Проекты «Донстрой» с комплексным освоением территории, например, «Символ» и «Сердце столицы», всегда отличались своей развитой инфраструктурой, которая может закрыть практически все потребности современного городского жителя.
Мы взяли интервью у руководителя отдела реализации коммерческой недвижимости «Донстрой» Олеси Шмелевой, чтобы узнать какие принципы при реализации инфраструктуры в наших проектах лежат в её основе.
— Как компания «Донстрой» выбирает инфраструктурные объекты, которые стоит включить в свои проекты?
— Основную долю в инфраструктуре занимает сфера услуг, направленная на удовлетворение повседневных потребностей жителей: супермаркеты, рестораны и пекарни, фитнес-центры, детские сады, медицинские центры, автомойки.
Мы создаём единую концепцию ритейла сразу на всей территории таким образом, чтобы каждый квартал был самодостаточным, и при дальнейшем развитии инфраструктура новых кварталов дополняла уже существующую.
Сейчас новый проект «Остров» создаётся полностью независимым. Здесь будет всё самое необходимое для жителей в шаговой доступности 5-10 минут: детские сады и школы, медицинские клиники, минимаркеты, рестораны и кофейни, помещения для салонов красоты и SPA.
Нам важно учесть потребности как жителей, так и бизнеса. Мы оказываем нашим инвесторам, то есть покупателям коммерческой недвижимости, услуги брокериджа: помогаем им найти арендаторов, что позволяет компаниям сохранять заданный нами стандарт и уровень коммерческой инфраструктуры.
— Проводятся ли опросы среди резидентов и жителей при выборе коммерции, которая будет находиться в жилом квартале?
— Инфраструктура — это живой организм, который постоянно развивается, нужно держать руку на пульсе! Нам важно понимать потребности резидентов, поэтому мы регулярно общаемся с жителями.
Когда клиенты покупают квартиры, мы проводим анкетирование и стараемся учесть их пожелания по брендам и торговым операторам, которыми в дальнейшем наполним проект.
У каждого из проектов есть свои социальные сети и основной телеграм-канал «Донстрой», где проводятся опросы о необходимой инфраструктуре. А дальше, исходя из того, какую обратную связь мы получаем, учитываем востребованные среди жителей категории коммерции и бренды.
Если резиденты хотят, чтобы на территории был премиальный бренд супермаркета или фитнес-центра, мы начинаем вести переговоры с такими операторами. Делаем акцент на то, что открытие в проекте будет востребовано, так как есть реальный запрос от жителей.
Благодаря тому, что мы общаемся с собственниками напрямую и знаем их потребности, арендаторам и покупателям площадей для коммерческих проектов мы можем гарантировать стабильный доход, а жителям — необходимую им инфраструктуру.
— Как происходит расчёт площади коммерческих помещений?
— В процентном соотношении от общей «полезной» площади всего проекта коммерческие помещения составляют 7–10%, раньше было 5–7%. Процент увеличился, так как сейчас многие работают удалённо или в гибридом графике. Теперь жители хотят совершать покупки в местных магазинах, получать услуги как можно ближе к дому и проводить освободившееся время со своими близкими или тратить его на себя и своё развитие.
— Взаимодействует ли «Донстрой» с муниципальными органами и местными сообществами при планировании инфраструктуры в новых проектах?
— Да, взаимодействуем, как правило, при строительстве социальных объектов.
Помимо социальной инфраструктуры — школ и детских садов — в проекте «Остров» мы предусмотрели помещение для отделения почты и пост полиции, потому что квартал достаточно обособленный.
— Какие тренды и изменения в области коммерческой недвижимости в жилых проектах наблюдаются в последнее время? Какая инфраструктура сейчас наиболее востребована?
— Сильно вырос спрос на семейные активности. Появилась необходимость увеличивать количество семейных ресторанов, центров, где будет интересно и детям, и взрослым.
Востребованы медицинские центры, где можно пройти полный чек-ап за пару дней, не выезжая за пределы своего квартала. Помимо фитнес-клуба жители хотят, чтобы в проектах были полноценные SPA.
Кроме этого, мы видим, что людям и их питомцам нужны ветеринарные клиники и груминг-салоны, — у нас очень много резидентов с домашними животными.
— В каком проекте инфраструктурное планирование было реализовано наиболее успешно?
— В готовом жилом квартале «Сердце столицы», который получил награду CRE Awards 2023 за лучшую коммерческую инфраструктуру в московском жилом объекте. Это наша гордость! 32 тысячи квадратных метров коммерческих площадей, 6% от объёма недвижимости проекта.
Здесь есть благоустроенный парк на 2,1 гектара, который сыграл важную роль в функционировании коммерции и стал связующим звеном между домами первой и второй линий, обеспечил проницаемость территории.
В 2018 году на Шелепихинской набережной силами «Донстрой» было создано большое прогулочное пространство со спортивными, игровыми и досуговыми площадками. Так как оно открыто для всех москвичей, то стало популярной городской точкой притяжения. Вдоль этой набережной расположены рестораны и уютные кофейни, открыт фитнес-центр и торговый центр, арт-пространство The Dom, где представлены различные творческие ниши.
В «Сердце Столицы» также открыт самый большой кибер-клуб площадью пять тысяч квадратных метров. IT-классы из школы № 1253 на его территории проводят свои уроки и занимают призовые места на чемпионатах.
А ещё здесь работают супермаркеты и магазины с фермерскими продуктами, салоны красоты и медицинские центры, частные детские сады, салоны цветов и предметов интерьера, автомойки и детейлинг-центр.
Будем здесь поддерживать и развивать инфраструктуру и дальше! Скоро начнём передавать последний корпус, а значит будет открываться новая коммерция.
— Как происходит адаптация инфраструктуры к долгосрочным изменениям в городской среде?
— Мы уже говорили о том, что «Донстрой» создаёт самодостаточную инфраструктуру с самого начала, а последующее возведение кварталов со своей коммерцией просто дополняют её.
Помимо сложных помещений с технологией, мы предусматриваем пространства для коммерции с универсальной и востребованной планировкой и площадью. Первые два года после реализации проекта они служат для осуществления важной цели покупателей квартир, — поскорее закончить ремонт. Поэтому кроме обязательной инфраструктуры открываются студии дизайна интерьера и строительные магазины. В дальнейшем пространства меняются в зависимости от пожеланий и потребностей жителей кварталов.
— С какими вызовами сталкивается «Донстрой» при интеграции коммерческих пространств в свои проекты?
— При реализации масштабных проектов частями для коммерции важна транспортная и пешеходная доступность. Интеграция коммерческих помещений должна быть согласована с другими элементами проекта.
На этапе проектирования мы должны предусмотреть, как будут взаимодействовать коммерческие помещения, общественные пространства, социальная инфраструктура, чтобы не было конфликтных ситуаций и негативной конкуренции за трафик аудитории.
Кроме того, с самого начала взаимодействия с владельцами помещений и арендаторами мы проводим консультации и заранее объясняем, как будет формироваться их доход в процессе реализации объекта, а также оказываем им дальнейшую поддержку.
— Можете ли вы привести примеры, когда пожелания будущих жителей серьёзно повлияли на выбор социальных и коммерческих объектов в проекте?
— Одним из таких примеров стал запрос на открытие премиального фитнес-клуба, который поступил от резидентов клубного дома «На Тишинке». Реализацией проекта занимался оператор «Донспорт». Спортивное пространство с интерьером от одного из лучших дизайнеров Москвы расположилось на площади в полторы тысячи квадратных метров, а фокус клуба направлен на wellness-зону.
Мы очень дорожим лояльностью наших клиентов, поэтому с радостью пошли на встречу!
А чтобы узнать больше о квартирах подходящего вам класса в проектах «Донстрой» с развитой инфраструктурой, переходите на наш сайт.