В исследованиях, посвященных теме интернет-зависимости, выделяют следующие психологические предпосылки развития аддиктивного (зависимого) поведения.
Обратите внимание, какие факторы выделяют ученые, что в итоге приводит к плавному погружению в цифровое болото:
1) Низкий уровень самостоятельности;
2) Низкий уровень свободы в выборе поведения;
3) Неспособность контролировать свою вовлеченность в процессе игры;
4) Высокая восприимчивость к внешнему воздействию.
Термин «вертотетное родительство», впервые ввел Хайм Дж. Джайнотт в 1969 году. Синоним более известной нам гиперопеки.
Конечно, иногда сложно определить эту грань. Но в случае поведенческих проблем, которые приходится в последствии решать, сразу выясняются мелкие воспитательные моменты, которые в конечном итоге рискуют превратиться в достаточно большие сложности.
Все начинается еще в раннем детстве, когда в любой ситуации рядом находится взрослый, чрезмерно сосредоточенный на своем ребенке. Он всегда позаботится, все потребности закрываются моментально. Чрезмерно защищает и старается сделать его самого и жизнь лучше.
Но по факту, личность привыкает быть пассивным элементом в этой системе, потому что ты ничего не учишься решать, ни за что отвечать. И домашнюю работу с тобой сделают, и репетиторов наймут.
Получается, что к подростковому возрасту может наблюдаться очень серьезное отставание. Так как, чтобы учиться отвечать за себя, нужно чтобы у тебя была эта зона, где ты учишься рулить самостоятельно. А в случае гиперопеки вся ответственность за опыт своего ребенка – на его заботливом и любящем взрослом.
Так, со временем, формируется привычка, когда рядом более сильный и волевой родитель, который сделает все, чтобы оградить от проблем и невзгод. И к переходному возрасту семья подходит к ситуации, когда навыков саморегулирования, способности принимать какие-то решения, ориентироваться во времени и пространстве, просто нет – вакуум.
Как правило, чем более влиятельная при этом семья, тем активней подросток «надеется на ресурс взрослых». А, если тебе всегда помогут, учиться устоят, репетиторов наймут, от армии отмажут, то и париться особо не стоит. Ты и так крутой, только не за счет своих достижений, а по факту рождения. Отсюда растут корни гедонизма. Эту привычку развиваем мы сами, когда берем на себя задачи, которые школьник должен выполнять сам.
Если вы считаете, что, как только вы ослабите контроль и дадите больше свободы, то все рухнет – вы вертолетный родитель. Потому что ваш чрезмерный контроль не учит видеть эти причинно-следственные связи. Когда забил, забыл, отвлекся, а потом пошел и получил отрицательный результат. Мы же пытаемся предотвратить, нам страшно, мы переживаем за последствия. Поэтому многие просто учатся за своих детей, разве что в школу сами не ходят и за партой не сидят. И все уроки лучше знают, и что надо делать, и когда.
Все, что не несет опасности за жизнь и здоровье ребенка – является отличным учителем, в том числе собственным негативным опытом.
Например, не сделал доклад, пошел в школу, схватил двояк. Пришел домой, и подумал, а как так произошло, что на экран времени хватило, а подумать о других результатах – нет? Вот такой опыт школьник запомнит на всю жизнь. И в дальнейшем, чем больше собственных уроков он усвоит, тем ему самому будет легче. Отсюда и проблема, когда подросток хочет за себя решать сам, а опыта по факту нет.
То есть, по мере взросления, через различные события, и личный опыт разрешения той или иной ситуации, в том числе в вопросах экранного времени, родитель постепенно передает все больше контроля за собственными действиями своему взрослеющему ребенку. Потому что тот знает, - как только расслабишься, то сразу пойдут проблемы, которые придется решать.
В случае гиперопеки происходит обратный процесс – страх и тревога толкает усиливать контроль, и полное погружение в жизнь подростка.
Талантливая воспитательная модель заключается в том, что родители знают, как мыслит их ребенок, как может повести себя, если вас не будет рядом. Какие решения будет принимать. Или не будет, если убрать внешний контроль.
Когда в сознании сложилось внутреннее понимание смысла обучения, то подросток будет способен вовремя остановиться. Например, уйдет с вечеринки со спиртным или еще чем-то. А, если школьник учится только под давлением взрослых, даже при серьезной мотивации внешними бонусами, - будет отрываться до последнего.
Такие дети просто не в состоянии справляться с этим чувством взрослости, внутренней свободы. Когда уже можно все! Когда так долго держали в рамках и запрещали. Но никто не объяснял, а что будет дальше? После той вечеринки и экзамена, на который ты не в состоянии был встать с дивана? А дальше?
И ровно так же, все по той же схеме, как когда-то, взрослый включался и делал реферат, в этой ситуации вертолетный родитель будет активно приводить в чувство и толкать учиться, под властью страха и тревоги.
А, часто родители оправдывают перед социумом эти поступки. Что приводит к еще большему разрастанию девиаций, когда контролирующая функция сознания просто отключается полностью.
Потому что всю жизнь кто-то руководил каждым шагом, решал все вопросы. И сейчас решат.
А зачем напрягаться? Так считает любой гедонист. За тебя всю жизнь рефераты делали, и сейчас все сделают. Личной ответственности ноль.
Таким образом, низкий уровень самостоятельности и низкий уровень свободы в выборе поведения является фактором развития зависимости. Сюда можно добавить, что дети чувствуют, что им просто не доверяют, а это приводит к неуверенности. Исследования так же показывают, что контролирующее воспитание связано с более высоким уровнем детской тревожности и депрессии.
В следующей публикации обсудим, как семья формирует психологическую позицию.