Найти в Дзене
CRM Клиентская База

Герои ROI, или как быстро вернуть вложенные деньги

Инвестиции ушли, но обещали вернуться? Внедрение CRM многократно ускорит этот процесс

CRM — один из наиболее эффективных инструментов возврата инвестиций. Но чтобы правильно выбрать CRM-стратегию, нужно чётко представлять, что такое CRM и почему её внедрение может стать для вашего бизнеса революционным. В самом лучшем смысле этого слова!

“CRM — уникальный механизм. Он даёт бизнесу возможность анализировать взаимодействие с клиентами, в нужный момент использовать данные о них, оперативно перестраивать коммуникацию.

Результат правильного выбора CRM — расширение клиентской базы, рост продаж. Но это — не волшебная таблетка. Поставил программу и проснулся миллионером — так не бывает. Чтобы увеличить ROI с помощью CRM, придётся основательно подготовиться.

Выбор не терпит суеты

Моя знакомая Ольга — соучредитель компании по производству складских стеллажей — до сих пор вспоминает провальную историю с внедрением CRM, хотя прошло уже несколько лет.

Решение установить CRM было принято спонтанно, — рассказывает она. — Услышали от коллег про такую штуку, загорелись идеей — и понеслось. Все думали только о прибыли, которую принесет проект, но никто не думал, а для кого этот проект делается. Взяли кредит, поставили дорогущее ПО, увеличили штат программистов и стали ждать чудес. А их не произошло. Какой там ROI! Ушли в жёсткий минус”.

Примеров неудачного выбора великое множество. Нам в “Клиентской базе” нередко приходится слышать истории типа “у брата/свата поставили CRM — продажи выросли в пять раз, а у меня последние клиенты разбежались”. Только у него — сеть ресторанов в мегаполисе, а у вас — пара автомоек на периферии. Разные процессы, масштабы и задачи.

…Да, а что же Ольга и её предприятие? Полгода мониторила предложения по CRM, в результате нашла оптимальный вариант. Собственно, так мы и познакомились)

В компании Ольги серьёзно отнеслись к выбору следующей CRM --- и всё получилось👍🏻
В компании Ольги серьёзно отнеслись к выбору следующей CRM --- и всё получилось👍🏻

Первый шаг к рентабельности

Как вы уже поняли, это выбор CRM-системы, “заточенной” именно под ваш бизнес. У каждой сферы — свои особенности, а значит, свои потребности. Одно дело — CRM для курсов кройки и шитья, другое — CRM для химчистки или пекарни. Так что “лучшая CRM” — понятие относительное.

При выборе обязательно учитывайте:

  • функционал конкретной CRM;
  • масштабируемость;
  • способность к интеграции с другими инструментами (средства автоматизации маркетинга, бухгалтерские программы и системы поддержки клиентов);
  • простоту использования;
  • возможность персонализировать систему под ваши задачи.

Реализация стратегий CRM

Стратегии CRM должны быть ориентированы на клиента, направлены на улучшение взаимоотношений с ним. На мой взгляд, вот три важнейших из них, которые точно помогут увеличить ROI.

  1. Централизация данных о клиентах. Облегчает доступ к необходимой информации для всех подразделений. Контакты, объёмы, сроки — умная система ‘помнит’ всё. Централизация данных позволяет навести порядок в делах, устранить разрозненность и получить единое представление о заказчике, его потребностях и возможностях.
  2. Автоматизация рабочих процессов. Экономит время и сокращает количество ошибок. Теперь у сотрудников есть возможность направить энергию в мирное русло и сосредоточиться на построении отношений с клиентами. Им больше не нужно вручную вносить данные в Excel-таблицы, рассылать электронные письма сотням адресатов, бомбить запросами службу поддержки.
  3. Использование аналитики. CRM, как я уже неоднократно говорил, позволяет оперативно и скрупулёзно анализировать данные, чтобы составить полноценную картину о поведении и предпочтениях не только уже имеющихся клиентов, но и целевой аудитории вообще. Используйте эту информацию для повышения качества сервиса, оптимизации продаж и маркетинга.

Но вернёмся к ROI.

Как посчитать окупаемость вложений

Для этого понадобится:

  • сумма прибыли, полученной после внедрения CRM (P1)
  • сумма прибыли, полученной до внедрения CRM (P2)
  • затраты на реализацию проекта.(Z).

Формула проста: (P1 - P2)/Z = ROI, но не универсальна. Везде есть свои нюансы. Поэтому я бы предложил оценивать эффект от внедрения CRM-системы не в финансовом, а в качественном выражении.

Проанализируйте, получилось ли у вас:

  • увеличить «вторичные» продажи, удержать текущих клиентов, повысить их лояльность;
  • упорядочить клиентскую базу — например, исключить из нее ненужные дубли;
  • повысить контроль руководства компании за продажами.

Добиваемся максимальной отдачи от инвестиций

Позволю себе дать несколько простых и эффективных советов.

  1. Многие руководители, установив CRM, недооценивают важность обучения персонала работе с системой. А зря — успех CRM-системы зависит от ее пользователей. Регулярно обучайте коллектив эффективному использованию CRM, сообщайте обо всех изменениях и дополнениях.
  2. Чтобы получить максимальный ROI, ставьте четкие, измеримые задачи. Отслеживайте их выполнение с помощью CRM, чтобы при необходимости корректировать стратегию.
  3. Привлекайте клиентов в каждой точке взаимодействия - от маркетинга и продаж до сервисного обслуживания. Такое взаимодействие может привести к повышению уровня удержания клиентов и увеличению их пожизненной стоимости.

“По данным экспертов SHEP HYKEN,

85% клиентов постоянно ищут компанию с лучшим обслуживанием клиентов, 79% клиентов переключились бы на конкурентов, если бы узнали, что они обеспечивают лучший клиентский опыт, 51% уверены, что отличное обслуживание важнее цены. А вы точно знаете, чего хотят ваши клиенты?

В заключение напомню: лучшая CRM-система и эффективные CRM-стратегии могут кардинально изменить ваш бизнес, обеспечив максимальную рентабельность инвестиций. Не сразу, но в обозримом будущем ROI начнёт зашкаливать — я не иронизирую.

Хотите в герои ROI — не тяните с внедрением CRM.

Есть интересный опыт внедрения CRM? Делитесь в комментариях и помните — для нас нет мелочей.