дискурсе данной языковой личности».
Текст-источник, называемый прецедентным текстом, носит, как правило, общеизвестный и временной характер. Это зависит от ряда факторов, во-первых, он должен быть легко узнаваемым большим количеством реципиентов, во-вторых, соответствовать главным целям создания того или иного текста.
Давайте проще. Какие тексты, фразы, мелодии и картинки вызывают у нас отклик?
Те, которые значимы для нас в эмоциональном плане, затрагивают какую то нашу внутреннюю потребность. И именно на этом,ведь, и играет реклама!
В нашем примере с фрутоняней, потребность - какая?
Конечно,кормление ребенка, которое само по себе сложный процесс. И вот, на эмоциональном фоне уставших, измученных родителей, пытающихся накормить свое чадо с ложечки, в то время как оно говорит лишь “не хочу,не буду” и играет бренд!
Не то, что у мамы получится накормить с ложечки этим пюре своего ребенка, но даже папа справится!
(а тут интересные стереотипы об уходе за детьми просвечивают, замечаете?)
Цитирование прецедентных текстов, являясь одним из самых излюбленных рекламных приемов современных копирайтеров, определенным образом свидетельствует также о достаточно высоком уровне знаний рекламистов, что неудивительно, так как большинство их них является выпускниками именно филологических факультетов – специалистами по языку и литературе.
Но интересно другое – современная реклама может сама быть источником появления прецедентных рекламных текстов. Конечно, не все рекламные тексты могут стать прецедентными, а только самые удачные, вызывающие интерес у реципиентов и легко запоминающиеся.
Исследователи отмечают тот факт, что в последнее время слоган может стать «настолько популярным, что воспринимается как фольклор («Мама ела «Раму»), или столь плоским, что вообще не воспринимается (реклама городского строительства: «Мы строим завтра – (уже) Сегодня»)»
Кажется, фрутоняня точно “попала в десяточку”))
А вы можете вспомнить такие прецедентные тексты из рекламы? Именно современные!
А что, бывают другие? Конечно, и прежде всего источник прецедентности -литература и поэзия. Но об этом - на следующей неделе
А пока, пишите ваши идеи)
И вот вам еще парочку примеров напоследок)