Что отличает полководца, выигравшего сражение от проигравшего? Помимо всего прочего, что мы относим к понятию полководческого таланта - это способность в самый решающий момент совершить неожиданное для противника действие, которое способно привести к победному исходу.
Так, например, неожиданный и дерзкий переход, совершённый Симоном Боливаром 1819 году, по примеру Александра Суворова, через Анды, позволил ему “свалиться как снег на голову ” ничего не ожидавшему противнику и нанести ему поражение. Об этом более подробно можно прочитать в статье “Как невозможное сделать возможным или к чему привели неожиданные действия выдающихся полководцев?”
Ещё один исторический пример. В 1402 году рядом с турецким городом Анкара встретились два противника: османская армия ведомая своим султаном Баязидом I и войско среднеазиатского полководца Тамерлана. Баязид со своей армией занял выгодные для себя позиции - разместил свою армию в горно-лесистой местности, чтобы этим нивелировать не только значительное численное, но и превосходство противника в коннице. Оценив крайне невыгодное для себя положение, Тамерлан искусными манёврами выманил османскую армию на равнину, где в решающей битве нанёс ей поражение.
Искусством манёвра в военных действиях в полной мере владел непревзойдённый русский полководец Александр Суворов. После своих блистательных побед в многочисленных сражениях, в книге “Наука побеждать” Суворов эту тактику определил как один из главных методов достижения победы. И советские военачальники, обучавшиеся на традициях выдающихся русских полководцев и изучавшие науку Суворова в академиях, добивались победы на полях Великой Отечественной войны. О двух таких победах пойдёт речь в этой статье.
В результате успешной летней наступательной кампании Красная Армия осенью 1943 года широким фронтом вышла к Днепру. Не дав опомниться немцам, советские войска стремительно форсировали реку на многих участках, создав плацдармы для последующего наступления. Хвалённый вражеский оборонительный рубеж на Днепре – “Восточный вал” не устоял под натиском советских войск. А ведь на этом рубеже немцы планировали остановить и обескровить Красную Армию
Перед советским командованием была поставлена важнейшая военно-политическая задача – разгром немецкой киевской группировки с последующим освобождением столицы Украины Киева. Немецкое командование, в свою очередь понимало, какое стратегическое значение для СССР имеет этот город. Ведь помимо политического значения освобождение Киева открывало путь Красной Армии для дальнейшего наступления на Карпаты, а в дальнейшем на Балканы и Польшу. Поэтому на киевском направлении немецкий Вермахт сосредоточил свою крупную группировку войск, перебрасывая резервы с других участков фронта и из Западной Европы. Всего Вермахт сконцентрировал против 1-го Украинского фронта 27 дивизий, включая 5 танковых и 1 моторизованную, а также 4 резервных дивизий.
В сложившейся ситуации советское командование запланировало нанесение двух ударов: основного с Букринского, находившегося в 80 километрах юго-восточнее и вспомогательного с Лютежского – в 30 километрах к северу от Киева плацдармов, которые были захвачены ещё в ходе летнего наступления.
12 октября 1943 года началось советское наступление с Букринского плацдарма. В течение почти двух недель советские войска пытались проломить оборону противника, который не только оборонялся, но и, подтянув резервы, проводил яростные контратаки. Красная Армия дважды предпринимала наступление, но безуспешно.
И тут советское командование предприняло гениальный ход, главное неожиданный для противника, который и принёс долгожданную победу в этом сражении. Было решено пересмотреть первоначальный план и теперь главный удар нанести уже с Лютежского плацдарма, а Букринский использовать в качестве вспомогательного – отвлекающего. Для этого в условиях строжайшей секретности главные ударные силы были переброшены с Букринского плацдарма на Лютежский. Туда же была передислоцирована и 3-я танковая армия. Масштабная переброска столь крупных сил прошла так успешно, что этот манёвр не был раскрыт разведкой противника. До самого последнего момента немцы были в уверенности, что Букринский плацдарм для Красной Армии является основным. А советское командование смогло на направлении главного удара на Лютежском плацдарме создать существенное преимущество над противником: в живой силе в 3 раза, артиллерии в 4,5 раза, по танкам в 9 раз.
1 ноября 1943 года войска 1-го Украинского фронта начали наступление с Букринского плацдарма. Считая, что это очередная попытка прорыва советских войск на Киев, немецкое командование начало перебрасывать все свои резервы на юг. А когда основные силы противника были втянуты в сдерживание советского наступления на Букринском плацдарме через два дня 3 ноября после мощной артиллерийской и авиационной подготовки советские войска нанесли главный удар уже с Лютежского плацдарма. С трудом, но всё же удалось прорвать оборону, т.к. противник все резервы перебросил на юг и для организации должного противодействия на этом плацдарме уже не имел сил. Но враг ожесточённо сопротивлялся, но, несмотря на это, советские ударные соединения уже к утру 5 ноября перерезали шоссе Киев – Житомир. Немецкое командование, опасаясь окружения гарнизона Киева, начало отвод своих войск из города. К утру 6 ноября столица Украины была освобождена. Так, гениальный манёвр советского командования принёс победу в этом сражении.
Следующий гениальный ход был совершён в рамках общей стратегии Красной Армии на лето и осень 1944 года и включавшая ряд наступательных операций на всём протяжении советско-германского фронта. И в этом ряду интерес представляют две взаимосвязанные операции о которых пойдёт речь.
К началу 1944 года Красная Армия, завладев окончательно стратегической инициативой, наступала по всему фронту. При этом наиболее успешно наступление советских войск проходило на Украине, которая к этому времени была практически вся освобождена. В результате линия фронта вытянулась вглубь захваченной немцами территорий. Немецкий Вермахт, в свою очередь, перешёл в стратегическую оборону, т.к. для значительных наступательных действий не обладал необходимыми ресурсами. Вдобавок ожидание открытия второго фронта союзниками оттягивало значительные силы на Запад.
Перед руководством армий противостоящих противников стояла задача планирования летней военной кампаний. Учитывая сложившуюся ситуацию на всей линии фронта, немецкое командование посчитало, что советские войска, чтобы закрепить свой успех на Украине, будут стремиться продолжить своё наступление в западном направлении. Сложившаяся конфигурация линии фронта предполагала также вероятность удара Красной Армией в северном направлении с целью отсечения и окружения группировок армий “Центр” и “Север”. К таким выводам немецкое командование пришло из анализа данных своей разведки и учёта массированных поставок новых видов вооружений для Красной Армии, которые наиболее эффективно было использовать на равнинном театре военных действий – а это опять украинское направление. Поэтому немецкий Вермахт свои основные силы, особенно танковые, сосредоточил на украинском направлении. Это позволило бы, с одной стороны противодействовать советскому наступлению на западном направлении, а с другой стороны, в случае удара Красной Армии на север, ударить советским войскам во фланг и этим обезопасить окружение двух немецких группировок.
Все эти расчёты противника соответствовали планам советского командования. Поэтому вся деятельность советской разведки была направлена на то, чтобы “убедить” немецкое командование в правильности их выводов.
Советское командование со своей стороны “придумало” гениальный ход: нанести не один, а целую серию ударов и главное, неожиданные для противника. Был принят план общего стратегического наступления по всей линии фронта, состоящий из серии последовательных взаимосвязанных наступательных операции, как относительно небольших, так и крупных.
И среди них особо выделялись две - “Багратион” и Ясско-Кишинёвская наступательная операция. Эти две операции выступали в одной связке – вначале наносился удар по противнику на одном фланге советско-германского фронта. А когда противник все свои резервы бросит на этот участок фронта, значительно ослабив другие, ударить на противоположном фланге фронта. При этом каждая операция рассматривалась как отдельная со своими целями и задачами. При этом подход к каждой операции был по-своему оригинальным. Если на северном фланге ставка была на нанесение удара в самом неожиданном для немцев участке фронта, то на южном помимо внезапности использовалась тактика фланговых ударов.
По плану “Багратион” советские войска должны были нанести сильнейший внезапный удар именно в том месте, где немцы более всего не ожидали – в Белоруссии. Именно лесистая местность со множеством болот никак не способствовала проведению масштабных наступательных действий с массированным использованием бронетехники – основы современных войн. Вследствие чего немецкая группировка “Центр” в Белоруссии была значительно ослаблена, по сравнению с другими участками фронта.
Для проведения операция “Багратион” советское командование сконцентрировало огромные силы, намного превосходящие силы противника. Для этого, в частности, с южного направления из состава двух Украинских фронтов - 2-го и 3-го были переброшены 3 армии, в том числе 2 танковые. Ведь успешное наступление в Белоруссии создало бы предпосылки для успеха в наступательной операции уже на южном направлении. С другой стороны, концентрация огромных военных ресурсов позволяла не только взломать сильно укреплённые позиции противника, но и в ходе последующего наступления, уничтожив немецкую группировку “Центр” , освободить всю Белоруссию. Особо нужно отметить огромную разведывательно-дезинформационную деятельность по введению в заблуждение командования противника. Ведь нужно было скрытно от противника сконцентрировать на направлениях главного удара крупные силы. В итоге враг так и не догадался о планах советского командования. Основные немецкие резервы так и остались на украинском направлении.
23 июня 1944 года после мощной артподготовки и при поддержке авиации войска четырёх советских фронтов, прорвав оборону противника, перешли в наступление. Началась операция “Багратион”. В ходе наступления крупные немецкие группировки попали в окружения. 3 июля была освобождена столица Белоруссии – Минск. Чтобы остановить советское наступление немецкое командование начало срочно перебрасывать свои резервы с Украины. Но остановить стремительное наступление Красной Армии уже было невозможно. Советские войска не только освободили полностью Белоруссию, но и вышли на государственные границы СССР, а в последующем на территорию Польши.
Более подробно об этой операции можно прочитать в статье на канале “Так кто же помог немецкому Вермахту прозевать грандиозное наступление Красной Армии”
Только после того, как Верховное командование Красной Армии пришло к выводу успешности выполнения операции “Багратион”, в начале августа последовала директива о проведении наступления уже на южном фланге советско-германского фронта. Советское командование решило воспользоваться тем, что Вермахт перебросил на белорусское направление из немецкой группировки “Южная Украина” значительные резервы и этим значительно ослабил свои войска на южном фланге фронта.
Планируя наступательные действия на южном направлении, командующие 2-м и 3-м Украинскими фронтами решили также как в Белоруссии нанести неожиданный удар для противника. Дело в том, что в результате весеннего наступления войска этих фронтов, наступая на Кишинёвском направлении, т.е. по центру фронта группировки “Южная Украина”, не добились ощутимых результатов. Поэтому немецкое командование предполагало, а это подтверждалось их разведкой, что следующее наступление советских войск повторится в этом же направлении. В результате Вермахт сосредоточил свои основные силы именно на центральном участке своего фронта. Советское же командование решило силами 2-го Украинского с севера, а с юга 3-го Украинского фронтов нанести фланговые сходящие удары с последующим окружением основных сил группировки “Южная Украина”. После успешного завершения этого этапа операции для Красной Армии открывался прямой путь в Румынию, а затем далее на Балканы. При этом также как и при подготовке к операции “Багратион” перед советской разведкой стояла задача по сокрытию в секретности планов советского командования. Что она и выполнила в полной мере – неприятель так и не догадался о подготовке советских фронтов к фланговым ударам.
20 августа после мощной артподготовки и поддержки авиации ударные группировки советских войск нанесли сильнейшие фланговые удары по вражеской группировке “Южная Украина”. Началась Ясско-Кишинёвская наступательная операция. Враг не ожидал таких мощных ударов именно на флангах. В результате неприятельская оборона была успешно прорвана как на участке 2-го Украинского, так и 3-го Украинского фронтов, куда устремились механизированные и танковые соединения. В результате немецкие соединения, находившиеся на центральном участке фронта, попав в “клещи”, вынуждены были отступать. Но советские передовые соединения уже были глубоко в тылу, отрезав все пути отступления для противника. Так, главные силы группировки “Южная Украина” были окружены, а впоследствии уничтожены. В результате перед Красной Армией открылся прямой путь в Румынию, а затем на Балканы.
Более подробно об этой операции можно прочитать в статье на этом канале “Как известный полководец древности Ганнибал воевал на полях сражений Великой Отечественной войны”
Таким образом, два гениальных решений советского командования привели к победе в двух величайших сражениях Великой Отечественной войны, а впоследствии к окончательной победе.
Рекомендуем прочитать статьи:
Наконец вскрылось, куда делось золото нацистской партии Германии
А если зайдёте на сам канал, то вас ждут более 100 интереснейших статей.
Для этого кликните аватар канала или эту ссылку канал к в кубе
По этой же ссылке вы сможете финансово поддержать творческую активность автора своими донатами(денежным вознаграждением).
Если Вам понравилась статья, то ставьте лайки. Оставляйте комментарии. Ваше мнение мне очень важно. Поделитесь с друзьями в социальных сетях.
На канале ожидаются очень интересные публикации. Дальше будет только интересней!
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.