Понятие временного отстранения от работы
Если обратится прямиком к закону, то увидим, в нем такие положения как:
1. Дознаватель или следователь возбуждает определенное ходатайство перед судом по месту производства предварительного расследования по отношения подозреваемого или обвиняемого если необходимо этого подозреваемого или обвиняемого временно отстранить от должности.
2. Исключением описанных обстоятельств в первом пункте, является часть пятая 114 ст. УПК РФ, которая гласит если подозреваемы или обвиняемы является высшим должностным лицом исполнительного органа. То такое временное отстранение от должности- будет проходить иначе – Ген. Прокурор РФ направляет Президенту РФ представление о временном отстранение данного лица то тем или иным причинам.
3. Вернемся к первому пункту, при этих условиях, после направления ходатайства судье – есть 48 часов, чтобы вынести постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности, либо постановление об отказе такового.
4. Данное постановление, если судья все же принял положительное решение, направляется по месту работы лица обвиняемого или подозреваемого.
5. Чтобы отменить такое постановление судьи об временном отстранении от работы необходимо постановление от дознавателя либо следователя, если данная мера уже является не актуальной.
6. Лицо подозреваемое или обвиняемое, которое по всем необходимым правилась и законам все же было временно отстранено от своих должностных обязанностей – имеет право на ежемесячное пособие в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по всей России, не зависимо от того субъекта в котором работает и живет подозреваемый или обвиняемый по делу
Рассмотрим подробнее само понятие временного отстранение работника от конкретной занимаемой им должности – то это ни в коем случае не увольнение соответствующего лица. Рассмотрим конкретную разницу в вышесказанном:
– по всем регламентам является именно уголовной мерой, такая мера принимается конкретно судьей в соответствии с заявлением от следователя-дознавателя, данная мера регламентируется в УПК РФ.
– носит безусловно только временный характер, в отличии от увольнения (прекращения трудового права).
Исходя из вышесказанного, неотлагательно должны быть отстранены от должности сотрудники, занимающие должности в государственных органах власти (прокуроры, след. Комитет. сотрудники ОВД и т.д.) которым избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста (п. 1 ч. 1 ст. 73 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Такие деяния, которые я описываю выше, безусловно включены в данны Федеральный закон, являются не уголовными, а каким-то «ведомственным» отстранением от должности. Правовые особенности этого действия близки к действиям, регламентированными ст. 114 УК РФ, однако имеют определенные отличия.
Поэтому следователь при расследовании уголовных дел по сотрудникам этих органов правосудия автоматически не должен отстранять их от должности в соответствии с ст. 114 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с законом, о назначении на должность, осуществляемую именно в «ведомственном» порядке, необходимо уведомить следователя, который находится в производстве уголовного дела, и приложить приказ о временном назначении вместо себя другого сотрудника на должность.
Конституция РФ, учитывая наличие у главы страны важнейших функций в самых разных областях довольно разной государственной деятельности, и его непосредственное место в государственной системе, предусматривает достаточно трудный порядок введения главы страны в уголовную ответственность. Прежде всего, действующий президент РФ может привлечь к уголовному аресту только за тяжкое и особое тяжкое преступление. В-третьих, привлечение к уголовным преступлениям предшествует процедуре конституции об отстранении Президента от поста. В принципе возбуждение уголовных дел против действующего президента РФ невозможно, и допустимо лишь после прекращения полномочий его главы. Во-вторых, даже после прекращения полномочий Президент продолжает использовать иммунитет от уголовных преследований.
Возбуждено уголовное дело по нему председателем Следственного Комитета РФ п. 8 часов. 1 статьи 448 УК РФ и дальнейшая судопроизводственная процедура предусматривает специальный порядок, предусматривающий согласие обеих палат ФС РФ.
Похоже, что временное отстранение депутата от должности представителя органа власти, независимо от уровня его деятельности, невозможно. Это даже не то, что депутат избирается в результате голосования граждан. Многие посты в исполнительной власти являются также выборными и их лица выбираются населением, а их можно отстранить от должности по ст. 114 УК Российской Федерации.
Мера процессуального принуждения – такая как временное освобождение от должности не избирается автоматически, а действует только в случае предъявления лицам обвинения или присвоения статуса, подозреваемого.
Основания временного отстранения от работы
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Прошу обратить внимание, на то что право на труд занимает особое место в Конституции РФ. Данное право охраняется в государстве с особой важностью и осторожностью. В Уголовном процессуальном кодексе далее – УПК Российской Федерации предусмотрены статьи где описаны подробно какие могут быть основания и судебное решение об отстранении от должности.
Если за основу рассмотреть Уголовно-процессуальный кодекс, то можно пристально изучить статью 114 УПК РФ, и понять, что в ней ни слова не говориться, что органы следствия или же органы дознания доказывали судье что подозреваемый или обвиняемый будет намерен использовать свое служебное положение, или свой высокий чин, чтобы как-то повлиять на ход развития следствия во вред уголовному делу.
Отмечу, что главные общие основания о временном отстранении от работы прямым образом вытекают из содержания УП закона, и представлены в статьях. Уголовно Процессуального кодекса РФ, относящихся к мерам пресечения.
Также общие основания применения других мер процессуального принуждения указаны конкретно в ч. 1 ст. 111 УПК РФ и в ст. 97 УПК РФ:
1. Если на конкретной ведомственной должности находиться подозреваемое лицо, то оно будет продолжать преступную и общественно опасную деятельность.
2. Лицо, которое занимает определенную должность, в силу своего влияния может оказывать влияние на свидетелей, или иным участникам уголовного процесса, либо вовсе сможет уничтожить важные доказательства по определенным уголовным делам.
Я не могу не отметить тот факт, что при необходимости отстранения того или иного сотрудника от должности необходимо указать конкретные ситуации, которые бы обусловили данную необходимость, например:
– должностные лица, которыми могут быть совершены преступные деяния по месту работы, где преступления были совершены этими лицами.
– если лицо может использовать свое служебное положение и может повлиять своим служебным положением на ход дальнейшего расследования уголовного дела
– если лицо занимает руководящую должность, и входе процесса расследования может как то исходя из своей должности повлиять на свидетеля или вовсе скрывать какие-то необходимые документы, либо уничтожить их.
Порядок временного оформления отстранения от работы
Всегда и во все времена существовали законы защищающие трудовое право человека. Если говорить о правах на труд, то почти все Конституции Советского Союза защищали права на труд нашего гражданина. Труд для любого человека является свободным, каждый имеет права на свободу выбора профессии, рода деятельности и должности – так гласит закон.
В статье 56 Конституция РФ описывается список определенных прав граждан, не подлежащих ограничению, но список прав, не подлежащих ограничению, является полностью описанием статьи 56 Конституция РФ. Это означает, что право труда может быть ограничено в уголовной сфере.
Для освобождения обвиняемого от должности должны существовать следующие обстоятельства:
– если лицо обвиняемое или подозреваемое в уголовном преступлении может продолжить свою преступную деятельность при применении собственных служебных позиций;
– если у лица, занимающего должность существует вероятность препятствовать установлению истины, изъятию документов, либо воздействовать как-то, либо на свидетелей из числа служащих или подчиненных.
Если рассмотреть мнение доктора юридических наук Якупова, по этому поводу, то он считает, что такое отстранение от должности лица, имеет близкое отношение к некоторым мера пресечения, но одновременно это безусловно самостоятельный вид процессуальных принудительных мер так как ограничивает личное неприкосновенное право в выборе собственного рода деятельности или профессии.
Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает судебный порядок временного отстранения от должности инициируемых стороной обвинения. Тем самым, если необходимо отстранить от должностных обязанностей человека занимающего пост руководителя высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации, предусмотрена специальная процедура, на которой как я уже писала выше, достаточно составить представления Генпрокурору на имя Президента Российской Федерации о временном отстранении от должности данного обвиняемого или подозреваемого лица, но обязательно учитывать, что данная процедура предусмотрена только ля тяжких и особо тяжких уголовных преступлений.
Нормы устанавливают наказание по делу о нарушении должностного лица по статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации. Отстранение от должности, как правило, называется дисквалификацией.
При безусловном определении таких наказаний как дисквалификация или деквалификация, затрагивается уже материальное право, и по этой части безусловно принят ни один нормативный акт, например, такие как Постановление Правительства Российской Федерации от 11. 11. В 2002 году. 805 «Об утверждении и ведении реестра незарегистрированных лиц», Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02. 02. 08. 2005 г. 483 «Об уполномоченном органе, осуществляющем формирование, ведение Регистра Неквалифицированных лиц». Обязательно следует обозначить, что дисквалификация и деквалификация являются административным наказанием, это также говорится в упомянутая НПА РФ.
С согласие прокурора могут рассматриваться жалобы дознавателя или следователя, об этом указано в Уголовном кодексе Российской Федерации. Но в такой ситуации сложно определить порядок рассмотрения ведь статья 114 УПК РФ не говорит, что правила рассмотрения устанавливает 165 УПК РФ
Предлагается реализовать механизм юриспруденциальной ответственности при увольнении с должности в уголовном деле:
1. Документ о возбуждении уголовного дела, а именно акт, обязан соответствовать требованию судом.
2. В первую очередь данную информацию необходимо предоставлять самому обвиняемому или подозреваемому в уголовном преступлении, тем самым мы обеспечиваем его конституционно право на судебные прения.
3. Заседания суда по рассмотрению временного отстранения от труда работника должно быть полностью открытым, и на нем может присутствовать любое заинтересованное лицо.
4. Только после полного отстранения должностного лица от обязанностей, должно начаться судебное расследование касающегося обвиняемого или подозреваемого в уголовном деле.
5 Представление правонарушений потерпевшего как участника преступлений инициирует расследование временного отстранения от должности подозреваемого и обвиняемого.
Правовые последствия временного отстранения от работы
Иногда бывают ситуации, при которых сотрудника не допускают к работе - например, при появлении в алкогольном опьянении или при не прохождении обязательного медицинского осмотра. В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации приведен список случаев, в которых работодатель должен отстранить сотрудника от работы, но порядок документальной оформленной отстранения не регламентирован. Таким образом, на практике появляются вопросы по применению этой нормы в практике.
В настоящей статье мы рассмотрим причины отстранения сотрудника от работы и недопуска его на работу, даем комментарии, приведем примеры необходимых документов для подготовки документов в таких случаях.
Если рассмотрим статью 76 Трудового кодекса Российской федерации под пунктом 3, которая гласит, что в случает отстранения работника от труда – заработная плата не начисляется, однако, если сотрудник не прошедший обязательное обучение, либо обязательное прохождение медосмотра по собственной вине, то его могут склонить к оплате простоя рабочего времени. Такие правила оплаты временной простоя указаны в статье 157 Трудового кодекса РФ.
Если отстранение от работы незаконно, работодатель должен возместить работодателю, не полученный ему заработок. (ст. 234 ТК РФ).
Ответственность за незаконное отстранение от работы
Понятие «отстранение от работы», может обозначать только принудительный характер запрета на посещения основного места работы работник, но и выполнения на ней любых профессиональных обязанностей, такой запрет может вынести и сам работодатель.
В статье 76 ТК России перечислены случаи, в которых работодатель имеет права или даже обязан отстранить работника от работы. К таким случаям относятся следующие:
– работника застали на рабочем месте в алкогольном, наркотическом или токсическом состоянии, либо застали за распитием/употреблением запрещенных веществ либо алкоголя;
– сотрудник своевременно не прошел обучение, обязательно необходимое для его должности, а также не прошел во время проверку знаний по охране труда и техники безопасности;
– не своевременное прохождение, либо вовсе отказ от прохождения медицинского осмотра (психиатрического), которое необходимо для занимаемой должности сотрудника;
– либо если сотрудник все же прошел медосмотр, но в ходе него были выявлены такие противопоказания, с которыми дальнейшая работа на занимаемой должности невозможна.
– если имеется такое требование от органов власти или должностных лиц, которые уполномочил закон такими правами.
– Другие случаи, предусмотренные федеральным законом и другими нормативными актами Российской Федерации. Если имеется медицинское заключение, что данного работника необходимо перевести на другую должность, в связи с невозможностью им выполнять свои должностные обязанности по состоянию здоровья, а подходящей должности для перевода не существует на предприятии или организации где трудоустроен сотрудник, то работодатель обязан на законных основаниях отстранить данного сотрудника от должностных полномочий до четырех месяцев, если иной срок не указан в медицинских рекомендациях или заключении.
Замечу, что оформление такого отстранения, требует внимательной работы с законом и документам, если будет допущена хоть одна маленькая ошибка – такое решение должностное лицо может запросто оспорить и восстановится на свое рабочее место. Также работодатель, отстранивший работника на незаконных основаниях должен будет выплатить данному сотруднику тот заработок, который он не получил во время отстранения его незаконным путем.
Напомним, что согласно ст. 157 ТК РФ время простоя:
- по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника;
- по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее 2/3 ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
В соответствии с 234 статьей ТК Российской Федерации руководитель предприятия, отстранивший гражданина от рабочего места без надлежащих оснований, обязан выплатить материальный вред, причиненный ему в результате этих действий.
Лицо безусловно может претендовать на компенсацию, в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, возникшую в результате недобросовестных и некомпетентных действий от руководства.
Исходя из содержания пункта 5.27 статья КоАП Российской Федерации можно запросто привлечь такое должностное лицо к административной или дисциплинарной ответственности.
В случае необоснованного отстранения работника работодатель должен составить текст обоснованной жалобы на работу и обращаться в один из вышеперечисленных инстанций.
– Районный суд;
– Прокуратура;
– Госинспекция труда РФ.
Если удается подтвердить нарушение прав руководством, то сотрудник должен незамедлительно восстановиться на месте работы.
Кроме того, оплачивается пропущенные дни в этой ситуации, зарплата уплачивается как за вынудительный прогул, так и за моральный ущерб, причиненный руководством незаконным действием.
Если лицо имеет документальное доказательство ненадлежащего трудового законодательства руководителем предприятия или свидетелями, соответствующие документы должны дополнить жалобу и иск.
Если подводить итоги всему вышенаписанному, то скажу, что временное освобождение подозреваемого от должности обладает самостоятельными основаниями применения, которые несколько отличаются от оснований выбора мер пресечения в отношении подозреваемого. Эта мера принудительного исполнения не может быть применена депутатами, законодательными представителями органов госвласти и местных органов власти, судами.
В целом процессуальные решения по временному освобождения от должности относятся к аресту, но имеют определенные отличия по правовому характеру рассматриваемых уголовных решений. В Конституцию РФ желательно дополнить ст. 114 и определить основы применения временных отстранений от должностей.
Считаю, что необходимо немного поменять конструкцию данного положения в законе об отстранении Высшего руководителя субъекта РФ, в том числе предусматривать возможность применить эту меру принуждения по любому случаю, независимо от уровня совершенного субъектом преступления, а разрешение на этот вопрос может принимать не Президент РФ, а Суд субъекта РФ.