Сейчас немыслимо увидеть пожарную машину, и вообще спецтранспорт, без синих проблесковых маячков дающих преимущество движения. Но на самом деле эти маячки появились на так давно, хотя их история началась ещё в середине прошлого века.
В 1959 году ОКБ-8 разработало новую пожарную автоцистерну. Опытный образец ее был изготовлен Прилукским заводом противопожарного оборудования и в конце 1960 года успешно прошел заводские испытания как АЦТП-30(157)-50. Конструкторами предусмотрены две модификации автоцистерны: открытого типа для южных районов страны и закрытого — для средней полосы. Новая автоцистерна смонтирована на шасси ЗИЛ-151Ю (тропического исполнения) и оборудована насосом ПН-ЗОТ. Емкость водяного бака — 2000 л, пенного — 140 л. Машина имела несколько очень интересных особенностей, впервые примененных в отечественной практике. Шторные дверцы отсеков (в 1960 году!), оригинальное размещение всасывающих рукавов и выдвижной лестницы на высоте всего 190 см, и наконец «...сигнальная мигающая фара заменена лампой, закрытой синим стеклянным колпаком, для получения мигающего света служит вращающийся экран, аналогичный применяемому на маяках». Это был первый проблесковый маячок на пожарном автомобиле, в массовом порядке он появится на пожарных автомобилях почти 15 лет спустя - только во второй половине 70-х. Серийно автомобиль не выпускался.
Одним из средств выделения оперативных машин в транспортном потоке, особенно в вечернее и ночное время суток, а также в сложных дорожных условиях, являются специальные световые сигнальные устройства (проблесковые маячки). До утверждения Государственного стандарта на транспортных средствах оперативных служб у нас в стране применялись синие, красные и желтые стекла маячков. Но красные и желтые стекла применяются и на обычных транспортных средствах в качестве сигнальных огней.
Поэтому проблесковые маячки с такими же стеклами не только затрудняли работу сотрудников Государственной автоинспекции, но и дезориентировали водителей других автомобилей, создавая опасность дорожно-транспортных происшествий. Вот почему ГОСТ 21392-75 предусматривает единый цвет стекол проблескового маячка — синий.
Проблесковый маячок должен устанавливаться над крышей автомобиля или над кабиной, обеспечивая видимость на 360° вокруг вертикальной его оси. Если один проблесковый маячок не обеспечивал такую видимость, то ГОСТ 21392-75 допускал установку двух проблесковых маячков.
Массово мигалки на пожарную технику, как новую, так и старую, стали устанавливать в конце 1973 года. На новые машины ставили синие, а на старые, на местах, ставили оранжевые и иногда красные, с которыми они могли проездить много-много лет до конца своей службы, несмотря на то, что по ГОСТ пожарным полагались только синие. Имели случаи замены синих мигалок на красные в процессе эксплуатации, когда не могли найти синий колпак взамен разбитого, ставили красный. Также с красными мигалками поставлялись некоторые импортные машины, например АЛ от немецкого Metz. В 1990-х в московской ПЧ№25 красные мигалки от такого немца переставили на новую АЛ-30 на КАМАЗе, так она и прослужила с ними до конца. В 1990-х на заводе "Москарз" ставили комбинированные красно-синие люстры на свои АЦ на шасси ЗИЛ. Да, это нарушение ГОСТ, но было и такое.