Найти тему

Забудьте про 3 года. Выездная налоговая проверка может охватывать 4!

Оглавление

В этом году налоговая вплотную взялась за дробление бизнеса. Но в этой статье поговорим про выездные налоговые проверки — они актуальны и при дроблении и при других нарушениях налогового законодательства.

Выездная налоговая проверка — наверное, самое страшное для бизнеса мероприятие. Это и понятно, ведь за выездной часто следуют банкротство и субсидиарная ответственность директора и собственников, возбуждение уголовного дела.

Все мои контакты и соцсети: https://taplink.cc/romanchernenko. Подпишитесь и читайте меня там, где вам удобно.

По закону налоговая в рамках выездной проверки может проверять 3 года

Выездные проверки регламентированы ст.89 НК РФ. В этой статье есть пункт, который гласит, что:

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки… П.4 ст.89 НК РФ.

Из этой нормы есть исключение, но об этом сейчас не будем.

Если трактовать сказанное в законе буквально, то получается, что инспекция может проверить три года, которые предшествуют году, когда вынесено решение о проверке. Например, решение вынесено в 2024 году, значит, можно проверить 2021, 2022, 2023. А сам 2024, в котором вынесено решение? При буквальном толковании нормы получается, что инспекция не вправе его проверять.

А на практике — 4. Так решил Верховный суд

Но практика пошла другим путём. Инспекция ведь хочет чего? Собрать как можно больше налогов. А чтобы собрать их как можно больше, надо проверить как можно больший период. И инспекция стала проверять и тот год, в котором она вынесла решение.

Однажды компания «РЭУ-21» возмутилась таким положением вещей и пошла в суд, доказывая, что налоговая не может проверять тот год, в котором она вынесла решение о проверке. Спор дошёл до Верховного суда, и он решил, что инспекция ничего не нарушила:

суды… пришли к выводу, что указанная норма налогового законодательства не содержит запрета на проведение выездных проверок по отчетным периодам текущего календарного года, в котором принято решение о проведении налоговой проверки. Определение Верховного Суда РФ от 9 сентября 2014 г. N 304-КГ14-737.

Вообще здесь налицо расширительное толкование Кодекса. Кодекс даёт налоговой право проверять три года, а судьи решили, что можно и больше, запрета-то нет. Ну так в НК РФ много каких запретов нет, с расширительным толкованием можно уйти очень далеко.

Той же логикой руководствовался Девятый арбитражный апелляционный суд. Он он высказался ещё более конкретно в пользу инспекции:

Положения пункта 4 статьи 89 НК РФ… никоим образом не исключают возможности проведения проверки помимо трех предыдущих лет текущего календарного года. Проведение налоговой инспекцией такой проверки отчетных периодов текущего года не нарушает норм налогового законодательства. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 №09АП-18488/2015 по делу № А40-184869/14.

Тот же принцип: что не запрещено, то разрешено. Хотя применительно к госорганам должно быть ровно наоборот.

Налоговая по полной использует возможность, которую ей дали суды

Конечно, налоговая инспекция «на ура» восприняла такую позицию судов и выпустила от 17 июля 2015 г. № СА-4-7/12693@ письмо, в котором продублировала сказанное Верховным судом.

Так возможность проверять не 3 года, а 3 года + год, в котором вынесено решение о проверке, получило закрепление и вошло в практику. Сейчас инспекция очень любит «по полной» использовать эту возможность: зачастую она принимает решение о проведении проверки 31 декабря. И таким образом она получает возможность проверить 3 предшествующих года + весь текущий год минус один день.

Инспекция применяла этот механизм и во время борьбы против однодневок и сейчас, когда развернуто противодействие дроблению бизнеса.

У налоговой есть много инструментов, чтобы доказать дробление бизнеса. Но у вас тоже достаточно способов защищаться

Когда налоговая инспекция доначисляет налоги, она почти всегда завышает их (отказывается применять налоговую реконструкцию). Подробнее об этом можно прочитать в статье «Налоговая вменяет дробление бизнеса и завышает налоги к доплате. Что делать?».

Но налоговая реконструкция постепенно становится трендом судебной практики. Я писал об этом в статье о деле МПС, в статье о деле Леспрома и вот в этом тексте. Если кратко — суды все чаще заставляют налоговую пересчитать налоги разделенного бизнеса правильно, так, как и надо (вместо неоправданного завышения, как любит инспекция). Это безусловно хороший тренд.

Это значит, что вы можете спорить с налоговой в два «этапа»:

  • возражать, что бизнес был раздроблен. Если удастся убедить в этом УФНС/суд, то все доначисления отпадут;
  • спорить с размером доначислений, требовать применить налоговую реконструкцию, учесть вычеты по НДС, которые вы применили бы, если бы использовали ОСН и зачесть расходы, которые понесли все ваши компании. Такая практика есть, и она успешно применяется.

Поэтому пространство для маневра есть, и возможности снижать доначисления (иногда в разы) — тоже.

____________________________________

С 2008 года я помогаю бизнесу защищаться от незаконных претензий налоговой инспекции. Сопровождаю выездные налоговые проверки, готовлю бизнесменов к допросам и комиссиям по легализации налоговой базы, защищаю при обвинениях по «налоговым» статьям уголовного кодекса.

Если перед вами встали такие проблемы, пишите или звоните. Я разберусь в ситуации, и мы решим, что делать дальше. +7 (499) 283-80-20.

Все мои контакты и соцсети: https://taplink.cc/romanchernenko. Подпишитесь и читайте меня там, где вам удобно.