Середина февраля принесла с собой страшную трагедию, которая потрясла не только жителей Твери, но и всю страну. После посещения известной тверской стоматологической клиники умерла трехлетняя девочка. Согласно версии следствия, во вторник, 12 февраля, ребенку проводили стоматологические процедуры с применением наркоза, после которого она так и не вернулась в сознание.
Девочка была доставлена в больницу, но, к сожалению, скончалась, так и не приходя в себя.
По данному инциденту возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 238 УК РФ. Следственные органы и прокуратура активно работают над выяснением всех обстоятельств произошедшего.
Глава Следственного комитета России, Александр Бастрыкин, лично взял под свой контроль ход расследования. Мать ребенка, Татьяна, рассказала журналистам «МК в Твери» свою версию того, что произошло в тот ужасный день.
Новый тренд в стоматологии
Погружение людей в сон с помощью анестезии стало трендом в стоматологической индустрии: такие процедуры при необходимости проводят даже детям до трех лет. В зависимости от анамнеза специалисты применяют анестезию или седацию. Седация, при этом, не наркоз, а закись азота, которая позволяет расслабить пациента и устранить психологическое напряжение, страх и неконтролируемые эмоции.
По словам матери девочки, в данном случае речь идет об анестетике под названием «Севоран», который использовали сотрудники стоматологической клиники в Твери во время лечения.
По словам женщины, два верхних молочных зуба у её маленькой дочки росли криво, но ортодонт в одной из стоматологических клиник города посоветовал ей оставить зубы «до последнего», чтобы уже постоянные выросли ровными после выпадения молочных зубов. Родительница отметила, что это решение вызывало дискомфорт и дальнейшие проблемы в полости рта: частички пищи застревали, и в итоге развился кариес, приведший к пульпиту.
Для многих детей первый поход к стоматологу — это не только неизвестный и стрессовый опыт, но и страх, который может сохраняться годами. Во время первого визита в стоматологическую клинику, специалист провел осмотр полости рта у трехлетней девочки. По словам матери, ребенок был спокоен и следовал указаниям врача, так что никакой тревоги за состояние ребенка ни у кого не было. Специалист определила необходимые процедуры и указала на необходимость наркоза для выполнения работ.
Мать девочки считает, что специалисту не хотелось тратить время на продолжительные стоматологические манипуляции и потому предложила лечение под наркозом — так было бы куда быстрее.
— Она мотивировала лечение под наркозом тем, что зубик, во-первых, кривой, во-вторых, тем, что есть пульпит (то есть это сложная степень кариеса) и, в-третьих — ребенку нужно поставить коронку. Все занимает около часа по времени. Так она меня уговорила на лечение под наркозом, — делилась Татьяна.
Мать согласилась на лечение под наркозом, но сначала уточнила, возможно ли вмешательство без полного наркоза, например, с применением закиси азота. Однако специалист отметила, что не использует такую методику и считает ее неэффективной.
Вместо этого было принято решение провести лечение с использованием анестезирующего газа, ранее упомянутого «Севорана».
Это должно было позволить маленькой пациентке быстро заснуть, а врачу провести лечение без чувства тревоги и дискомфорта. Перед всеми манипуляциями родители должны были предоставить необходимые анализы и результаты исследований здоровья малышки, такие как ЭКГ, рентгенография, анализы крови. Все это было рекомендовано специалистами пермской клиники DentStar.
Последние часы жизни
— Мы приехали в назначенное время, наш анестезиолог задержался на полтора часа. Ребенок голодный, ребенок устал. Время было полпятого, и моя девочка хотела спать. Но анестезиолог пришел, мы его дождались, – вспоминает о роковом дне мама погибшей девочки.
Перед началом лечения малышку переодели, взвесили:
— Врач сказал, что вес нашего ребенка составляет 11 килограммов 300 граммов. Затем он сказал: «Ну, пусть будет одиннадцать пятьсот». Двести граммов прибавил. Ребенок у меня физиологически не дотягивал до трехлетнего ребенка по нормам и стандартам. То есть обычно трехлетние дети – они 96 сантиметров ростом и где-то 14-15 килограммов по весу. Моя девочка была 90 сантиметров и по весу 11 килограммов 300 граммов – совсем такая крошечка.
После процедуры взвешивания, Татьяна положила свою дочь на стоматологическое кресло. Как только малышка вдохнула пары «Севорана», родителей попросили покинуть кабинет и ждать в холле.
Через час стоматолог вышла и сообщила, что все процедуры выполнены и что ребенок проснется через десять минут. Однако дочь Татьяны так и не пришла в себя.
Женщина отметила, что у ее дочери не было патологий. Анализы, которые ребенок прошел, подтверждали его здоровье, и Татьяна сообщила об этом анестезиологу.
Спустя еще час анестезиолог снова подошел к родителям, но уже взволнованный, сообщив, что ребенка реанимируют, есть опасность для жизни. Выяснилось, что у 3-летней девочки произошел отек легких, а также асистолия и клиническая смерть.
— В это время вся клиника зашевелилась. Появилось очень много разных врачей-реаниматологов, которые находились в штатном режиме на базе Больницы Пирогова. Далее была вызвана в течение еще одного часа скорая помощь, санавиация. И через час (еще через час) ребенка увезли на машине скорой помощи. Мне не дали сесть с ребенком в машину «скорой», ее отвезли в первую городскую больницу – в реанимацию. Мы поехали сначала за машиной скорой помощи в ДОКБ, прождали там час. Нам сказали ехать домой. Еще через час нам позвонили домой и сказали, что ребенок умер. Время смерти: 01:30.
Татьяна вспоминает, что ответственный за клинику все время находился рядом с родителями, это не была рядовая ситуация, ничего подобного ранее в этом стоматологическом центре не было.
Процедуру, которая убила дочь Татьяны, родители девочки оплатили — выходило 32 тысячи рублей. После трагической гибели ребенка Татьяна запросила средства обратно: впереди её и ждала ужасная процедура — похороны любимой дочери. В итоге владелец клиники перевел обратно эту сумму, а также добавил дополнительные 68 тысяч рублей.
— Он в качестве материальной помощи вернул нам деньги за зуб и в качестве материального достатка перевел 68 тысяч рублей. Наверное, чтобы нас успокоить, или я не знаю зачем. Но именно в такую сумму он оценивает мою дочку. Видимо, это ее цена. К сожалению, так, — комментировала безутешная родительница.
Что стало причиной этой трагедии? Известно, что в данной ситуации можно допустить возможность некачественного сбора анамнеза, ошибок во время процедуры и отсутствия необходимого оборудования, в том числе реанимационного. Однако, поскольку точная причина смерти девочки станет известна после окончания расследования, до официального заявления компетентных органов, проводивших экспертизы и проверки, все это является предположениями.