У вашего бизнеса никогда не было такого, что в кассе не осталось ни рубля, хотя по документам финансовый результат положительный? Вам очень повезло. Но кассовый разрыв — реальность, с которой может столкнуться любой предприниматель 🤯
Такая ситуация способна привести к серьезным проблемам вплоть до полного разорения. Однако опускать руки не нужно — как правило, с кассовым разрывом можно справиться. Рассказываем, как.
Что приводит к кассовому разрыву?
Кассовый разрыв — это когда в кассе и на счетах компании внезапно не осталось денег, хотя прибыль есть. Бизнес продолжает функционировать, сотрудники исправно приходят на работу, но касса превращается в черную дыру. Деньги нужны уже сейчас, а вы получите их лишь через месяц.
🤔 Важно: кассовый разрыв и банкротство — не одно и то же. У банкрота нет прибыли, клиентов и перспектив, тогда как кассовый разрыв может возникнуть даже у процветающего бизнеса.
Из-за чего это может произойти?
- Вывод денег из бизнеса. ИП часто выводят средства с бизнес-счетов на личные нужды. Например, на отпуск или неожиданный ремонт автомобиля. Потом приходит время обязательных платежей, а счета оказываются пустыми.
- Ведение работ с постоплатой. Например, вы организуете грузоперевозки для крупного бизнеса, который платит только после исполнения заказа. Иногда ждать денег приходится по полгода. И шанс попасть в кассовый разрыв в этом случае достаточно высокий.
- Нет плана. Основа бизнеса — грамотное финансовое планирование. Если его нет, высокие показатели выручки не уберегут от кассовых разрывов. С закупками ситуация аналогичная — если внезапно потратить большие суммы на товары по низкой цене, можно уйти в минус.
- Неожиданные расходы. Бывает, что дорогое оборудование ломается, а без него бизнес работать не может. Если резервного капитала нет, деньги на ремонт приходится брать из кассы, рискуя столкнуться с финансовыми проблемами.
- Задержка оплаты. Иногда клиенты просят отсрочить время платежа. И пока вы ждете оплату, касса остается пустой.
Любой из этих ошибок достаточно, чтобы бизнес оказался на грани кассового разрыва. Если же ошибок несколько, проблемы возникнут гарантированно.
К чему приведет кассовый разрыв? Пора платить за аренду, а денег нет. Сотрудники ждут зарплату, а у вас самих образовалась финансовая яма. Проблемы начнут накапливаться, решать их станет все сложнее. И если не найти выход, можно потерять бизнес.
Что делать, если случился кассовый разрыв?
Главное — не тяните.
Проблему нужно решать сразу. Для этого достаточно воспользоваться внешним финансированием. И здесь есть несколько вариантов.
Возобновляемая кредитная линия
Это займ, по которому вы можете получать деньги несколько раз без оформления дополнительного договора.
✍️ Например, в вашей компании возникли финансовые трудности. Вы не знаете, как долго они продлятся, и хотите обратиться в банк за получением кредитной линии на сумму 1 млн. Банк одобряет вашу заявку.
В первый месяц вы тратите 300 000 рублей. На эту сумму будут начислены проценты, на оставшиеся 700 000 — нет. Еще через месяц вы полностью погасите задолженность. А потом придется потратить весь миллион — сломалось оборудование. Вы сможете использовать сумму кредитной линии целиком, несмотря на то, что раньше уже брали часть средств.
Сумма, которую одобрит банк, зависит от общего финансового благополучия компании. Выводить деньги траншами можно любое количество раз. А еще можно увеличить сумму кредитной линии, если это потребуется.
Возвратный лизинг
Интересная финансовая схема, при которой бизнес продает свое имущество, но сразу после берет его обратно в аренду.
Например, для покрытия расходов вам пришлось продать помещение офиса. Но ваши сотрудники никуда не переезжают. Все остается в том же самом помещении, только теперь вы платите ежемесячную аренду. Позднее имущество можно выкупить обратно.
✍️ Рассмотрим ситуацию. У небольшой швейной фабрики «Нитеблок» внезапно сломалась техника. Пришлось срочно менять оборудование, возник кассовый разрыв. Производство при этом продолжается, прибыль поступает.
Руководство решает продать в обратный лизинг производственный цех на три года. Сумма от продажи поступает на счет, но цех сразу же берут в аренду. До окончания срока договора компании нужно ежемесячно платить за лизинг. Когда же пройдут 3 года, все имущество можно получить обратно.
Обратный лизинг — неплохое решение для малого и среднего бизнеса, у которого невысокие шансы на получение кредита по низкой ставке. Оценить потенциал вашей компании и подобрать выгодный вариант лизинга вы можете на нашем сайте.
Факторинг
Факторинг — это продажа задолженности третьей стороне: банку, МФО, факторинговой компании. Вы покупаете какую-либо услугу с отсрочкой платежа. Продавец сразу получает основную часть суммы (ее предоставляет третья сторона), а вы выплачиваете эти средства фактору позднее.
✍️ Пример: вы производите детали для электроприборов и поставляете их разным покупателям. Один из ваших покупателей — фабрика по производству светильников «СветОчек». Она в свою очередь получила крупный заказ на производство осветительных приборов для нового бизнес-центра. Для этого ей требуется больше деталей, но средств на оплату покупки пока нет.
«СветОчек» обращается к вам и просит большую партию деталей с отсрочкой платежа. Вы соглашаетесь, но решаете прибегнуть к услугам факторинговой компании. Она выплачивает вам 75% долга, а «СветОчек» обязуется выплатить эту сумму фактору. Когда долг будет полностью выплачен, вы получите оставшиеся 25% и заплатите комиссию за услуги.
Виды факторинга
Условия факторинга могут отличаться. Рассмотрим, как именно.
Открытый и скрытый факторинг
Чаще всего организации используют открытый факторинг. Это когда покупатель соглашается выплачивать задолженность фактору и принимает непосредственное участие в оформлении документов.
Скрытый факторинг выбирают в тех случаях, когда покупатель не согласен заключать сделку с третьим лицом. В такой ситуации открывают отдельный счет — на него должник будет приводить отсроченные платежи. Но деньги получит факторинговая организация.
Факторинг с регрессом и без него
При регрессном факторинге третье лицо, которое выступает фактором, переводит около 80% долга на счет продавца, а оставшиеся 20% оставляет в качестве залога. Он нужен на случай, если покупатель не сможет перевести всю сумму в установленные сроки. Тогда продавцу придется возместить сумму залога и самому решать проблемы с задолженностью покупателя.
Факторинг без регресса работает иначе. Продавец сразу получает все деньги (за вычетом комиссии), а возможные проблемы с задолженностью решает сам фактор.
Агентский и закупочный факторинг
Принцип агентского факторинга основан на том, что услуга посредника нужна покупателю. Он своими силами заключает договор и оплачивает комиссию. На счет продавца сразу поступает полная сумма.
Если факторинг закупочный, то продавец, покупатель и фактор заключают трехсторонний договор. Комиссию за услуги факторинговой организации в этом случае покупатель может разделить с продавцом. Денежные средства поступят на счет продавца в полном объеме после того, как будет произведена поставка товара.
Что еще нужно знать о факторинге
- Вам не нужно закладывать имущество, потому что в качестве залога выступает будущая выручка с продаж.
- Услуги факторинга не будут отображены в вашей финансовой отчетности.
- Для факторинговых операций нужно оформить договор об отсрочке. Обычный договор в этом случае не подходит.
- Придется собрать больше документов, чем для получения обычного кредита. Как правило, это бумаги о вашем бизнесе и о деятельности контрагента.
Выбрать вариант факторинга, который подходит именно вам, можно на сайте finlab. У нас можно сравнить десятки предложений и получить консультацию по банковским продуктам.
Овердрафт
Овердрафт — последний инструмент в нашем списке. Обычно его рассматривают как альтернативу кредиту.
Подключить услугу можно к любому расчетному счету. Когда сумма на счету закончится, а вам нужно будет сделать крупную покупку (например, закупку сырья), вы автоматически получите займ. Лимит по овердрафту для бизнеса плавающий и обычно составляет не более 70% от оборота. Воспользоваться овердрафтом можно любое количество раз.
Платежи по овердрафту списываются автоматически при поступлении денег на расчетный счет или из остатка на конец дня. Проценты же будут небольшими. Однако нужно учесть, что срок у такого кредита минимальный.
Какой инструмент выбрать
Инструментов для решения кассового разрыва много. Выбрать подходящий вариант удобно через finlab — финансовый маркетплейс для предпринимателей. Мы собрали на сайте предложения от 60 компаний-партнеров — банков, факторинговых организаций и других. Если вам понравится несколько вариантов, достаточно заполнить одну заявку — она будет общей для всех.
Все дальнейшее взаимодействие с финансовыми организациями мы берем на себя. Вам останется получить положительное решение и попрощаться с трудностями, вызванными кассовым разрывом 😏