На Каменном острове находится множество архитектурных памятников, однако ни один из них не сравнится с Каменноостровским дворцом. Этот дворец расположен в части острова, которая занимает менее 10 % его территории и представляет собой треугольник. Он образован Каменноостровским проспектом, соединяющим Каменноостровский и Ушаковский мосты, а также набережными рек Большая и Малая Невки.
В 1714 году на этом месте был построен небольшой деревянный дом для канцлера Г. И. Головкина. В период с 1748 по 1753 год, когда владельцем стал канцлерА. П. Бестужев-Рюмин, здесь сформировался дворцовый комплекс, состоящий из деревянных строений и регулярного сада.
Каменноостровский дворец окутан тайной. В 1765 году императрица Екатерина II подарила этот остров своему сыну Павлу Петровичу и решила построить там его резиденцию. Таким образом, Павел мог находиться под присмотром, но оставаться в тени. Каменный остров идеально подходил для этой цели: Павел жил отдельно, но недалеко от Зимнего дворца, поэтому все действия своенравного наследника было легко контролировать.
В 1765 году Екатерина II пригласила талантливого архитектора Василия Ивановича Баженова для строительства дворца для великого князя. Однако план Баженова не совпадал со взглядами императрицы относительно наследника, и она не хотела привлекать к нему лишнее внимание. В результате начало строительства было отложено.
Чертежи, на которых Василий Баженов представил свои проектные идеи, таинственным образом исчезли.
Строительство дворца началось в 1776 году, и шло медленно. Отделка интерьеров была завершена в 1784 году. Надзор за строительными работами осуществлял архитектор Ю. М. Фельтен. Однако в 1777 году работы были приостановлены из-за наводнения. Когда строительство возобновилось, им руководил Кваренги.
Споры о том, кто был автором здания продолжались практически до наших дней. Высказывались предположения, что проект был выполнен И.Е. Старовым. Но в 2003 году в Эрмитаж приехал П.Анджелини, который привез копии авторских чертежей Джакомо Кваренги, включая два варианта фасадов Каменноостровского дворца из частной коллекции в Риме.
Здание представляет собой уникальный памятник архитектуры раннего классицизма. Центральный объём двухэтажного дворца со стороны парка выделяется благодаря сильно выступающим боковым ризалитам и шестиколонному портику с фронтоном,выдвинутому вперед. Белые тосканские колонны дополняются рядом пилястр. Боковые ризалиты отделаны пилястрами и лопатками.
Фасад, обращённый к Малой Невке, акцентирован восьмиколонным портиком с аттиком. Симметричные ниши между колоннами портика предназначались для скульптур. Этот фасад обладает чертами лиричности и мягкости, удачно дополняя благородную простоту, чёткость и лаконичность главного фасада, смотрящего на сад.
В 1797 году Винченцо Бренна провёл частичные изменения в интерьерах дворца, добавив элементы пышного величия. Центральное помещение дворца — двусветный или овальный зал. Его название связано с формой и освещением, которое обеспечивают два ряда окон, расположенных друг над другом.
Барельефы с женскими фигурами, символизирующими «Правосудие и Надежду»,«Истину и Справедливость», изящные кариатиды в египетском стиле с бронзовыми светильниками в поднятых руках, лепные грифоны над боковыми дверьми и печи с большими зеркалами и скульптурами орлов создают атмосферу парадной величественности, характерную для творчества В. Бренны.
К Овальному залу примыкает Аванзал прямоугольной формы с четырьмя панно, на которых изображены виды Древнего Рима, выполненные темперой на штукатурке. В проемах окон, выходящих в сад, установлены зеркала, в которых отражаются древние архитектурные пейзажи и зелень сада.
В художественной отделке второго этажа отражён интерес архитектора к военной орнаментике. Сохранившаяся роспись «гризайль» в помещении со световым фонарем имитирует лепнину. Своеобразие интерьеру придают живописные вставки с использованием военных доспехов.
На первом этаже здания находились парадные залы и жилые помещения хозяев, а на втором этаже размещались дети, гости и прислуга. В большинстве комнат были печи: изразцовые белые и шведские из синих и красных изразцов. В помещениях также присутствовали вызолоченные лепные карнизы, настенные панели, филёнки и накладные орнаменты на дверях и рамах зеркал.
В 1797 году последний польский король Станислав Август Понятовский, лишённый престола, нашёл приют в этом дворце. Он часто устраивал здесь светские вечера. В Феврале 1798 года Станислав Август скончался в Мраморном дворце, предоставленном ему для зимнего пребывания.
После того как Александр I вступил на престол, дворец стал одной из его любимых резиденций. В это время дворец был реконструирован под руководством архитектора Л. Руска.
В тоже время садовый мастер Ф. Ф. Лимин по проекту Тома де Томона произвел перепланировку сада, превратив его из пейзажного в регулярный. В отдалённой части парка появились захоронения любимых лошадей Александра I с мраморными надгробиями, что добавило ансамблю сентиментальность и романтизм.
В 1824 году Л. И. Шарлемань спроектировал Каменноостровский проспект. Ограничивая дворцовые земли, дорога соединила берега Большой и Малой Невок.
В 1824–1828 годах архитектор З. Ф. Дильдин разработал проект перестройки бывшего театрального флигеля в императорские комнаты. Служебные здания Каменноостровского дворца располагаются в западной части комплекса на территории бывшего хозяйственного двора. Кухонный корпус и примыкающий к нему манеж были построены в 1776–1780 годах архитекторами Ю. М. Фельтеном и Микулиным. Они выполнены в стиле раннего классицизма.
Недалеко от кухонного корпуса находится здание Трубной, которое было построено в 1824 году по проекту Л. И. Шарлеманя. Здание выполнено в стиле позднего классицизма, его главный фасад украшен лепной тягой и рустованными архивольтами полуциркульных окон. В то же время архитектор Л. И. Шарлемань построил гауптвахту рядом с этим зданием.
Молодой монарх имел множество планов по проведению реформ, но обсуждение этих идей публично было опасным, так как многие представители высших кругов не хотели никаких изменений. Поэтому император обдумывал реформы в кругу своих друзей-единомышленников, которые составляли Негласный комитет.
Эта неофициальная «лаборатория» для подготовки преобразований включала четырех «молодых друзей» государя: Николая Новосильцева, Павла Строганова, Адама Чарторыйского и Виктора Кочубея, которые были близки ему по возрасту, духу и взглядам. Возможно, для проведения секретных встреч в Каменноостровском Дворце проводились строительные работы.
На втором этаже западного жилого флигеля надстроили третий этаж, состоящий из четырёх комнат, окружающих внутренний дворик. В этих комнатах находился так называемый «верхний» кабинет Александра I, оснащённый приёмной и комнатой для дежурного офицера. Рядом с кабинетом построили две новые лестницы: одну со стороны дворцового дворика и другую — деревянную узкую лестницу, соединяющую официальный кабинет государя на втором этаже с секретным кабинетом на третьем.
После окончания строительных работ все документы были уничтожены. По некоторым данным, в «верхнем» кабинете работал М. М. Сперанский, который занимался подготовкой преобразования Российской империи в парламентскую монархию.
В августе 1812 года Михаил Кутузов прибыл во дворец. Здесь он стал главнокомандующим русской армии, которая позднее разгромила «великую армию»Наполеона на Бородинском поле.
После Александра I дворец перешёл к великому князю Михаилу Павловичу и его жене Елене Павловне. В это время архитектор А. И. Штакеншнейдер добавил к фасаду со стороны Невы дворца закрытую террасу.
С Каменноостровским дворцом связана известная легенда о Медном всаднике. Во время вторжения Наполеона в 1812 году Александр I приказал демонтировать и перевезти памятник Петру I вглубь страны. Были выделены средства и подготовлены баржи, но Александру I сообщили о том, что майор Батурин видит один и тот же таинственный сон, в котором «Медный всадник» оживает и направляется к Каменному острову, где жил император. Александр I вышел навстречу своему предку,и Пётр сказал ему:
«Молодой человек, до чего ты довёл мою Россию? Пока я здесь,моему городу нечего бояться».
Всадник развернулся и отправился обратно на Сенатскую площадь, цокая копытами. Александр I был поражён этим рассказом и отменил своё решение о перевозке памятника.
После революции 1917 года Каменноостровский дворец стал собственностью государства.. В это время дворец был разграблен, историческая мебель и детали интерьера были утрачены. Также пострадали парковые деревья. Согласно некоторым архивным документам в здании находилась колония для беспризорников имени Луначарского.
Во время Великой Отечественной войны во дворце располагались лазарет и госпиталь. После войны начались реставрационные работы. В аванзале восстановили декоративные росписи, которые были окрашены масляной краской в 1935 году.
Сейчас во дворце находится Академия талантов. В ней есть 12 тематических отделений для детского творчества в разных направлениях.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: