Найти тему
К в кубе

Два крейсера, две судьбы

Многие россияне слышали знаменитые слова из песни - “Врагу не сдаётся наш гордый Варяг!” Эта песня посвящена подвигу русских моряков во время русско-японской войны 1904-1905 годов.

В истории были события, личности совершали поступки, в честь которых народы слагали легенды, посвящали песни. В этой статье рассмотрим судьбы двух событий, в которых участвовали матросы и офицеры с двух военных кораблей, но они разнятся поступками людей, следовательно, и отношением потомков. Почему действия моряков с русского крейсера “Варяг” народ сохранил в своей памяти, а действия немецких моряков с крейсера “ Адмирал граф Шпее ” можно узнать, лишь заглянув в энциклопедию? Давайте разберёмся в этом вопросе.

В конце IX начале XX веков имперская внешняя политика России была направлена на расширение зоны своего влияния, особенно на Дальнем Востоке. Это было связано с тем, чтобы, с одной стороны, обезопасить восточные границы империи от посягательств других государств, с другой стороны, нарождающийся российский капитализм требовал новые рынки сбыта. На Дальнем Востоке это было связано с Китаем и Кореей. Россия должна была закрепить своё военно-политическое присутствие в этом регионе. В качестве иллюстрации дальневосточной политики России в этом регионе является основание в Китае военно-морской базы Порт-Артур в 1898 году.

Источники: https://www.vitber.com/lot/25996.https://infourok.ru/prezentaciya-vneshnyaya-politika-nikolaya-ii-3643814.html
Источники: https://www.vitber.com/lot/25996.https://infourok.ru/prezentaciya-vneshnyaya-politika-nikolaya-ii-3643814.html

Одновременно с Россией регион Северо-Восточной Азии (Китай и Корея) попал в зону интересов бурно развивающейся Японии. К концу XIX века Япония превосходила все великие державы мира по темпам роста экономики. Для быстрорастущей японской экономики требовались огромные ресурсы. Бедная природными ископаемыми островное государство направило свои агрессивные устремления на природные богатства соседних стран: Корею и Китай. Поэтому Япония стремилась к захвату Кореи, и распространению зоны своего влияния на Китай, а в последующем, составить угрозу дальневосточным границам России. В результате возникшее противостояние в регионе двух государств вылилось в русско-японскую войну 1904-1905 годов.

В начале февраля 1904 года в порт столицы Кореи г. Сеула прибыли два русских корабля с дипломатической миссией: бронепалубный крейсер “Варяг“ под командованием капитана первого ранга Всеволода Федоровича Руднева и канонерская лодка “Кореец“ под командованием капитана второго ранга Г.П. Беляева.

“Варяг“— бронепалубный крейсер 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 1901—1904 гг.Источник:https://ucrazy.ru/interesting/1325927370-legendarnyy-kreyser-varyag-istoriya-v-fotografiyah.html
“Варяг“— бронепалубный крейсер 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 1901—1904 гг.Источник:https://ucrazy.ru/interesting/1325927370-legendarnyy-kreyser-varyag-istoriya-v-fotografiyah.html

В ночь на 9 февраля 1904 г. японские миноносцы без объявления войны напали на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура - военно-морской базы, арендованной Россией у Китая. В тот же день в нейтральном корейском порту Чемульпо японской эскадрой, состоящей из 2 броненосных крейсеров, 4 бронепалубных крейсеров и 8 миноносцев, были блокированы крейсер “Варяг“ и канонерская лодка “Кореец“. Так началась война между Россией и Японией. После того, как капитан “Варяга“ получил ультиматум от командующего японской эскадрой с требованием сдать без боя корабли или покинуть порт, было решено прорываться с боем сквозь японскую эскадру. Предстояло ожесточённое сражение с превосходящими силами японской эскадры, но русские моряки бесстрашно приняли бой. Когда русские корабли медленно выходили из порта в море мимо находившихся там английского, французского и итальянского крейсеров, то на их палубах выстроились во фронт команды этих кораблей. “Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть!“ - писал потом командир итальянского крейсера.

Как только русские корабли вышли из порта, так сразу попали под ураганный огонь с японских крейсеров. Под прикрытием дымовой завесы, который поставил “Кореец“, “Варяг“ отвечал точными артиллерийскими залпами. После часовой артиллерийской перестрелки “Варяг“, получив большие повреждения, был вынужден вернуться в порт. В результате боя на русском крейсере была выведена из строя почти вся артиллерия, корабль получил значительные повреждения, в том числе несколько огромных пробоин, т.е. боевой крейсер был практически обезоружен. Потери экипажа «Варяга» - 1 офицер и 38 матросов убиты, 6 офицеров и 70 матросов ранены и контужены. Сам капитан Руднев получил тяжёлое ранение в голову. Но японской эскадре был нанесён огромный ущерб: потоплены один миноносец и один крейсер, и повреждены два крейсера. На общем собрании офицеров крейсера было принято решение затопить корабли, чтобы они не попали в руки врага. После эвакуации команды на корабли нейтральных стран “Варяг“ был затоплен. “Кореец“ был взорван. Бой у Чемульпо показал героизм русских матросов и офицеров, которые готовы были пойти на верную гибель ради сохранения чести и достоинства. Торжественно встретили на Родине вернувшихся русских моряков, отдавая дань их мужеству и героизму. Восхищенный доблестью русских моряков немец Рудольф Грейнц сочинил стихотворение, на слова которого (в переводе Е. Студенской) музыкант 12-го гренадерского Астраханского полка А. С. Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев “Варяга“ и “Корейца“, написал всем известную песню - “Врагу не сдается наш гордый “Варяг“. В память о героическом подвиге русских моряков в 1962 году гвардейский лёгкий ракетный крейсер Тихоокеанского флота получил имя “Варяг“.

Ракетный крейсер Тихоокеанского флота “Варяг”. Фото из свободных источников
Ракетный крейсер Тихоокеанского флота “Варяг”. Фото из свободных источников

А вот теперь другая история. 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Чтобы истощить экономику Великобритании военно-морской флот Германии начал боевые действия на Атлантике с целью установления морской блокады островному государству. Для перехвата и уничтожения британских торговых судов на дальних подступах в южную часть Атлантики был направлен в качестве рейдера тяжёлый крейсер “Адмирал граф Шпее“, который чаще называли “карманным линкором “ за то, что он был сильнее любого неприятельского тяжелого крейсера и одновременно быстроходнее любого линкора. В сентябре 1939 года крейсер начал патрулирование в заданном районе. За три месяца немецкий рейдер потопил 9 судов водоизмещением 50 тыс. тонн. На поиски немецкого крейсера были направлены значительные силы британского флота. 13 декабря 1939 года группа из трёх английских крейсеров наткнулась на немецкий крейсер. Немецкий крейсер превосходил по мощи артиллерии основных калибров каждый британский крейсер: шесть 280-мм и восемь 150-мм орудий на “карманном линкоре“ против шести 203 и шестнадцати 152-мм на трех английских кораблях. В результате завязавшегося боя между кораблями немецкий рейдер получил лишь незначительные повреждения, а британские крейсера, несмотря на многочисленные повреждения, всё равно неотступно следовали за ним. Вскоре показался залив Ла-Плата и столица Уругвая Монтевидео.

Немецкий рейдер  “Адмирал граф Шпее“  в заливе  Ла-Плата. Уругвай. 1939 г. Фото из свободных источников
Немецкий рейдер “Адмирал граф Шпее“ в заливе Ла-Плата. Уругвай. 1939 г. Фото из свободных источников

Капитан немецкого рейдера решил зайти в этот порт для краткосрочного ремонта. И тут секретная британская агентура, чтобы не упустить немецкий рейдер, стала распускать слухи о том, что к устью Ла-Платы прибыла мощная британская эскадра в составе двух линкоров. Поверив в слухи и испугавшись противника, немецкое командование решило не принимать бой и затопить рейдер. И вот 17 декабря 1939 перед взором толпы численностью не менее 200 тысяч человек немецкий крейсер был затоплен на рейде Монтевидео.

Затопленный крейсер “Адмирал граф Шпее“. Источник: https://topwar.ru/88113-admiral-graf-shpee-piratskie-budni-i-konec-linkora-obreza.html
Затопленный крейсер “Адмирал граф Шпее“. Источник: https://topwar.ru/88113-admiral-graf-shpee-piratskie-budni-i-konec-linkora-obreza.html

Так бесславно закончился поход немецкого крейсера “Адмирал граф Шпее“, команда которого, устрашившись мощи мнимого противника, просто затопила вполне боеспособный мощный корабль. А ведь могла в открытом бою нанести своей огромной мощью значительный ущерб противнику, так необходимый в текущей войне. Кстати, после этого случая с немецким рейдером командующий военно-морским флотом Германии адмирал Эрих Редер издал распоряжение, согласно которому моряки всех крупных боевых кораблей обязаны были сражаться до последнего снаряда, даже если судно получило критические повреждения.

Таким образом, мы можем сравнить судьбы двух крейсеров. Самоотверженность, бесстрашие толкает одних людей на подвиги, другие же, стремясь сохранить свою жизнь, отступают бесславно перед противником.

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Варяг

https://ru.wikipedia.org/wiki/Admiral_Graf_Spee

Рекомендуем прочитать статьи:

Лучшие армии разных эпох

А если зайдёте на сам канал, то вас ждут более 100 интереснейших статей.

Для этого кликните аватар канала или эту ссылку канал к в кубе

По этой же ссылке вы сможете финансово поддержать творческую активность автора своими донатами(денежным вознаграждением).

Если Вам понравилась статья, то ставьте лайки. Оставляйте комментарии. Ваше мнение мне очень важно. Поделитесь с друзьями в социальных сетях.

На канале ожидаются очень интересные публикации. Дальше будет только интересней!

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.