ПРОДОЛЖЕНИЕ; начало здесь: «Осень 1939-го: хроника рождения первых асов»
Зима 1940 г.
10 января у бельгийского населенного пункта Мехелен совершил вынужденную посадку немецкий самолет, на борту которого находился майор Райнбергер, перевозивший документацию по подготовке операции «Гельб». Таким образом, план наступления немцев на Францию попал в руки бельгийцев. С этого момента стало ясно, что события будущей «Битвы за Францию» станут развиваться так же, как в начале 1-й мировой войны. По плану «Гельб» немцы нападут на Францию через Голландию и Бельгию – в обход неприступной линии Мажино, после чего последует марш на Париж в полном соответствии с шаблонами 1914 года. Казалось, что логичным результатом пленения документов должно было бы стать изменение плана германского наступления, однако этого не произошло. Немецкий Генеральный штаб решил оставить план прежним, хотя начальник штаба генерала Рунштедта (командующего группой армий «А») Эрих фон Манштейн предлагал совершенно другие действия. Уверенный, в отличие от большинства германских генералов, в огромной пробивной мощи и высокой скорости передвижения танковых частей и авиации, Манштейн предлагал нанести молниеносный удар моторизованными соединениями через Бельгию и Голландию не на Париж, а в сторону Дюнкерка - не обращая внимания на прикрытие своего южного фланга от атак французских частей. Он считал, что малоподвижные французские дивизии не поспеют за немецкими танками, и просто не смогут нанести по ним удар. Зато выход к Дюнкерку отрежет значительную часть союзнических сил от Франции и прижмет их к морю, что станет концом окруженных войск. Манштейн так надоел своими планами Генштабу, что его решили отстранить от штабной работы, и «перевели на повышение»: назначили командиром 38-го пехотного корпуса, надеясь, что командная работа отвлечет генерала от планирования армейских операций.
11 января воспользовавшись временным улучшением погоды, французские пилоты из GC.I/5 Эдмон Марэн Ля Меле (в ходе «Битвы за Францию» станет асом с 16 победами) и лейтенант Жан-Мари Рэй (в будущем 9 побед) открыли счет своей части, одержав на истребителях «Хок» Н-75 групповую победу над германским бомбардировщиком Do-17. А на следующий день вновь наступила ненастная, нелетная погода, приковавшая самолеты обеих противостоящих сторон к земле не только на январь, но и на весь февраль 1940 г. А 17 февраля в Берлине состоялась встреча Гитлера с генералом фон Манштейном по случаю назначения того командиром корпуса. На этой встрече Манштейн ознакомил фюрера со своим планом наступления на Францию, и этот план так понравился Гитлеру, что тот приказал Генеральному штабу отменить предыдущие распоряжения, и действовать в соответствии с планом Манштейна. Впоследствии это сыграло огромную роль в событиях, и привело Германию к быстрой и решительной победе.
Март 1940 г.
2 марта над Тионвиллем пара «Харрикейнов» 73-й эскадрильи попыталась на высоте 6 тыс. метров атаковать 7 Не-111, но сама была атакована сверху-сзади Мессершмиттами из III/JG-53. Командир пары «Харрикейнов» Эдгар Кейн (2 победы) успел увернуться от трасс напавшего на него истребителя, и сам оказался у него в хвосте. Не обращая внимания на появившегося за хвостом другого немца, Кейн сбил маячивший впереди Мессершмитт-109, но тут же сам получил порцию свинца от заднего «109-го». Его машина вспыхнула, двигатель заглох. Кейн повалился вниз, и немец оставил его в покое, посчитав уничтоженным. Однако на пикировании Кейну удалось сбить пламя, и он сумел дотянуть на планировании до французской территории.
26 марта в районе Трира разыгралась «собачья свалка» между Bf-109 из III/JG-53 и «Харрикейнами» 75-го FS RAF, в результате которой 3 изрешеченных «Мессера» совершили вынужденную посадку на брюхо. У британцев же Невилл «Фанни» Ортон (впоследствии одержит 17 побед) еле дотянул до базы на самолете, превращенном Мёльдерсом в сито, а Эдгар Кейн (5 побед, 2 из которых - в этом бою) еле успел выпрыгнуть с парашютом из сбитого фельдфебелем Вайгельтом «Харрикейна». Тем не менее, чудом спасшийся Кейн стал в том бою первым асом Великобритании во 2-й мировой войне. В «Битве за Францию» он доведет свой счет до 16 побед…
31 марта истребители Bf-109 из II/JG-53 неожиданно напали на отряд французских истребителей MS-406, и за несколько минут сбили 6 самолетов. Один из них уничтожил командир полка Гюнтер фон Мальтцан (1-я победа из будущих 68), второй - обер-лейтенант Хайнц Бретнютц (в будущем 37 побед), и три MS-406 за эту схватку «завалил» лейтенант Герхард Михальски (к концу войны 74 победы). При этом не обошлось без курьеза: Хайнц Бретнютц после возвращения определил тип сбитого им самолета как... бомбардировщик «Веллингтон»!
Апрель 1940 г.
7 апреля командир I/ZG-2 майор Ханнес Гентцен (8 побед, из них 7 - в Польше) сбил над Арагоном французский истребитель Н-75. Это была первая победа единственного немецкого аса Польской кампании, одержанная на двухмоторном истребителе Bf-110. Она вывела Гентцена на второе место в списке самых результативных асов Люфтваффе начального периода 2-й мировой войны. Первое место досталось Мёльдерсу, сбившему за «сидячую войну» 9 самолетов. Англичане получили только одного аса «странной войны» - упоминавшегося чуть выше Эдгара Кейна (5 побед). У французов же самым результативным летчиком-истребителем «смешной войны» стал Эдуард Сале, одержавший 4 подтвержденные и 1 вероятную победы…
С 14 по 23 апреля 1940 г. на франко-германской границе состоялись еще несколько воздушных схваток, в которых первые свои победы во 2-й мировой войне одержали уже отличившиеся ранее в Испании асы Люфтваффе Отто Бертрам (8 побед в Испании) и Хорст Титцен (7 побед в Испании). Да неугомонный гауптман Мёльдерс опять встретился со своим старым знакомым - сержантом Робером Крушаном из GC.II/4, которого он уже сбивал 8-го сентября; и 20 апреля после короткого боя «Хок» Крушана вновь рухнул на землю (он-то и стал 9-й победой Мёльдерса во 2МВ)...
На этом «странная» «сидячая» война с ее редкими столкновениями только авиаторов закончилась. Всего за 8 месяцев «странной войны» летчики-истребители Люфтваффе заявили об уничтожении 160 французских и британских самолетов; около половины из них (73) пришлись на долю прикрывавших Саар Bf-109 из JG-53. Французские истребители за тот же период записали на свой счет 81 подтвержденную и несколько десятков вероятных побед. Наиболее успешными в «смешной войне» французскими самолетами оказались истребители американского производства Н-75 «Хок». Их пилоты заявили 42 подтвержденные и 22 вероятные победы, при потере со своей стороны 28 «Хоков» (от боевых и не боевых причин). На втором месте после «франко-американцев» оказались «чистые французы» MS-406 – им записали 32 подтвержденные и 16 вероятных побед (при потере 13 MS-406 по боевым, и 33 - по не боевым причинам). По британцам статистику побед и потерь в период «Странной войны» мне найти не удалось.
А в мае началась грандиозная «Битва за Францию» - немцы к этому времени стянули свои отдохнувшие после польской кампании войска на западную границу Германии, и 10 мая начали вторжение на французскую территорию… Но, прежде чем перейти к хронике воздушных боев первых асов в этой битве, необходимо хотя бы вкратце ознакомиться с соотношением сил противников, и сравнить их авиатехнику.
Соотношение истребительных сил в «Битве за Францию» (на 10 мая 1940 г.)
БЕЛЬГИЙСКИЕ ВВС (всего 250 самолетов, из них 118 боевых). Бельгийские истребительные части имели 48 истребителей: 14 «Гладиаторов» и 11 «Харрикейнов», 23 биплана «Фиат» CR.42 (на CR.42 перевооружились в марте-апреле 1940, самолеты еще не освоены полностью), и 20 двухместных тяжелых истребителей «Фокс» (за неимением лучшего «переквалифицированных» в истребители из разведчиков-бомбардировщиков).
ГОЛЛАНДСКИЕ ВВС (всего 111 сухопутных боевых самолетов + 42 морских поплавковых). Истребителей (и того, что голландцы посчитали истребителями) у них имелось 63 самолета: 29 Fokker D.XXI, 23 тяжелых истребителя-штурмовика Fokker G.IA, и 11 штурмовиков DB.8A, почему-то составивших истребительную эскадрилью.
БРИТАНСКИЙ экспедиционный корпус (на территории Франции) - около 500 самолетов, из них не менее 450 боевых. Истребительные части корпуса изначально имели около 80 истребителей (две эскадрильи истребителей-бипланов «Гладиатор», и две эскадрильи истребителей «Харрикейн»). Но над побережьем Северной Франции могли так же действовать истребители, базировавшиеся в Англии, а на следующий день после вторжения немцев во Францию туда перебросили еще семь эскадрилий «Харрикейнов»…
ФРАНЦУЗСКИЕ ВВС (по разным сведениям от 2.139 до 2.425 боевых самолетов). Истребительные части: очень противоречивая информация. Русскоязычные публикации (все поголовно опираются на книгу А.И. Харука «Французские истребители Второй мировой») указывают на 10 мая 1940 г. во французских ВВС 689 истребителей: 313 MS.406, 116 Н.75, 185 МВ.151/152 и 75 двухмоторных Р.631. Однако французское издание «Aero-journal: Mai – juin 1940» на 10.05.1940 приводит цифру в 912 французских истребителей. «Расклад» по типам: 412 MS.406, 126 Н.75, 197 МВ.151/152 и 120 двухмоторных Р.630/631. Да еще и 57 D.520, которые в списках Харука не упоминаются вообще (хотя в описании самого самолета он говорит, что в мае уже имелись 2 группы этих новейших истребителей).
ГЕРМАНИЯ к 10 мая 1940 г. сконцентрировала в зоне будущих боевых действий около 3.390 боевых самолетов, направленных против Франции, и еще около 1.800 боевых самолетов, атаковавших Бельгию и Голландию (после капитуляции этих стран они так же «переключились» на борьбу с Францией). Истребительные части Люфтваффе, задействованные в боях, насчитывали 27 Группе (полков) истребителей Bf.109E (около 1.250 самолетов), и 9 Группе (полков) двухмоторных Bf.110С (около 350 самолетов); большинство Bf.110С поначалу действовали против Бельгии и Голландии.
Наиболее распространенные истребители противников
Французский истребитель Morane-Saulnier MS-406
Двигатель: 860 л.с.; скорость 485 км/ч, набор высоты 2.000 м – 3,5 мин., потолок – 9.400 м, дальность – 800 км. Вооружение: 1х20-мм пушка, 2х7,5-мм пулемета. Самый массовый истребитель Французской авиации, серийно производился с 1939 г. (построено 1.074 самолета). На 10.05.1940 MS-406 были вооружены 14 групп в метрополии, и 5 – в колониях. Самолет был хорош только в горизонтальном маневре; противнику Bf.109E уступал в скорости и скороподъемности. К тому же самолет имел невысокую боевую живучесть.
Французский истребитель Bloch МВ.151/152
Двигатель: 1.030 л.с.; скорость 482 км/ч, набор высоты 5000 м – 6 мин., потолок – 10.000 м, дальность – 600 км. Вооружение МВ.151: 4х7,5-мм пулемета; вооружение МВ.152: 2х20-мм пушки и 2х7,5-мм пулемета. Выпускался с 1939 г. в двух одинаковых версиях, но с разным составом вооружения. Построено 729 самолетов; к маю 1940 г. имелось 7 истребительных групп. Хорошие пилотажные качества, удовлетворительная маневренность и прочная конструкция. «Пушечный» МВ.152 обладал высокой огневой мощью («пулеметный» огонь МВ.151 был недостаточен). Но двигатель постоянно перегревался, ухудшая скорость и скороподъемность. К тому же истребитель имел склонность к срыву в пике.
Французский истребитель американского производства Curtis «Hawk» Н.75
ТТХ версий А-1 и А-3: двигатель: 950 л.с. (А-1) или 1.200 л.с. (А-3). Скорость 473 км/ч (А-1), или 500 км/ч (А-3). Набор высоты 3000 м – 4 мин., потолок – 9.700 м, дальность – 1.320 км. Вооружение: 4х7,5-мм (А-1) или 6х7,5-мм (А-3) пулеметов. Самолет закуплен в США в количестве 350 экземпляров (по 100 А-1 и А-2, 135 А-3, остальные А-4). К маю 1940 ими вооружены 4 группы (+ 1 в июне). Верткая, надежная и живучая машина, легкая и простая в управлении, с хорошим обзором из кабины. По боевым качествам был равен Мессершмитту Bf.109D, но вот Bf.109Е «Хок» уступал практически по всем параметрам (кроме горизонтальной маневренности).
Французский двухмоторный «универсал» Potez.63
ТТХ истребителя Potez.631: Двигатели: 2х700 л.с. Скорость 443 км/ч, потолок – 9.000 м, дальность – 990 км. Набор высоты 4 км - 5,9 мин. Вооружение: 2х20-мм пушки (вперед) и 1х7,5-мм пулемет (назад). Экипаж: 2 человека. Potez.63 - многоцелевой самолет; производился в вариантах тяжелого истребителя (Potez.630 и 631), легкого бомбардировщика (Potez.633), разведчика (Potez.637) и штурмовика (Potez.63.11); истребителей Potez.630 и 631 изготовили 303 экземпляра; ими вооружили 6 эскадрилий. Р.630/631 имели отличную для двухмоторного самолета горизонтальную маневренность, но малую для истребителя скорость, плохую скороподъемность, и слабое защитное вооружение. Внешне «Потэ» был очень похож на германский Bf-110; поэтому «француз» неоднократно подвергался атакам своих же истребителей.
Французский истребитель Dewoitine D.520
Двигатель: 930 л.с.; скорость 535 км/ч, набор высоты 4.000 м – 5,8 мин., потолок – 10.250 м, дальность – 900 км. Вооружение: 1х20-мм пушка и 4х7,5-мм пулемета. Новейший истребитель Франции, строился серийно с 1940 г. Поэтому в Битве за Францию успели поучаствовать только 79 D.520 первого выпуска. Самолет выделялся среди остальных французских истребителей хорошими летными данными, высочайшей маневренностью, простотой пилотирования и сильным вооружением. Правда, по скорости и скороподъемности D.520 уступал Bf.109Е; но его скоростное отставание было не таким значительным, как у других французских машин. В мае 1940 - две группы D.520, в июне - еще 3 группы (и еще 2 перевооружались).
Британский истребитель-биплан Gloster «Gladiator»
ТТХ Глостер «Гладиатор» Mk.II: двигатель: 840 л.с.; максимальная скорость: 414 км/ч; потолок: 10.200 м; дальность: 715 км. Вооружение: 4х7,69-мм пулемета. Истребитель-биплан строился в 1937 – 1940 гг.; произведено 746 самолетов. Даже для начала 2-й мировой войны он являлся безнадежно устаревшим самолетом, совершенно неспособным противостоять Мессершмиттам. Его единственным достоинством оставалась только высокая горизонтальная маневренность.
Британский истребитель Hawker «Hurricane»
ТТХ Hawker«Hurricane» Mk.I: двигатель: 1.030 л.с.; максимальная скорость: 520 км/ч. Время набора высоты 5.000 м: 7,2 мин. Потолок: 10.850 м; дальность: 840 км. Вооружение: 8х7,69-мм пулеметов. Строился серийно с1937 г.; в варианте Mk.I выпущено 1.300 экземпляров. «Харрикейн» заметно проигрывал Bf.109E и в скорости, и на вертикали,и в мощи огня, превосходя «Мессер» только в маневре на горизонтали. Большим достоинством «Харрикейна» была высокая устойчивость к повреждениям: крепкие крыло и фюзеляж выдерживали большое количество прострелов.
Немецкий истребитель Messerschmitt Bf.109E
ТТХ версии Bf.109Е-3: двигатель: 1.175 л.с. Максимальная скорость: 557 км/ч потолок: 11.000 м; дальность: 560 км. Подъем на высоту 3.000 м – 3,1 мин. Вооружение Е-1: 4х7,92-мм пулемета (в ходе войны на многих крыльевые пулеметы заменили на 2х20-мм пушки). Вооружение Е-3: 3х20-мм пушки (фюзеляжную из-за перегрева обычно снимали), 2х7,92-мм пулемета. Версии Bf.109Е-1 и Bf.109Е-3 в 1939-1940 были самыми массовыми (вместе – около 2.500 экземпляров); между собой различались только составом вооружения, да на Е-3 мотор был форсирован, а кресло пилота получило бронеспинку. Bf.109Е был устойчив и легок в управлении, имел высокую для начального периода войны скорость, хорошую горизонтальную и вертикальную маневренность. Фонарь кабины с аварийным сбросом. Перезарядка оружия - автоматическая при отпускании гашетки, поврежденные механизмы отключались без ущерба для боевых качеств машины. Но самолет имел ограниченный обзор назад, малую дальность полета, при полной скорости на малых высотах управление затруднялось, узкое расположение стоек шасси требовало особого внимания на взлете и посадке.
Немецкий двухмоторный истребитель Messerschmitt Bf.110
ТТХ версии Bf.110С-1: двигатели: 2х1.100 л.с.; максимальная скорость: 538 км/ч; потолок: 10.000 м; дальность: 1.090 км. Вооружение: 2х20-мм пушки и 4х7,92-мм пулемета вперед, 1х7,92-мм подвижный пулемет назад. Экипаж 2 человека. Самолет создавался как дальний истребитель сопровождения бомбардировщиков; однако он оказался слишком тяжел для маневренных воздушных боев с одномоторными истребителями. Тем не менее, Bf.110 имел и множество достоинств: был прост в управлении, обладал большой для истребителя дальностью полета, хорошей бронезащитой и высокой живучестью, а так же огромной огневой мощью.
Начало: «Осень 1939-го: хроника рождения первых асов»
Продолжение: 2МВ. Воздушная «Битва за Францию» (01). Первый день – он самый тяжелый
Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Списки других статей о воздушных асах Второй мировой войны находятся ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.