Найти в Дзене
Обаяние истории

Единственная невестка Генриха VIII: тайны жизни Мэри Фицрой

Мэри, ты вполне можешь соблазнить короля и стать его фавориткой! — горячо убеждал граф Суррей свою сестру, строя на нее далеко идущие планы. — Почему бы еще одной миловидной девчонке из рода Говардов не стать королевой Англии, — размышлял дерзкий граф. Вот только упрямая герцогиня вовсе не собиралась становиться новой игрушкой короля. По преданию, Мэри ответила брату, что скорее лишит себя жизни, чем решится на подобный поступок. Ведь король приходился ей хоть и бывшим, но свекром…

Мэри появилась на свет в 1519 году в знатной и могущественной семье. Ее родителями были 3-й герцог Норфолк Томас Говард и Элизабет Стаффорд, дочь 3-го герцога Бекингема. Мэри стала третьим ребенком пары. У нее было два брата и младшая сестра. Когда девочке исполнилось 5 лет, ее отец занял пост лорда-казначея при дворе английского короля. А племянницей герцога была знаменитая женщина, из-за любви к которой Генрих VIII перевернул всю Англию – Анна Болейн.

История не оставила нам подробностей об образовании Мэри. Известно, что ее братья были прекрасно образованы. Мэри умела читать и писать, любила поэзию, а также предположительно владела французским языком. Впоследствии она состояла в литературном кружке при дворе.

«Первая встреча Генриха VIII и Анны Болейн», худ. Джордж Фолингсби, 1879 год
«Первая встреча Генриха VIII и Анны Болейн», худ. Джордж Фолингсби, 1879 год

В 1533 году амбициозная Анна Болейн все же пошла под венец с Генрихом VIII. Юная Мэри была одной из подружек невесты на свадьбе. Став второй женой короля, Болейн старалась укрепить свои позиции при дворе. Считается, что именно она убедила Генриха VIII выдать свою двоюродную сестру замуж за его внебрачного сына Генри Фицроя.

Фицрой был сыном короля и Элизабет Блаунт, фрейлины первой жены Генриха VIII. Несмотря на многочисленные любовные связи, король только этого мальчика признал своим сыном, даровал ему имя в свою честь и титул герцога Ричмонда и Сомерсета. Как правило, таких привилегий удостаивались только принцы крови. В связи с тем, что у короля не было законных сыновей, он рассматривал возможность передать трон Фицрою. Генриху VIII не хотелось оставлять престол женщине - своей дочери от Екатерины Арагонской, Марии Тюдор.

Фицрой вырос как настоящий принц, ни в чем не зная отказа. Король обожал мальчика. Он выделил сыну отдельный дворец со слугами, а его воспитанием занимался штат учителей. Когда Генри было 10 лет, он стал лордом-лейтенантом Ирландии. Благодаря королю, пожаловавшему сыну множество поместий, юноша стал одним из самых богатых людей страны.

«Генри Фицрой», худ. Лукас Хорнболт, 1534 год
«Генри Фицрой», худ. Лукас Хорнболт, 1534 год

Естественно, что при организации столь важного брака никого не интересовали чувства жениха и невесты. Романтическая любовь никогда не была обязательным условием для династического союза. Осенью 1533 года состоялась пышная свадьба двух подростков. Так Мэри Говард стала герцогиней Ричмонд и Сомерсет и породнилась с Тюдорами. Брак этот стал настоящим успехом Говардов. Ведь пока у короля не было наследников мужского пола, многие смотрели на Фицроя как на возможного будущего короля.

На момент венчания Мэри и Генри было по 14 лет. Фицрой с детства обладал слабым здоровьем, поэтому его заботливый отец запретил юным молодоженам вступать в супружеские отношения. Генрих VIII боялся, что это может отнять последние силы у сына. Считается, что брак пары так и не был консуммирован. Хотя подтвердить данный факт никто не может. Увы, не осталось никаких свидетельств, какие отношения связывали пару. Известно лишь, что большую часть времени супруги жили в разных домах.

После свадьбы планировалось, что молодожены уедут жить в Ирландию, где Генри станет королем страны. Но переезд не состоялся, потому что Фицрой снова заболел. Поэтому король решил оставить супругов под своим присмотром. Мэри стала одной из фрейлин королевы Анны. Здесь она подружилась с племянницей короля, Маргарет Дуглас. Вместе с подругой они вносили стихи придворных поэтов, включая сочинения брата Мэри, графа Суррея, в Девонширскую рукопись, принадлежавшую герцогине.

Генрих VIII и Анна Болейн, кадр из фильма «Тысяча дней Анны»
Генрих VIII и Анна Болейн, кадр из фильма «Тысяча дней Анны»

Увы, Болейн так и не смогла подарить сына Генриху VIII, что и стало причиной ее падения. Весной 1536 года разочарованный король приказал казнить Анну по надуманному обвинению в измене. При ее казни присутствовал и Фицрой. После чего влияние семьи Говардов пошло на убыль. А вскоре король опять женился. Его следующей супругой стала фрейлина Джейн Сеймур. Генрих VIII был уверен, что новая жена подарит ему законных сыновей. Поэтому его нежная любовь к внебрачному сыну поутихла. Хотя король по-прежнему планировал провести через парламент закон, позволяющий ему назначить Генри наследником престола.

Увы, браку Фицроя и Мэри не суждено было продлиться долго. В июле 1536 года Генри заболел: у него были боли в груди и кашель. А потом он неожиданно для всех умер. По одной версии, он заразился потницей - страшной болезнью, бушевавшей тогда в Англии. По другой – герцог скончался от туберкулеза. Генри едва исполнилось 17 лет. Узнав о его смерти, Генрих VIII был в шоке. Ведь на тот момент у него по-прежнему не было законного сына.

Тем любопытнее, как повел себя король с его вдовой. Генриху VIII не хотелось расставаться с деньгами, поэтому он лишил свою единственную невестку вдовьей доли и земель, которые должны были перейти ей по наследству от супруга. Король расчетливо решил, что раз пара не вступила в супружеские отношения, то и прав на наследство у Мэри никаких нет. Возразить монарху никто не посмел, так как все родственники Мэри были в опале. Поэтому юной вдове ничего не оставалось делать, как вернуться в поместье своего отца, Кеннингхолл. Но решение свекра возмутило герцогиню до глубины души.

Спустя время герцог Норфолк захотел улучшить свое положение, решив сблизиться с новой королевой. Поэтому начались переговоры о браке между Мэри и Томасом Сеймуром, одним из братьев королевы. Томасу на тот момент было 30 лет, он был хорош собой, но имел репутацию настоящего ловеласа. Он приходился родней Мэри, они были троюродными братом и сестрой.

В 1538 году Норфолк получил от короля согласие на брак его дочери с Томасом, и дело уже шло к помолвке. Как вдруг, неожиданно для всех, 19-летняя Мэри отказалась выходить за Сеймура замуж. Что послужило причиной ее решения, неизвестно. Возможно, что она все-таки была привязана к умершему мужу и решила сохранить ему верность. А может быть, неприязнь к браку возникла у нее из-за наблюдений за одиозной семейной жизнью Генриха VIII. В любом случае в те времена оставаться вдовой было более выгодно. И Мэри не теряла надежды отстоять права на наследство.

И как ни пытался ее отец настоять на своем, у него ничего не вышло. Молодая герцогиня заявила, что она больше никогда не выйдет замуж. Но и это еще не все: она убеждала отца отстаивать ее права на состояние Фицроя. Упрямая Мэри решила бороться за наследство и даже собиралась подать в суд на короля. Норфолк был в ужасе от поведения строптивой дочери. Герцог писал советнику короля Кромвелю, что не знает, как ему справиться с дочерью.

В итоге, путем долгих препирательств, Мэри удалось отстоять свои права! К 1540 году Генрих VIII все-таки выделил ей несколько богатых владений ее умершего супруга, что позволило герцогине улучшить свое положение. И спустя 4 года после смерти мужа Мэри вернулась ко двору.

К тому времени личная жизнь Генриха VIII била ключом: он опять овдовел и собирался жениться на немецкой принцессе Анне Клевской. Мэри стала одной из фрейлин новой королевы. Она же встречала ее, когда та прибыла в Англию. Правда, и этот брак не продлился долго. Четвертая жена вызвала у Генриха VIII столь сильную неприязнь, что он быстро аннулировал брак и вскоре вновь отправился под венец.

Любопытно, что пятой супругой короля вновь стала кузина Мэри – Кэтрин Говард. И снова герцогиня была в центре всех событий, став фрейлиной королевы. Правда, уже в 1542 году юная королева отправилась на эшафот по обвинению в прелюбодеянии, а ее штат фрейлин был распущен. После казни Кэтрин семья Говардов снова впала в немилость у разгневанного короля. И Мэри покинула двор.

Генрих VIII и Екатерина Говард, кадр из фильма «Генрих VIII и его шесть жен»
Генрих VIII и Екатерина Говард, кадр из фильма «Генрих VIII и его шесть жен»

Спустя еще несколько лет Мэри опять заинтересовала сильных мира сего. Сеймуры решили вернуться к обсуждению брака между ней и Томасом Сеймуром в 1546 году. Отец Мэри был заинтересован в этом союзе для восстановления положения при дворе. А вот старший брат герцогини отказался от переговоров о ее помолвке. Генри Говард, граф Суррей, не захотел выдать сестру замуж за Сеймура, предложив ей вместо этого стать фавориткой престарелого короля. К тому времени Генрих VIII был женат уже на Екатерине Парр. Но король был не слишком удовлетворен своим браком.

Поэтому нахальный Генри решил заинтересовать короля очередной дамой из своего рода, как будто ему было мало, что уже две королевы из их семьи были казнены. Тогда-то и возник конфликт между страстными по характеру братом и сестрой. Мэри категорически отказалась завлекать Генриха VIII в свои сети. В гневе она сказала Генри, что лучше «перережет себе горло», чем согласится на эту связь. Естественно, помолвка между Томасом и Мэри не состоялась, о чем, скорее всего, Говарды пожалели.

В декабре 1546 года под влиянием старшего брата несостоявшегося жениха Мэри - Эдварда Сеймура, Генрих VIII отправил в тюрьму брата и отца герцогини. А началось все с того, что взбалмошный брат герцогини посмел разместить на своем гербе королевский герб Эдуарда Исповедника, что расценили как претензии на трон, о чем Сеймуры и доложили королю.

Мнительный король тут же обвинил герцога Норфолка и графа Суррея в государственной измене и попытке реставрации католичества. В конфликте были и религиозные предпосылки, так как обвиняемые были католиками, а король и Сеймуры - протестантами.

Мэри же пришлось давать показания против родственников в суде. Правда, в защиту герцогини стоит сказать, что не только она, но и ее мать, и даже любовница ее отца дали показания против Суррея и Норфолка под угрозой ареста. Показания запуганных дам, по большому счету, не имели никакого значения, так как обвиняемым все равно был бы вынесен смертный приговор. В январе 1547 года 31-летний граф Суррей был казнен.

А вот отцу Мэри повезло. Приговор Норфолку не успели привести в действие, так как 28 января сам Генрих VIII умер. Герцог был помилован, но ему пришлось провести в Тауэре еще 6 лет, а большая часть его состояния была конфискована.

Портрет неизвестной английской леди, худ. Ганс Гольбейн младший, ок.1535 года
Портрет неизвестной английской леди, худ. Ганс Гольбейн младший, ок.1535 года

Несомненно, Мэри чувствовала вину перед погибшим братом и пыталась ее искупить. Так, после его казни она оформила на себя опеку над 5-ю детьми брата. Она лично выбирала наставников для племянников и принимала участие в их воспитании. Мэри больше не выходила замуж, и детей у нее не было.

Впоследствии она написала несколько петиций в королевский совет с просьбой освободить ее отца. Когда герцог Норфолк вышел на свободу, он постоянно общался с дочерью и оставил ей приличное наследство в 1554 году. Мэри, в отличие от других Говардов, была приверженицей протестантской веры. Поэтому, когда на престол взошла старшая дочь Генриха VIII, католичка Мария Тюдор, герцогиня попала в опалу.

Она редко бывала при дворе, предпочитая вести тихую жизнь в провинции. Скончалась Мэри Фицрой в 1557 году в возрасте 38 лет. Герцогиню похоронили рядом с ее мужем в графстве Саффолк. Интересно, что этой женщине удалось не только отстоять свои права на наследство и избежать повторного брака, но и смело противостоять влиятельным мужчинам, которые пытались решить ее судьбу.

С вами Марина Берёзина, подписывайтесь на мой канал. Благодарю вас за лайки!