Найти тему
Финансовый абзац

Чем страшен дефицит бюджета

На фоне недавней новости о том, что правительство выбрало за январь-февраль почти весь лимит бюджетного дефицита на нынешний год - 1.47 трлн из запланированных 1.59 трлн, есть смысл поговорить о том, почему всегда такое пристальное внимание уделяется бюджету РФ, а особенно проблемам с его сведением. Ведь, казалось бы, ну дефицит и дефицит, подумаешь.

И тут для начала надо сказать, что экономика России устроена таким образом (и это наследие еще советской, плановой системы), что она глубоко и практически безнадежно бюджетна. Что это означает? Дело в том, что на трансферах из федерального бюджета в региональные, на дотациях из "центра" на сотни всевозможных целевых программ, нацпроектов и госкорпораций зиждется вообще вся система финансовых потоков внутри страны. Потому что государственный сектор в экономике, пусть и капиталистической, до сих пор чрезвычайно велик, и обмеление госказны означает паралич всей экономики.

По этой же причине каждый год бурно обсуждается проект бюджета, его расходные статьи и предполагаемый дефицит. И сразу же начинают гадать, как Кремль будет этот дефицит дальше покрывать, т.е. откуда брать дополнительные средства. На 2024 год, например, сам Минфин посчитал и признал, что ему не хватит на все хотелки Владимировича примерно 1.6 трлн рублей - сумма не бог весть какая (учитывая, что все расходы на год это 36.6 трлн), но и эти деньги нужно откуда-то брать.

Тем более, когда выясняется, что уже за первые два месяца правительство "ушло в минус" уже практически на все эти 1.6 трлн. А дальше как? Будут укладываться строго в смету? Довольно сомнительно. Впрочем, похожую картину мы уже видели в 2023 году, когда дефицит бюджета перевалил за предполагаемые 2.9 трлн рублей и достиг в итоге 3.2 трлн. И ведь ничего, сдюжили.

Только залатать бюджетные дыры удалось исключительно за счет изъятий из "кубышки" Фонда национального благосостояния и разового налога с Газпрома в размере 1.2 трлн рублей. В этом году такой "финт" уже получится вряд ли:

Во-первых, в первом полугодии 2023-го "национальное достояние" оказалось вообще убыточным.

Во-вторых, ликвидных активов ФНБ на начало 2024-го осталось в районе 5 трлн рублей - это минимальный минимум на совсем уже черный день, тем более, что пополнять их с начала работы западного эмбарго на поставки нефти нечем.

-2

Все это подводит к мысли, что к концу нынешнего года бюджетная ситуация может сложиться не очень-то благополучная. Но наполнять государственную казну все равно ведь как-то придется - в Минфине не могут просто пожать плечами и разойтись. Варианта тут в базовом сценарии три, но для начала полезно вспомнить реальную цитату Тэтчер, а не всякое, курсирующие по известным сомнительным ресурсам:

-3

Ее особенно полезно помнить, когда ВВП щедрой рукой дарует выплаты на многодетных, постройки дорог, техношкол и прочего добра. Это не его деньги, государство вообще ничего не производит и производить не может. Оно только тратит.

Но вернемся к метОдам наполнения финансовых закромов Родины в условиях дефицита, который, к слову, связан и с бешеными расходами на ВПК, и с падением нефтегазовых доходов (минус 37% в январе 2024 года).

Первый состоит в заимствовании на международных рынках - это самый простой, базовый и логичный способ для любой страны, которая не может свести концы с концами. Однако проблема здесь в том, что РФ находится под санкциями, поэтому никто из богатого Запада в ее экономику не вложит ни копейки под угрозой уголовного преследования, а братский Китай за прошедшие 10 лет "теснейшего сотрудничества" ни инвестировал в российскую экономику ничего. И маловероятно, что сделает это в будущем - велика угроза вторичных санкций и общие риски нестабильности политической системы в России.

Второй метод сводится к внутренним заимствованиям - продавать облигации федерального займа доверчивым пенсионерам, заставлять какие-то частные банки и бизнесы покупать государственные ценные бумаги и прочее в таком духе. Собственно, примерно так СССР "кредитовался" у собственного населения в добровольно-принудительном порядке многие годы. Чем оно закончилось - известно, поэтому желающих не находится. Да, можно выкрутить руки "коммерсам" и заставить их что-то там давать в долг, но таких крупных частников в стране остался мизер, поэтому никаких триллионов здесь не соберешь.

В итоге остается третий вариант - включить печатный станок. И вот это уже про "страшное", поскольку эмиссия огромных сумм для покрытия бюджетного дефицита будет означать скачек инфляции до двухзначных цифр даже в статистике Росстата, который известно как считает.

Это та самая хрестоматийная история про детский вопрос - если государство само выпускает деньги, то почему оно не может напечатать столько, сколько захочет? И действительно, оно может, только деньги эти немедленно обесценятся, поскольку рубли, доллары или фунты это такой же товар, как и сахар или яйца. Если их слишком много на рынке, то они теряют в цене. Об этом же, к слову, даже высказался тов. Силуанов из Минфина:

-4

Проблема лишь в том, что если бюджет не удастся свести за счет повышенных налогов или дорожающей нефти (что маловероятно), то придется деньги печатать со всеми вытекающими последствиями для тех самых граждан с "невысокими доходами". Да и остальным мало не покажется, прямо скажем, если рост цен будет в 20-30%, например.

Более того, такая инфляция неизбежно приведет к банкротству мелких предприятий и фирм, росту безработицы, повышенному социальному напряжению, падению курса рубля и еще куче неприятных последствий, которые начнут катиться по экономике как доминошки - одно за другим.

Именно поэтому правительство всеми силами борется за уменьшение дефицита, а методы его покрытия вызывают пристальное внимание. И это уже не говоря про такие мелочи, как сокращение финансирования или (забытая фраза из 90-х) секвестр бюджета в здравоохранении (-6%) и образовании (-4.3%).

Лайк и подписка на телеграм приветствуются