Те, кто любят великое искусство музыки и много слушают классические её образцы, знают, как трудно найти исполнение в полном смысле "музыкальное" – тонко-художественно осмысленное. Фрагментарность музыкального мышления стала почти нормой в исполнении, о цельности, логичной и протяжённой музыкальной мысли почти не говорится.
Исполнение может впечатлять приёмами выразительности, эмоциональностью, блестящей техникой, но одухотворённость, проявленная в интонировании и глубине мысли исполнителя – редкость необычайная. Причём, во всех видах искусства. Причин тому много. Одна из них – умаление мысли в искусстве как таковой.
Мысль стала для искусства чем-то "лишним", почти неуместным. Это потому, что современное научное знание о мысли ничтожно. Когда говорится о необходимости мысли (идеи) в искусстве, то это понимается либо как "логика" музыкального построения и выражения, либо соотносится с образностью. Нередко против обязательности мысли в музыке протестуют те, кто считают, что мысль синонимична словесной форме, а музыка в словах не выразима.
Средства выражения в разных искусствах разные. Искусство столь многообразно в его видах и формах именно потому, что способов выражения мысли (образа, идеи, настроения) – множество. Одна и та же идея, образ, мысль (или настроение) могут быть выражены средствами любого из видов искусства, и при разности художественных форм, созданных при помощи разных выразительных средств.
Формы и средства выражения идеи не просто различны, в каждом из видов искусства они уникальны, "язык" каждого из видов искусств, хотя и может быть сопоставлен с иными возможностями выражения, всё же не может быть заменён полностью. Этот факт, неверно трактованный, стал поводом для утверждений о "непередаваемости" художественного образа одного из произведений искусства средствами других искусств.
Особенно слово подвергается уничижительной критике как средство "перевода" образа музыки или живописи, или танца… Говорят, что невозможно выразить музыку в слове, говорят даже, что и сказать о содержании музыки более или менее убедительно невозможно.
Что касается синтеза (поэзия плюс музыка, плюс танец, плюс искусство декорации…), то сочетания возможностей различных жанров – умножают выразительные возможности, создают больший простор для выражения идеи (авторского замысла). Эти очевидные, простые истины о содержании и форме сегодня многими "упускаются" из виду – по причине того, что желание "впечатлить" часто заслоняет задачу настоящего искусства – "Выразить".
Поэтому в обучении искусству очень важно помнить, что ученики нуждаются не только в общем осознании задачи своей деятельности, но эта задача ("сверхзадача" – выразить нечто существенное) должна руководить всеми действиями, "освещать" каждый момент деятельности.
В предыдущей статье мы говорили о принципе красоты в воспитании музыкального мышления как о методе скорого и гармоничного развития музыкальных способностей.
На практике это реализуется в ряде принципиальных подходов к работе с музыкальным произведением. Среди которых:
1. Обучение мастерству на высокохудожественном музыкальном материале;
2. При работе над исполнением перед учеником ставится задача не просто найти ("увидеть") образ, соответствующий музыке исполняемой, но образ возвышенный.
3. И, наконец, самое важное – необходимо формулировать идею произведения, именно словесно. – как идею произведения, так и мысль каждой музыкальной темы.
Этот принцип – формулирование мысли – очень важен. Музыкальная мысль в особенностях выражения специфическими средствами музыки (звук, ритм, гармония) может быть выражена в слове. Конечно, каждый найдёт индивидуальное выражение, но всё же сущность (идея) будет единой, даже при разнице в трактовках произведения.
Не ставим задачу рассматривать музыковедческие представления о мысли в музыке. Сейчас говорим о принципах обучения исполнителей. И для того, чтобы воспитывать способность мыслить в музыке, необходимо именно формулировать. "Найди мысль, наиболее соответствующую этому произведению, мысль возвышенную – значимую для людей". (Можно найти соответствующую цитату.)
Мы уже говорили, что этот метод – словесного выражения музыкальных мыслей и идеи произведения – служит быстрому развитию всех музыкальных способностей и, что наиболее важно, воспитывает музыкальность. Иначе говоря, это путь развития тех качеств исполнительского дарования, которые ошибочно считаются мало поддающимися развитию (мол, "если от природы не дано…").
И это главная, на наш взгляд, ошибка музыкальной педагогики. Не отрицая наличия разной степени способностей, надо понимать, что реализация декларируемой ценности музыкального образования (пробуждать творческие способности) во многом зависит именно от воспитания музыкального мышления и основанной на этой способности музыкальности.
Конечно, ценность любого метода во многом определяется его органичностью для конкретного человека – учителя и ученика. Поэтому лучше всегда иметь в виду принципы, а не фиксированную форму метода.
Принцип воспитания мышления в искусстве включает множество методов, включая развитие памяти, внимания, сосредоточения. Но основою всех этих качеств и соответствующих "упражнений" является принцип Мысли и Красоты – как вникание, углубление мысли и возвышение всей мысленной деятельности.
(Воображение и чувство – тоже аспект мышления, грань между ними тонка. Но об этом – в последующих материалах нашего канала).
Добавим, что сказанное о мысли и идее в музыке, как должно быть понятно читателям, относится ко всем видам искусства. При специфике каждого из искусств, при недостаточности внимания к мысли, причём с задачей углубления и возвышения мысли, "технические" трудности вытесняют "смыслы". И задача – "выражение", увы, будет заменяться "изображением".
Поверхностность искусства гораздо сильнее влияет на качество всей жизни, чем принято думать. Во времена расцвета культуры об этом знали. Так снова древние истины нуждаются в осмыслении – но уже на новом уровне и в свете новых знаний, среди которых – знание об энергии мысли, психической энергии.
Автор статьи Гореликова М. В.
Дорогие читатели, благодарим Вас за интерес к нашим материалам, за "лайки", отзывы и комментарии! Спасибо!