Неоспоримая ценность музыкального искусства обусловлена ценностью музыкального звука и музыкального ритма. Но, говоря об этих и других значимых для человеческого сознания явлениях, надо иметь в виду цели человеческого развития – развития духа и разума, "согретого" чувством Высшего Бытия, или чувством Красоты.
Если не иметь в виду эти основополагающие цели, то и художественные ориентиры в искусстве становятся всё более "размытыми". И это происходит всегда и в любой сфере, как только общечеловеческие ценности заменяются частными "вкусовыми пристрастиями", или растворяются в "игре" смыслов и понятий.
В таких условиях философия музыки (призванная вникать в "вечные ценности" искусства, объяснять и оберегать их) и действительное общение с искусством в его разнообразии и формах становятся мало "сообщающимися" областями. Не говоря о том, что философия музыки и музыкальная психология сами по себе нуждаются в том, чтобы основные понятия "идеального" мира музыки, все категории, относящиеся к музыкальному восприятию и творчеству, наполнились определённым, "энергетическим" содержанием.
Без этого условия дальнейшее развитие искусства (выход его на более высокие уровни) видится малоперспективным. Лучшие, "классические" принципы музыкального искусства давно нуждаются в переосмыслении на основе существенных знаний о человеке: его духе, мыслительном аппарате и "аппарате" духовности, – поскольку "софистика" в области философии музыки так же разлагающе действует на искусство, как и на философию в целом (даже ещё в большей степени, потому что софистика в философии музыки – более "многоэтажное здание").
Сказанное выше обращаем к тем нашим читателям, кто изучает область искусства, "привычно" не обращая внимание на то, что называется "аурой" или "качеством излучений" человека – в процессе творчества, в процессе восприятия, в процессе мышления, в процессе беседы о музыке и т.д.
Давайте представим рядом с собою некий несложный аппарат, улавливающий излучения наши, и достаточно тонкий для того, чтобы можно было наблюдать изменения. Тогда всякий раз, когда наши суждения будут терять жизненность, этот условный аппарат будет показывать приостановку движения потоков энергий в ауре. Этот "умозрительный" образ должен помочь понять разницу между "философией жизни" реальной – и "философией словесной", оперирующей абстрактными понятиями, не соотносящимися у рассуждающего человека с живой жизнью, в первую очередь – его собственной. Суть в том, что говорить о звуке и ритме, как и о других реальностях искусства, в наше сложное время имеет смысл только в том случае, если это относится к Реальности, к Бытию, к Природе (в широком смысле – человек и человечество, и космос с его энергиями и ритмами), а не "замыкается" в области "взаимодействия" категорий музыкознания.
Звук как волна, вибрация и сумма вибраций – явление вездесущее. Звук как звук музыкальный определяется не только тем, что он "исходит из музыкального инструмента", как нередко говорят физики - акустики, но тем, что это звук, который производится сознательно, и с творческой целью.
Для физики (сегодняшней) не имеет значения, каков источник звуковой волны, поскольку изучаться будут только её физические свойства. Но для человеческого сознания важна вся сумма вибраций: звук, производимый человеком, – это не просто воздушная волна определённой частоты, но ещё и вибрации его мысли, его чувства. Это звук, имеющий множество характеристик, обусловленных качеством ауры человека, производящего этот звук.
То есть уровень и качество сознания человека, его глубина и чистота, его мировоззрение… – все эти энергии найдут выражение в качестве звука. Если точнее, то множество вибраций ауры человека выявится в произведённом им звуке. Вспомним различные предания и факты о том, как пение святых являлось целительным фактором в тех или иных случаях, служа исцелению или "озарению" людей. Чаще всего результаты связываются с текстами молитв, но истинной причиной "чудес" является качество психической энергии и ритм, или вибрация.
По причине насыщенности психической энергии определённого качества звук может действовать как благотворно, так и вредоносно (если производится с дурными мыслями, или с "сопутствующим" раздражением и т.п.). Это относится ко всем видам искусства. Чуткие художники не подходят к холсту, пока не приведут себя внутренне в состояние возвышенной гармонии, понимая, что их излучения "зафиксируются" на холсте, а вибрации текущих мыслей выразятся в характере ритмов и тонов картины.
Ритм ещё более сложное явление, поскольку связан с ритмами не только "окружающей" жизни, но и неосознанными воздействиями ритмов пространства, ритмов космических. Великие музыкальные творения содержат в себе наиболее "объективные" Ритмы, выражают те космические пульсации, которые существуют как непрестанное Движение в Космосе, как Великая Энергия Бытия…
Автор статьи Гореликова М. В.
Продолжение темы – в дальнейших наших публикациях.
Дорогие читатели, благодарим Вас за внимание, за "лайки", отзывы и комментарии! Спасибо!