Найти в Дзене
Петр Власов

«Странная» «смешная» «сидячая» война в воздухе. Осень 1939-го: хроника рождения первых асов

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

1 сентября Германия напала на Польшу, и связанные с Польшей союзническими договорами Франция и Англия 3 сентября объявили Германии войну. Однако в течение некоторого времени боевые действия на западной границе Германии не велись. Западные историки объясняют пассивность «защитников Польши» тем, что союзники еще надеялись на добровольное прекращение Гитлером войны, советские же – тем, что Франция и Англия ждали последующего похода Вермахта дальше, на СССР. А немцы пока вели себя на западной границе тихо – ведь их основные силы в это время были сосредоточены на востоке. Эта война, в которой длительное время воюющие стороны только наблюдали за противником, получила среди англичан название «странная война»; французы же называли ее «смешной войной», а немцы - «сидячей войной». В этот период боевые схватки случались только в небе – авиаторы Германии, Франции и Англии «прощупывали» друг друга перед «решающей дракой»…

СЕНТЯБРЬ 1939 г.

8 сентября в Гавр вместе с пехотными и танковыми частями британского Экспедиционного корпуса на помощь французам прибыли 1-я, 73-я, 85-я и 87-я эскадрильи RAF, оснащенные истребителями «Харрикейн». Эти части занялись регулярным патрулированием прифронтовой полосы, однако от воздушных боев им было приказано пока уклоняться... Но, тем не менее, именно в этот день состоялись первые боевые стычки в воздухе над франко-германской границей – между немцами и французами. Сначала севернее Карлсруэ четверка Bf-109E под руководством командира 3/JG-53 обер-лейтенанта Вернера Мёльдерса (бывшего лучшего аса Легиона «Кондор» - 14 побед в Испании) завязала «собачью свалку» с шестью французскими истребителями Кертис «Хок» Н-75А из GC.II/4. Французы потеряли Н-75 сержанта Робера Крушана, сбитого Мёльдерсом (пилот спасся на парашюте); с немецкой же стороны тяжелое повреждение двигателя от огня «Хока» получил Мессершмитт самого Мёльдерса. Германский ас попытался совершить вынужденную посадку близ Вельферсвайля, но Bf-109, зарывшись в рыхлый грунт на скорости 120 км/ч, дал «козла» и перевернулся, опрокинувшись кабиной вниз. Мёльдерсу, обвисшему на ремнях, пришлось довольно долго проболтаться вниз головой, пока подбежавшие работники ближайшей фермы и вызванные ими солдаты-зенитчики не смогли перевернуть самолет. Только тогда знаменитому асу удалось-таки выбраться из своего незавидного положения. Мёльдерса сбил сержант Антуан Казенобль из GC.II/4, который таким образом одержал первую для французской авиации во 2-й мировой войне воздушную победу (всего Казенобль за 1939-1940 гг. одержит 7 побед). В тот же день сослуживец Казенобля будущий 5-победный ас Пьер Вилле так же сбил у Остербахшеда Bf.109.

-2

А через несколько часов после поражения Мёльдерса в районе Рейна разыгралась вторая воздушная схватка между немцами и французами. Пара Bf-109D из II/JG-52 гауптмана Ганса-Гюнтера Корнацкого при воздушном патрулировании обнаружила над мостом у Келя французский самолет-разведчик Мюро-115 и с ходу атаковала его. Лейтенант Пауль Гутброд настолько удачно пропорол очередью француза, что тот взорвался в воздухе. Сообщение о победе Гутброда тут же пошло в командные инстанции, а информация о победе Мёльдерса поступила туда значительно позже - в результате именно Гутброд, а не Мёльдерс, стал считаться первым немецким летчиком, одержавшим победу над «Западным Валом». За этот бой и первую для немцев воздушную победу на французском фронте лейтенант Гутброд был награжден Железным Крестом 2-го класса.

9 сентября обер-фельдфебель Вальтер Гриммлинг из I/JG-53 сбил французский разведывательный самолет Блох-131; еще один Блох-131 сбили летчики JG-52, а пилоты JGr.152 «завалили» два Блоха-200. 10 сентября командир 2/JG-53 обер-лейтенант Рольф Пингель (ветеран Легиона «Кондор», 4 победы в Испании) сбил французский самолет-разведчик Мюро-115, и в тот же день он был назначен командиром I/JG-26. Впоследствии Пингель доведет счет своих побед до 22, но в июле 1941 г он будет сбит в районе Дувра и попадет в плен к англичанам.

20 сентября только что вернувшийся в свою часть из госпиталя, где лечил травмы, полученные при неудачной посадке после боя 8 сентября, командир 3/JG-53 обер-лейтенант Вернер Мёльдерс расквитался с французами за свое поражение: сбил Кертис «Хок» Н-75 сержанта Роже Кегюне. За этот бой Мёльдерс получил Железный крест 2-го класса. В той же схватке его подчиненные «завалили» еще один Н-75. А звено Bf-109D из JGr.152 сбило 2 английских бомбардировщика Фэйри «Бэттл» из 88-го BS RAF, находившегося во Франции – это были первые потери британцев во 2-й мировой войне. Однако и французы не остались в долгу: сержант Андрэ Легран (будущий ас с 9 подтвержденными победами) из GC.II/5 сбил у Оберерна немецкий Bf.109. 21 сентября Вернер Мёльдерс из JG-53 сбил над Эльзасом MS-406 сержанта Батуа из GC.I/3 (первая для французов боевая потеря истребителя типа «Моран»). Сам Мёльдерс через пять дней получил звание гауптмана (капитана) и назначение командиром полка III/JG-53.

24 сентября лейтенант Хартман Грассер из JGr.152 сбил Кертис «Хок» Н-75, открыв свой боевой счет (войну закончит со 103 победами). В этот же день открыл свой счет и француз Камилль Плюбо, будущий ас с 14 победами. Он в районе между Пирмасенсом и Биенвальдом сбил подряд 2 Bf.109; правда, подтвердить он смог лишь одну победу; вторая была ему засчитана, как вероятная.

25 сентября фельдфебель Хайнц Бэр из 1/JG-51 - впоследствии один из лучших асов Люфтваффе (220 побед к концу войны) - открыл свой боевой счет, уничтожив Кертис «Хок» Н-75.

-3

30 сентября пилот GC.II/4 Пьер Вилле близ Оберзеебаха сбил свой второй Мессершмитт Bf.109. И в тот же день над франко-германской границей состоялся первый массовый воздушный бой, в котором пилоты I и II/JG-53 «Туз Пик» сожгли 13 самолетов при потере 4-х своих - немцы полностью уничтожили вылетевший на задание английский отряд. Из 13-ти сбитых британцев 5 были бомбардировщиками Фэйри «Бэттл» из 150-го BS RAF; остальные – истребители прикрытия. В этой схватке первые победы одержали командир II/JG-53 гауптман Гюнтер фон Мальтцан (к концу 2МВ 68 побед), Вольфганг Липперт (5 побед в Испании, и затем 30 побед во 2МВ), и Йозеф Вюрмхеллер (впоследствии 102 победы).

-4

ОКТЯБРЬ

В октябре 1939 в воздухе на франко-германской границе наблюдалось затишье, нарушившееся только в последние дни месяца. 30 октября командир III/JG-53 гауптман Вернер Мёльдерс сбил у Мозеля британский бомбардировщик «Бленхейм» флайт-лейтенанта Дилнота из 18-го BS RAF, который вел разведку района Трира. Второго разведчика из той же части уже над Оснанбрюком уничтожил лейтенант Хайнц Ланге из I/JG-21, летавший на Bf-109D (закончит войну со счетом в 70 побед). 31 октября француз из GC.II/4 су-лейтенант Камилль Плюбо, уже имевший на своем счету 1 подтвержденную и 2 вероятные победы над Bf.109, перехватил и сбил в районе Оффенбурга разведывательный Hs.126. А британцы отомстили за понесенные накануне потери - над аэродромом Вассинкур пилот П. Моулд из 1-го FS RAF на «Харрикейне» перехватил в облаках три Do-17; его атака была столь неожиданной, что немцы даже не успели открыть огонь. В результате был сбит Do-17Р, ставший первой из 8 побед «Боя» Моулда, и первой воздушной победой англичан, находившихся во Франции.

-5

НОЯБРЬ

Во Францию для усиления британского экспедиционного корпуса прибыли 607-я и 615-я эскадрильи британских истребителей-бипланов «Гладиатор». 2 ноября на севере Франции «Харрикейны» 73-го FS RAF атаковали и уничтожили один Дорнье-17. 6 ноября лейтенант Макс Штотц из I/JG-76 сбил над Франкфуртом «Бленхейм» из 57-го BS RAF (его первая победа из будущих 189). А 27 истребителей Bf-109D из JGr.102 майора Гентцена (единственного немецкого аса Польской кампании - 7 побед) при патрулировании района Саара атаковали девятку французских истребителей «Хок» Н-75А из GC.II/5, сопровождавшую разведчик Поте-63. Общего боя не получилось - французам удалось разбить схватку на несколько индивидуальных поединков, в ходе которых они уничтожили 4 Bf-109 и еще 4 Мессершмитта тяжело повредили. Сразу по два Bf.109 в том бою «завалили» сержанты GC.II/5 Андрэ Легран, уже имевший до этого одну победу, и Эдуард Сале (открыл свой счет). И тот, и другой впоследствии станут 7-победными асами.

-6

Среди погибших немецких летчиков оказались командиры эскадрилий 1/JGr.102 обер-лейтенант фон Роон и 3/JGr.102 обер-лейтенант Келльнер-Штайнметц. Французы потеряли в том бою всего 1 Н-75А, сбитый майором Гентценом. После боя Гентцен был вызван в Берлин для объяснения: почему он в одном бою при своем численном превосходстве потерял столько людей и самолетов. Гентцен смог отвертеться от ответственности заявлением, что устаревшие Bf-109D безнадежно уступают стремительным и вертким «Хокам». В результате уже через несколько дней JGr.102 перебросили с фронта в тыл для перевооружения на двухмоторные Bf-110.

-7

7 ноября командир 7/JG-53 обер-лейтенант Вольф-Дитрих Вильке сбил над Сааром разведывательный самолет Поте-631 из GR.I/33. Это была первая воздушная победа будущего аса Люфтваффе (до гибели в 1944 – 162 победы). А над Рейном (севернее Кельна) лейтенант Иоахим Мюнхеберг из III/JG-26 сбил «Бленхейм» из 57-го BS RAF, который пилотировал пилот Х.Р. Барвлей (первая победа из будущих 135). А сержант GC.I/5 Эдуард Сале в тот день «завалил» немецкий бомбардировщик Do.17P, ставший его третьей победой.

8 ноября новозеландец Эдгар «Кобберн» Кейн из 73-й британской эскадрильи атаковал близ Меца на своем «Харрикейне» разведывательный самолет Do-17Р из 1/123. Когда Дорнье повалился вниз, Кейн последовал за ним, непрерывно обстреливая немца. Новозеландец вышел из пике у самой земли, в тот момент, когда Дорнье врезался в землю. Это победа открыла счет 73-й эскадрильи и была первой победой Кейна, который вскоре станет первым британским асом (до гибели в июне 1940 одержит 16 побед).

-8

В тот же день француз Камилль Плюбо из GC.II/4, уже имевший на счету 2 подтвержденные и 3 вероятные победы, уничтожил в районе Ханвиллера немецкий бомбардировщик Do.17.

17 ноября несколько бомбардировщиков Не-111 из I и II/KG-51 вылетели на «Линию Мажино» для проведения «листовочной войны». Сброс пропагандистских листовок на головы французов закончился для немцев печально: из-за резко ухудшившейся погоды два Хейнкеля не вернулись на базу; из восьми человек их экипажей спасся только один.

21 ноября вылетевшая на свободную охоту шестерка Кертисов из GC.II/4 атаковала встреченную пару Bf.109 I/JG-52. Ажюдан Пьер Вилле в стремительной атаке сбил один из них (немецкий пилот погиб), а сержанты Казенобль и Сайяр одержали групповую победу над вторым «Мессером»; правда, он был только подбит, и совершил вынужденную посадку недалеко от Эденкобена. В тот же день сержант Эдуард Сале из GC.I/5, уже имевший на счету 3 победы, сбил очередной бомбардировщик Do.17P (остальные свои 3 победы Сале одержит уже весной-летом 1940 г.).

22 ноября пилот 1/JG-51 Герман-Фридрих Йоппин (в будущем 70 побед) открыл свой счет уничтожением французского самолета MS-406. Однако, в этом бою был сбит и его истребитель, и Йоппину пришлось спасаться на парашюте. В тот же день лейтенант Гельмут Вик из I/JG-2 и его ведомый вступили над Нанси в бой против 6 французских истребителей Н-75 из GC.II/4, атаковавших их с большей высоты. После ряда маневров Вик в лобовой атаке уничтожил один из «Хоков» (первая победа из будущих 56-ти).

-9

23 ноября уничтожением бомбардировщика Do.17 открыл свой победный счет лейтенант GC.III/6 Пьер Ле Глон. Впоследствии он войдет в пятерку самых результативных асов Франции, и до своей гибели в авиакатастрофе в 1943 г. одержит 18 воздушных побед над немцами, итальянцами и… англичанами.

ДЕКАБРЬ

В связи с ухудшившейся погодой боевые вылеты обеих противоборствующих сторон почти прекратились, и в воздухе Западного фронта установилось затишье. Однако оно было только кажущимся: Германия постепенно стягивала к своим западным границам отдохнувшие после захвата Польши войска…

-10

22 декабря командир III/JG-53 гауптман Вернер Мёльдерс при сопровождении пары разведчиков Do-17 сбил западнее Саарбрюкена «Харрикейн» сержанта Дж. Уинна из 73-го FS RAF - левого ведомого из тройки британских истребителей, шедших на перехват Дорнье. Через секунду вслед за Мёльдерсом спикировал командир 8/JG-53 обер-лейтенант Ганс Хан (в будущем 108 побед), с ходу расстрелявший правого ведомого - сержанта Р. Перри (оба британских пилота погибли). Вернувшись на аэродром, немецкие летчики доложили об уничтожении двух … MS-406.

ВОПРОС К ЧИТАТЕЛЯМ: стоит ли продолжать подобные публикации хроник борьбы воздушных асов 2МВ? А то я в сомнениях – будет ли интересна такая объемная многостатейная информация читателям моего канала? У меня имеются хроники «Битва за Англию» и «Воздушная война в Северной Африке», которые я не публикую только из опасения утомить читателей этими длинными повествованиями…

Первые асы 2МВ. От «Смешной войны» к «Битве за Францию»…

МВ. Воздушная «Битва за Францию» (01). Первый день – он самый тяжелый

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Списки других статей о воздушных асах Второй мировой войны находятся ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.