2,2K подписчиков

Скульптор Маргарита Симонова: «Персональной выставки у меня еще не было, но я стремлюсь к этому!»

Ткачихи. Скульптура. Маргарита Симонова. Фото: архив скульптора.
Ткачихи. Скульптура. Маргарита Симонова. Фото: архив скульптора.

Продолжаем серию интервью с российскими художниками, финалистами и полуфиналистами всероссийского фестиваля «Время, вперед!», чьи работы были представлены в рамках групповой выставки «Искусство труда» в Западном крыле Новой Третьяковки в разные годы работы Фестиваля. Мы с радостью пообщались с Маргаритой Симоновой, которая заняла 2 место в 5 сезоне Фестиваля, в номинации «Скульптура».

Маргарита, расскажите о себе.

Я родилась в Воронеже, с 8 лет живу и учусь в Москве. Поначалу я не ходила ни в какие кружки, училась в обычной школе. Когда мне было 9 лет, мама спросила, чем я хочу заниматься. Я ответила: «Ничем, я детством наслаждаюсь!». В 13 лет я по собственной воле (сознательно) закончила наслаждаться детством и пошла в художественную школу. Там были уроки скульптуры, что редко, но очень ценно. Через год встал вопрос выбора будущей профессии. Я не могла себе ответить на вопрос, чем хочу заниматься, поэтому пошла от обратного – думала, чем я не хочу заниматься. В итоге оказалось, что единственное интересное мне дело – академическая скульптура.

Начали искать подходящее училище, и как раз в моем 8 классе открылся единственный на тот момент в Москве факультет скульптуры, в МАХУ памяти 1905 года, прославленном в профессиональной среде. До этого факультет был закрыт на протяжении 50 лет. Я поступила на первые под-курсы, усиленно готовилась к ГИА и поступлению в училище. Я так сильно боялась туда не поступить, что в итоге прошла первым номером среди всех поступавших в тот год.

После замечательных лет в МАХУ я получила красный диплом училища и похвалу. Без промедлений решила продолжить скульптурное образование и поступила в МГАХИ имени Сурикова, где и продолжаю свое десятилетнее образование скульптора.

Маргарита Симонова. Фото: София Лукичева.
Маргарита Симонова. Фото: София Лукичева.

Есть ли в вашей семье творческие люди?

Все в семье немного рисовали, и родители, и бабушки с дедушками - стенгазеты в школе и пионерских лагерях. Моя мама по профессии графический дизайнер, но по образованию экономист, поэтому в семье не были против моего желание получить художественное образование. Моя младшая сестра тоже решила связать себя с искусством, она получает среднее профессиональное образование графического дизайнера.

Были ли у вас персональные или групповые выставки? Где и когда?

С поступлением в институт я нашла в себе силы начать выставочную деятельность. Первой моей выставкой стал фестиваль молодых скульпторов в Уфе в 2019 году, где мне присвоили 1 место в номинации Портрет. После этого я поверила в себя и стала системно выставляться на выставках, организованных ОМС МСХ, СХР, МОСХ, ТСХР на таких площадках, как Дарвиновский музей, Дом художника на Кузнецком мосту, выставочный зал на Беговой и т.д.

В 2022 и 2023 году я участвовала в фестивале современного искусства «Море Внутри» в Калининграде, а в 2023 также в фестивале «Керамика, рожденная огнем» в Петрозаводске, где мне присвоили 1 место в номинации Студент.

Персональной выставки у меня еще не было, но я стремлюсь к этому!

Ткачихи. Маргарита Симонова. Фото: архив скульптора.
Ткачихи. Маргарита Симонова. Фото: архив скульптора.

Как вы узнали о Фестивале «Время, вперёд!»? Чем вас привлекает тема труда?

Я участвую в фестивале 3 года подряд, мне нравится быть частью этого проекта. Узнала о нем еще в училище, но тогда не было номинации Скульптура, поэтому я благодарна организаторам за то, что она появилась. Эта тема привлекает меня своим позитивным настроем на прославление тяжелого труда людей, работающих на стройках, заводах, шахтах, без которых не было бы той жизни, которую мы имеем (наша жизнь была бы гораздо менее комфортной). Я бы хотела поддержать этих людей своим искусством, показав, что их труд не только ценен, но и красив.

Какие работы вы представляли для участия в выставке «Искусство труда»?

Все три раза меня допускали до полуфинала, и я имела честь выставляться в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Первый раз я участвовала в номинации ДПИ, с работой «Покоряя вершины». Там я в керамике создала портрет молодого рабочего, в качестве фона для которого написала картину маслом, изображающую стройку на Эльбрусе, куда я ездила специально писать этюд с натуры.

В следующем 2022 году я уже начала развивать тему женского труда, выставив портрет «Ткачиха», и вот для 5 сезона фестиваля я подготовила большую композицию, передающую дух завода и его работниц, «Ткачихи», которая получила 2 место! Я очень благодарна организаторам и жюри, которые отметили мою работу.

Ткачиха. Скульптура. Маргарита Симонова. Фото: архив скульптора.
Ткачиха. Скульптура. Маргарита Симонова. Фото: архив скульптора.
Ткачихи. Скульптура. Маргарита Симонова. Фото: архив скульптора.
Ткачихи. Скульптура. Маргарита Симонова. Фото: архив скульптора.

Ваш любимый музей, где находится и чем запомнился?

Третьяковская галерея на Крымском валу. Мне нравиться ее простор, воздух вокруг здания и внутри, мне нравятся ее масштабные выставки, подход этого музея к своей работе.

Ваше место силы? Расскажите о трех таких в любом городе мира.

Думаю, это Москва. Люблю парки, как «культурные», так и лесопарки, улочки Китай-города весной и летом и третье пусть будет мой институт им. Сурикова на Таганке. Как раз после учебы можно дойти до Китай-города пешком, и эта дорога дает мне энергию.

Расскажите о вашей самой любимой работе.

На данный момент из завершенных это как раз «Ткачихи». Это самая большая моя работа (размер основания 120*120 см) и самая энергозатратная. Я разрабатывала ее больше года, искала девушек для нужного образа, подбирала движения фигур, соединяла разные материалы – железо, нити, дерево. Разрабатывала конструкцию крепления балок и нитей, подбирала цвета. Некоторые наработки стали самостоятельными скульптурами, из-за чего получилась целая серия работ, посвященных женскому труду.

Работница текстильной фабрики. Скульптура. Маргарита Симонова. Фото: архив скульптора.
Работница текстильной фабрики. Скульптура. Маргарита Симонова. Фото: архив скульптора.
Фестиваль «Время, вперёд!» начал свою работу в 2018 году. Его идеологом стал промышленник, общественный деятель, совладелец завода Ростсельмаш Константин Бабкин. Главная цель проекта - расширить представление аудитории о том, что такое труд, обратить внимание зрителя на жизнь, быт и окружение простого рабочего человека. В конце каждого сезона организаторы Фестиваля проводят выставку «Искусство труда», куда входят работы финалистов и полуфиналистов конкурса среди художников, профессионалов и любителей, со всей страны.
До 31 августа 2024 года открыт прием заявок от художников и скульпторов на участие в 6 сезоне Фестиваля!