«Благослови тебя Бог, Бесси Блаунт!» — весело поднимали тосты придворные за королевскую фаворитку после рождения ею мальчика. Именно Бесси смогла доказать, что Генрих VIII все же способен зачинать сыновей. Поразительно, но этот король сильно сомневался в своей мужественности. Теперь же он гордо представил всему двору своего внебрачного сына, а его супруге Екатерине пришлось все это стерпеть. Роман Бесси и Генриха продлился лишь несколько лет, зато он дал повод королю обвинить во всех проблемах с деторождением свою первую жену.
Генри Фицрой родился в 1519 году. Он был плодом внебрачной связи короля Англии Генриха VIII с его фавориткой Элизабет Блаунт (или Бесси). К тому времени король был женат на испанской принцессе Екатерине Арагонской. Чета состояла в браке уже 10 лет, но у них никак не появлялся наследник престола. Несколько беременностей королевы закончились выкидышами и рождением, увы, мертворожденных детей. А рожденный Екатериной в 1511 году мальчик умер спустя два месяца после рождения.
Со временем Генрих охладел к супруге, которая была старше его на 6 лет. Король так мечтал о сыне для продолжения династии, что это превратилось у него в идею фикс. Немудрено, что он стал обращать внимание на других женщин. А вскоре его заинтересовала юная фрейлина его собственной жены.
Как только 14-летняя Блаунт появилась при дворе, она сразу прославилась своей красотой. Бесси происходила из старинного, но небогатого дворянского рода. Белокурая, голубоглазая и грациозная девушка быстро привлекла внимание молодого короля. Их роман начался приблизительно в 1514 году.
Тогда Генрих еще скрывал свои интрижки от супруги. Поэтому Блаунт так и не получила статуса официальной фаворитки. Разумеется, при дворе скрыть увлечение короля хорошенькой фрейлиной было невозможно. Конечно же, Екатерина знала о связи мужа, но поделать ничего не могла. В 1516 году у королевы родилась дочь Мария, но рождение девочки мало порадовало властного Генриха. Ведь он так ждал сына.
Осенью 1518 года стало понятно, что Бесси ждет ребенка от короля. Так как у девушки не было мужа, и она по-прежнему служила фрейлиной королевы, ситуация обострилась. Пикантность событиям придавало еще то, что Екатерина Арагонская тоже была на сносях. Поэтому король предусмотрительно удалил фаворитку от двора, отправив Бесси в монастырь в графстве Уэссекс. В ноябре Екатерина родила дочку, которая сразу скончалась. Эта была последняя беременность несчастной королевы.
А вот у Бесси в июне 1519 года родился крепкий мальчик. Король ликовал! Еще бы, наконец-то он получил подтверждение, что у него могут рождаться здоровые сыновья. Генриху VIII тогда было 28 лет. Как только он услышал о рождении мальчика, он поспешил в монастырь, чтобы навестить его. Довольный король, как из рога изобилия, осыпал Бесси и ее семью деньгами и поместьями.
Мало того, воодушевленный Генрих VIII официально признал мальчика своим сыном и дал ему имя – Генри. Ребенок получил фамилию Фицрой, что означало на англо-нормандском «сын короля», а Блаунт получила статус - «мать королевского сына». Но страсть Генриха к фаворитке куда-то сразу улетучилась. Король не разрешил 17-летней Бесси вернуться ко двору. А потом и вовсе безжалостно отобрал у нее новорожденного. Бедная женщина не успела толком оправиться после утраты ребенка, как король заставил ее выйти замуж в 1519 году. Ее мужем стал богатый барон Гилберт Тэлбойс.
Мальчика же король забрал к себе, он был увлечен им, как новой игрушкой. Крестным отцом Генри стал сам кардинал Уолси. Генрих VIII поселил ребенка в замке Шерифф Хаттон, где воспитывалась ранее его мать. Он выделил огромный штат прислуги и воспитателей, которые заботились о его сыне. А когда малышу исполнилось 6 лет, то король возвел его в ранг пэра и даровал ему титул герцога Ричмонда и Сомерсета. Таких привилегий удостаивалась только принцы крови.
Генрих VIII пожаловал сыну еще множество титулов и должностей, которые приносили огромный доход и сделали мальчика одним из богатейших людей страны. Фицрой получил хорошее образование. Он знал древнегреческий и латынь, хорошо читал и писал. Его обучали верховой езде, игре на музыкальных инструментах и стрельбе из лука. В общем, он жил жизнью настоящего принца. Однако, несмотря на все заботы, здоровье у мальчика было весьма слабеньким.
Король часто навещал сына, баловал его и питал к нему нежную привязанность. Но могло ли все это заменить ему мать? Изредка Генрих VIII все же позволял бедняжке Бесси навещать своего первенца. В эти мгновения мать и сын были счастливы. Бесси привозила мальчику подарки, пытаясь порадовать его. В первом браке у нее родилось еще 3 детей. Несмотря на это, король не оставил своей милостью бывшую фаворитку и продолжал заботиться о ней, одаривая деньгами.
«Самым смиренным и преданным образом я умоляю ваше величество о вашем ежедневном благословении. Точно так же я молюсь о том, чтобы я эффективно отдавал все свои усилия, разум и удовольствие прилежному применению всех тех наук и подвигов обучения, о которых мои самые любящие советники ежедневно сообщают мне... Поэтому обращаюсь к вам с самым смиренным и верноподданническим ходатайством о том, чтобы вы одарили меня, вашего самого смиренного и преданного слугу, снаряжением для моих армейских упражнений… Ваш самый покорный слуга, Г. Ричмонд», - из письма Фицроя своему отцу Генриху VIII, 1527 год.
Шли годы, а законный сын у короля все не появлялся. Генрих стал строить планы, чтобы сделать Фицроя королем Ирландии. Королева Екатерина опасалась, что ее муж собирается назначить его официальным наследником престола в обход законной дочери Марии. Но Генрих все же медлил с таким смелым решением.
Генри любил отца и постоянно искал его одобрения. Когда ему исполнилось 10 лет, то король сделал его лордом-лейтенантом Ирландии и подарил резиденцию в Лондоне. Теперь мальчик постоянно находился при дворе и сопровождал отца на официальных мероприятиях. Так он был вместе с Генрихом VIII на его встрече с королем Франции в Кале в 1532 году. А потом еще около года жил в Париже при французском дворе. Когда Фицрой вернулся в Лондон, то отец решил женить его, подыскав ему подходящую невесту. Ею стала Мэри Говард, старшая дочь герцога Норфолка.
К организации этого брака приложила руку новая жена короля Генриха VIII – амбициозная Анна Болейн. К тому времени король уже аннулировал свой брак с Екатериной Арагонской, отрекся от власти католической церкви и разорвал отношения с Римом. Пока шел бракоразводный процесс короля, у его советников была оригинальная идея женить Фицроя на Марии, дочери Генриха и Екатерины Арагонской. Папа Римский даже готов был выдать разрешение на брак, чтобы только не расторгать союз короля с его первой женой. Но брак между единокровными братом и сестрой все же не состоялся.
Мэри Говард, приходилась кузиной новой королеве Анне Болейн. Свадьба юной пары состоялась в ноябре 1533 года. Новобрачные были ровесниками, им обоим было по 14 лет. Так как они были еще слишком молоды, то король категорически запретил им вступать в интимные отношения. Генрих VIII переживал, что это может негативно повлиять на слабое здоровье его сына. Поэтому предположительно (точно сказать уже никто не может) союз двух подростков так и не был консумирован. Большую часть времени они жили в разных домах, хотя и были женаты.
С внебрачным сыном по-прежнему были связаны многие надежды Генриха. Так как, несмотря на все уверения Анны подарить королю сына, в сентябре 1533 года она родила дочь Елизавету. Рождение девочки стало огромным разочарованием как для короля, так и для его жены. Увы, впоследствии Болейн, так же как и Екатерина Арагонская, не справилась с ответственной миссией и не смогла родить королю сыновей.
После свадьбы Фицроя, предполагалось, что он с супругой отправиться жить в Ирландию. Но в связи с плохим самочувствием Генри визит был отложен, а молодожены остались жить при английском дворе, где Мэри вошла в свиту Болейн. Брак Мэри и Генри не продлился и 3 лет. К сожалению, сведений о характере отношений этой пары нет.
За эти годы в личной жизни Генриха VIII случились грандиозные события. Король обвинил Анну в измене, а потом отправил так любимую им ранее, а теперь ненавидимую жену на плаху весной 1536 года. На ее казни присутствовал и Фицрой.
После чего Генрих VIII женился в третий раз, теперь на тихой Джейн Сеймур. К этому моменту король сильно охладел к своему бастарду. Скорей всего, это произошло потому, что он эгоистично надеялся получить законных сыновей от новой женой. Хотя сразу после казни Болейн многие считали, что король объявит Фицроя наследником престола, но этого так и не произошло.
А спустя пару месяцев, летом 1536 года, Фицрой сильно заболел. 22 июля он скоропостижно скончался, предположительно, от чахотки. По другой версии, он умер от потницы - страшной болезни наподобие гриппа, от которой люди тогда умирали за несколько дней. Генри было лишь 17 лет.
Смерть сына неприятно поразила короля. Несмотря на это, Генрих VIII повелел организовать мальчику скромные похороны без торжеств. А по-настоящему оплакивала Генри только его мать. На тот момент Бесси состояла во втором браке, в котором у нее родились 3 дочери. Но она все равно питала сильную любовь к первенцу. Сама Блаунт ненадолго переживала Фицроя. Она умерла в 1540 году и тоже, вероятно, от чахотки.
После смерти сына Генрих VIII некрасиво повел себя со своей единственной невесткой. Он отказался выплатить ей вдовью долю и лишил Мэри земель, которые должны были достаться ей в наследство. Король решил, что так как брак не был консумирован, то и прав на имущество мужа вдова не имеет. А так как Болейны и Говарды тогда находились в опале, то заступиться за молоденькую вдову было некому.
Интересно, что позже Мэри проявила решительный характер, отказавшись еще раз выходить замуж за кандидатов, подобранных ей родней. Детей у нее не было. Она пережила мужа на 21 год и умерла в 1557 году. А Генрих VIII, спустя год после смерти Фицроя, все же получил законного сына, которого родила ему Сеймур. Вот только и этот принц прожил лишь 15 лет…
С вами Марина Берёзина, подписывайтесь на мой канал! Благодарю вас за «лайки».