Найти в Дзене
Открытая семинария

Самая большая Тайна Христианства

Оглавление

-- Я дерусь из-за несогласия по одному богословскому вопросу, - сказал Арамис.
-- Да, одно место из блаженного Августина, по поводу которого мы не
сошлись во мнениях, -- сказал д'Артаньян.

Христианство содержит в себе много тайн и загадок, но, бесспорно, самым загадочным и противоречивым, самым разделяющим и объединяющим, главным и самым, пожалуй, непонятым людьми было таинство святого Причастия. Ни один другой вопрос не был так важен для поддержания церковной власти, и ни один другой вопрос не вызывал в истории столько войн и конфликтов. Ни один другой религиозный, идеологический, политический, экономический спор не имел таких сильных и прямых последствий для формирование политической карты мира и современного политического расклада.

Евхаристия. Причастие. Вечеря Господня. Это то, что, по сути разделило некогда единую Церковь на Восточную и Западную, сформировав два громадных гео-политических пространства. Это то, что вызвало протестантскую Реформацию, череду войн, определило контуры современных Европейских государств и во многом оформилу культуру и менталитет многих современных народов.

Я говорю безо всяких преувеличений, со всей ответственностью профессора богословия и церковной истории. Конечно, были и другие факторы, ответственные за вышеперечисленные и прочие процессы, но главным фактором, главным предметом противоречий, сердцем конфликтов было радикальное несогласие в вопросе о значимости вина как крови Христа. Вот, парадокс, ни по какому другому вопросу не пролилось столько много крови, как по вопросу о значимости крови Христа. Это настоящий камень преткновения. Если быть супер-кратким, то вот как можно представить три основные позиции (я не ассоциирую себя ни с одной из них).

-2

Католическая

- хлеб и вино превращаются священником в буквальные тело и плоть Христа, наделенные всеми физическими свойствами крови и плоти. Это «пресуществление» (transsubstantiatio), doctrina de fide.

Православная позиция

более склоняется к тому, что Тело Христово присутствует в Евхаристии не физически, а таинственно. Википедия суммирует эту позицию:

Термин «пресуществление» является нововведением в православное богословие, а прославленные православные святые отцы ни соборно, ни в своих трудах не объясняли детально сам процесс преложения Святых Даров в Тело и Кровь, они ограничились лишь понятием «Таинство» применительно к этому процессу.
-3

Протестантизм

в целом отвергает пресуществление. Мартин Лютер в трактате «О вавилонском пленении церкви» подверг критике представление о том, что хлеб и вино превращаются, теряя свою природную субстанцию. Католическая доктрина "преосуществления", согласно протестантизму, не имеет поддержки в Писании и создана ради безграничной власти церкви над людьми верующими. Нет никакого повода предполагать, что хлеб перестает быть естественным хлебом. Это - консубстанция (лат. consubstantialitas, от con — с и substantis— сущность), то есть учение о духовном присутствии в Святом Причастии Тела и Крови Христовой. Эта позиция ближе к православию, чем к католицизму.

Какая же из этих позиций - правильная? Разумеется католическая, скажет католик. Православная - воскликнет православный. Протестантская - скажет протестант. А что скажет Открытая Семинария?

-4

А ОС скажет, что нельзя правильно (то есть от Писания, от Духа) ответить на неправильно (не от Писания, не от Духа) построенный вопрос. Друзья, все так просто, что кому-то надо было это запутать. Ради власти. Вот мы с вами даже не распутаем, а разрубим мечом Божиим этот клубок противоречий. вы сами это сделаете - какой бы вы "позиции" изначально ни придерживались. Я лишь вложу вам в руки этот обоюдоострый меч!

Итак, обратите внимание - все вышеобозначенные позиции зачем-то стремятся ответить на вопрос, который менее всего (если вообще) интересовал Иисуса Христа - это вопрос о том, что происходит с хлебом и вином. Что происходит с теми продуктами, которые они принесли с собой с рынка. Нет! Иисус Христос смотрит не на то, что происходит с этими продуктами (и на Вечере в ранней церкви принимали любую пищу). Он смотрит - и указывает - на то, что происходит с принимающими! С человеками!

-5

Вот и все! Если мы поймем, что Иисуса не интересовали сотни томов, написанных спорющими богословами о той природе изменений, что происходит с хлебом и вином, если мы освободим себя от этого "бремени неудобоносимого", то мы сможем посмотреть туда, куда смотрел и указывал Иисус - на учеников, на принимающих Вечерю, Евхаристию. Что происходит с ними? Какое преображение происходит в них? В нас, принимающих хлеб и вино? Вот как должен изначально ставиться вопрос. Но богословов больше интересовали вопросы, типа, что будет с церковной мышью, если она съест кусочек освященного хлеба? Попадет она в рай? Или в ад? В качестве кого? Мыши или...?

Я не хочу тут никого винить в том что произошло, в этом радикальном смещении фокуса внимания. Что произошло - то и произошло, тому должно было произойти. Должно было быть и разделениям, чтобы какая-нибудь "Единая инквизиция" какой-нибудь самой-преправильной церкви не повыжгла всех "еретиков", типа меня. Потому как Иисус сказал, что организованная религия всегда убивала и будет убивать Божиих людей: "Как гнали Меня", сказал Он, "так будут гнать и вас". А как гнали Его? Кто гнал Его? Так-то.

Но вернемся к вопросу об Евхаристии - на этот раз к верному вопросу: Что делает Евхаристия не с евхаристией (хлебом и вином), но людьми? С вами? Со мной?

-6

А делает она, конечно же (как всегда, и как все) то, во что вы верите. Все делается, дается по вере. Во что люди верят - то они и получают. Вы можете это себе усвоить? Попытайтесь. Это поможет вам, для начала, хотя бы верить в то, что вы исповедуете. Вот, вы пришли в церковь ко причастию. И как вы верите, так вам и будет - по вере вашей будет дано вам. И разве это не радость? Разве не облегчение? Разве не здорово знать, что ваши ожидания от причастия - не напрасны? Что то, на что вы надеетесь, получая причастие - да будет вам? Супер!

Но вот тут я и хочу задать вам вопрос, чтобы, если возможно (и кому дано принять) многократно умножить ваши благословения. Что вы ожидаете от причастия? Подумайте хорошенько, вспомните, что вам говорили, чему учили катехизаторы, что говорил батюшка. Конечно, по разному немного все говорят, но в целом вы верно уловили. Ну? Вспомнили? Прощение грехов!

Вот, приведу здесь комментарий одной из постоянных читателей ОС - и этот комментарий и заставил меня обратиться к освещению этой темы:

Вера Александровна ОлегАлександрович, вот Вы пишите: "Если вы вошли на территорию Царства (Святилища), то вы уже чисты. Если вы вошли вратами, конечно - верою в Жертву Сына Божия: Сына за сына! За дочь! Все! вам поверили, вас впустили, вас приняли! Вы очищены! Не заводите вновь свою старую шарманку с перечнем грехов - о, как они уже надоели Богу! Он давно их простил и забыл. Не напоминайте Ему о них! Не сердите Его!" А как же быть с повседневными грехами: где-то соврал, в чем-то осудил ближнего, на кого-то обиделся, раздражился, обьелся, возгордился итд итп Эти и подобные изо дня в день повторяющиеся грехи разве не нуждаются в таинстве исповеди, а затем и во врачевании Св.Телом и Св.Кровию Христовой. В одной из Ваших недавних статей были рассуждения о том, зачем ходить в Церковь. Ваш ответ, чтобы совместно славить Христа хорош, но он не основной. Православные ходят в Церковь, чтобы через Таинство Евхаристии соединиться со Христом, приняв Его Святое Тело и Его Святую Кровь.

Великолепный вопрос! Правильный вопрос! Вы заметили? Это уже вопрос человека, побывавшего в Святилище и рвущегося туда снова. Это не вопрос схоластический, типа "а что там такое происходит с хлебом на химическом уровне"? Это вопрос ребром! и я отвечу на него.

-7

Да, дорогая Вера Александровна, именно это вы и получаете с причастием - то, во что вы верите! Вы приходите за прощением и отпущением и врачеванием новых, свеженьких грехов! Ура, ура! Вы это получаете. И вы идете домой счастливая. Но дома муж опять объелся груш, и вы на него крикнули, на детей цикнули, по телефону кому-то немного соврали, какую-то ерунду по интернету глянули и, ах, к вечеру вы думаете - вот, только причастилась, и впору опять причащаться! Когда там следующее? Дотянем!

Так или не так? Поправьте, если что. Я не в вакууме живу, есть у меня много прекрасной религиозной родни, даже церковные служители, и кое-что я знаю. И потом пошла рутина. Раз уж согрешили по-маленькому, то все равно надо будет очищаться потом, на причастии, а пока приходится во всем этом ходить. Прорвемся! После следующего причастия я опять буду чувствовать себя чистенькой! И попробую протянуть подольше.

И вдруг вы узнаете с Открытой Семинарии, что в состояние и пребывание в чистоте и святости вы можете зайти в любое время. И это радует вас. Но и тревожит: как так? Ведь раньше я очищенной могла себя чувствовать только несколько минут или часов после причастия. Какое же право я имею теперь чувствовать себя святой? Очищенной? Способной ходить во Святилище? Быть в Путешествии в себя? Здесь что-то не то... И вы включаете синдром вины, низкочистотный, и низкочастотные сущности пируют. Но вы знаете, что с причастием вы снова отгоните этих угрызителей вашей совести. Но ненадолго.

Вот такое оно, духовное путешествие человека из Стана - вверх-вниз, вверх-вниз. Американские горки. И вам хочется, вроде, войти в Покой святилища, о котором говорит апостол Павел, который завещал Господь Иисус. Но вы не привыкли долго задерживаться на территории святости. И вы говорите себе: нет, буду как раньше, переживать "святые" моменты, когда я во святой церкви, со святыми людьми, принимаю святое причастие. А потом буду влачить существование, темноватое, но потом опять будет духовный салют евхаристии... Так и идет жизнь - по кругу. А вы хотите вверх. Хотите или нет?

-8

Так вот, если вы хотите идти вверх, то вам нужно принять причастие не в Стане, а во Святилище, в Верхней горнице. Вы можете принимать причастие в самом роскошном соборе, но все же принимать его в Стане. Или вы можете принять причастие даже в комнате верхнего этажа (как было в случае с учениками), но принимать его вы будете во Святилище.

Как это? О чем это ты, ОС? А вот о чем: причастие не ограничивает вас прощением свеженьких грешков - это вы так себе решили (не без подсказки извне, разумеется). "Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после" (Ин 13:7) - так сказал Иисус Христос Петру на Тайной Вечере. И до сих пор не знают. Иуде никакое причастие не помогло, а апостол Павел пишет о том, что многие едят вечерю (евхаристию) недостойно - то есть получают только частичные ее плоды, только крохи:

27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.

28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей.

29 Ибо кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.

30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.

32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуждёнными с миром. 1-е послание Коринфянам 11

То есть он говорит, что принимающие евхаристию "недостойно", не в полноте ее, спасается-таки, но проходит через наказания, суды Господни, чтобы "не быть осуждёнными с миром" - то есть спастись. То есть люди, верующие люди, принимающие евхаристию не в ее полноте, спасаются, но "многими скорбями", или "как головня, выхваченная из огня". И тут все благочестивые религиозные люди захлопают себе в ладоши и поспешат признать: "Да хотя бы через болезни и скорби! Хотя бы через немощи и раннюю смерть! Хотя бы как головня, но спасенная!" И это, типа, такое страдательное благочестие - "я страдала страданула". Даже гордость какая-то религиозная появляется: "Вот, у меня такие лишения, такие болезни, такая пустыня!"

Это - принятие евхаристии в Стане, о которой и говорит здесь апостол Павел. Оно достигает цели спасения - путем скорбей и испытаний, греха и покаяния. Но оно не дает человеку той силы, которую в себе содержит для того, чтобы человек жил победоносной жизнью, а не жизнью ожидаемого греха. Чтобы человек был здоров, то есть по заповеди "господствовал над своим телом" и мог нести исцеление другим. Чтобы человек жил не в религиозной слабости, чуть дыша, но чтобы жил в полноте Силы Божией, дыша полной грудью. Вот - истинное назначение, истинный потенциал евхаристии!

Хлеб и вино во Святилище
Хлеб и вино во Святилище

Как его получить? Очень просто - принимая верою полную и главную значимость этого дара. Дело в том, что главной целью евхаристии, которую Иисус совершил для Своих учеников, было не прощение их грехов, преобразование их природы в божественную, в сыновей и дочерей Бога. Смотрите, Иисус говорит им, что они (кроме Иуды) - уже чисты и омыты. "Омытому надо лишь ноги омыть", утверждает Иисус Христос. Они и так спасены! Что же Он делает? Что еще, кроме спасения, хочет дать им этот Сын Человеческий?

Братание

Сыновство Божие! Дочеринство Божие!

26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Моё.

27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все,

28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

30 И, воспев, пошли на гору Елеонскую. Евангелие от Матфея 26

Иисус дает ученикам хлеб и вино с тем, чтобы они ели и пили и становились... как Он! Вот она - полнота Таинства! Незамеченная, неотмеченная, невостребованная до сих пор! Но теперь мы принимаем всю полноту Евангелия! Иисус говорит ученикам: Ты и Я - одной крови! Ты и Я - одной плоти! Ты и Я!

Воистину, они еще не знали, что Он делает! Что Он делает их - Своими настоящими братьями - и никем меньше! Братьями не только по Духу, но и по плоти и по крови! Если можете это вместить - вместите!

-10

И обратите внимание - Иисус не говорит, что это делается "во прощение грехов". Вы ведь так раньше думали - во прощение грехов? Но Он говорит, что тут все в тысячи раз круче: "во оставление грехов"! То есть полная, главная значимость Евхаристии - не в спасении от грехов, а в победе над грехом! Вы улавливаете разницу? Иисус дает людям куда больше, чем прощение грехов - Он дает победу! Победу над грехом, болезнями, немощами, над бесами, демонами и сущностями, над сатаной, над всеми силами ада! Он готовит учеников не к жизни непрестанного грех-покаяния, а к жизни непрестанной Победы! И не только учеников! Потому из церкви и ушла Сила, что ее просто не принимают. Ей нет места. В нее не верят. И по вере дается им.

Смотрите, последнее на сегодня - Иисус с учениками подчеркнуто проводит Вечерю не в религиозном храме, а в подобии внутреннего, человеческого храма, храма тела:

9 Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?

10 Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдёт он,

11 и скажите хозяину дома: «Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?»

12 И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Евангелие от Луки 22

В чем значимость такого выбора? А в том, что Иисус Христос, как Первосвященник, как Вождь спасения вел учеников в их внутреннее Святилище, устланное покрывалами. Только священник мог есть во Святилище хлеба предложения и пить вино завета! Хотя царь Давид туда тоже прорвался, и ел, и пил, и дал бывшим с ним. Вы начинаете понимать? Иисус привел учеников, а вместе с ними и нас, во Святилище, в то, что укрыто покрывалами многими - в храм нашего тела, в верхнюю горницу. И там (!!) провел с ними Вечерю! Там, где вопрос не стоит об их спасении - они уже спасены. Там вопрос стоит об их сыновстве и священстве! Об их превращении, по Духу, по плоти и крови - в брата Иисуса Христа, в сына и дочь Бога.

-11

Именно там, на Вечере, в Верхней горнице, в этом импровизированном Святилище (где Тело Христово - там и святилище) Иисус сказал свои самые могущественные и самые непонятые слова:

Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня. Ин. 13:20

Что Ты делаешь с нами, Иисус? За кого Ты нас почитаешь?? А за кого почитаете вы себя? - спрашивает в ответ Иисус Христос. Вы вообще приняли полноту Моей жертвы, или так, грешки замаливать пришли?

Друзья, мы неизбежно вернемся к этой теме, поскольку нам с вами еще предстоит в нашем Путешествии в себя приступить, как священники, к этому хлебу, к этому вину - и есть, и пить. Потому что мы входим верою туда, куда должны - на территорию Святилища, территорию Царства. И опять-таки - с Иисусом: Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

Скажите, Иисус уже в Царстве? Можем мы пить с Ним новое вино? Можем, должны и будем! Ради вящей славы Отца, ради принятия полноты жертвы Сына, ради присутствия Духа Святого, ради счастья людей, ради вас самих!

-12

Выводы ОС

Мы получаем только ту часть Божиих обетований, которую мы готовы с вами принять. Не стоит снова затевать затяжные кровопролитные религиозные войны, не стоит рвать на себе рубаху самых лучших, не стоит писать новые тысячи томов в пользу транссубстанции или консубстанции. Стоит молитвенно задуматься - где я хочу принимать Вечерю - в миру, в Стане или во Святилище? Выбирая для себя (а это ваш выбор, который стал возможен с вашим ознакомлением с этим вопросом на ОС - раньше этого выбора у вас не было), в какое из этих трех пространств вы себя помещаете, вы выбираете, соответственно, и законы, и "льготы" соответственно мира, стана и Святилища. В миру - одни законы, и одни преимущества - ты можешь попробовать сделать себя там счастливым "без Бога". Не получилось? Естественно. Переходим в религиозный Стан. Может здесь повезет? И тут действительно приходит счастье, но бывает скоротечно, а в целом жизнь наполняется новыми страхами и заботами - которых и в миру не было. Но тут уже есть надежда на то, что может быть, пострадав побольше, "как следует" - спасешься.

Есть, наконец, и Святилище, куда вводит нас Иисус Христос. И здесь мы не просто счастливы - во все время пребывания в нем (так и знаем, внутрь мы или в стане) - но и победоносны! Мы разгоняем мрак! Мы изгоняем бесов! Мы прогоняем болезни! Мы изменяем весь наш мир - и иначе уже не можем! Если вы еще не отправились с нами в это самое главное Путешествие вашей жизни, в это Сорокадневное путешествие в себя, к Богу, во Святое Святых - то мы приглашаем вас присоединиться, войти воротами - то есть вернуться к предыдущим публикациям цикла.

(В рамках цикла см. (1) Семь покрывал Скинии как Семь тонких тел человека, (2) Приглашение к Путешествию в себя, (3) Путешествие в себя: во Дворе, (4) Информационная мастурбация и самый Великий Пост, (5) Уроки Созерцания, (6) Второй урок Созерцания: вижу Отца Творящим, (7) Трудно быть Богом?, (8) Строим БАМ, (9) Из чего же, из чего же... (10) Путешествие в Себя, (11) Третий урок Созерцания: Одна нога здесь, другая там, (12) Путешествие в себя: еще о духовном зрении, (13) Исповедь Сталкера, (14) Сколько продлится объявленный ОС Великий информационный пост?, (15) Общий план Путешествия в себя, (16) Закон Провозглашения, (17) Проческие провозглашения, (18) Станция музыкальная, (19) О людях-декорациях, (20) Алатырь: переход со станции Жертвенник на станцию Благодарение, (21) Станция Ангельская, (22) И сделай себе Море, (23) Утренняя молитва для сыновей и дочерей Бога).

Я пишу не от какой-то деноминации, не по заказу, не от книжки какой-то мудрой, не от ума великого - я пишу это по откровению Божию. И это делает наше Путешествие - совершенно особенным

Практические выводы о причастии

Принимайте причастие где и как вы хотите, как привыкли, или как не привыкли - формат тут совершенно не важен. В Ранней церкви это вообще были маленькие пирушки, агапэ - вечери любви. Там все кушали, с молитвой, но без священников (они появятся только к 7-8 векам) и особых церемоний. Люди братались через это - главный смысл Вечери был (и остается) братание со Христом и братьями и сестрами, и провозглашение и утверждение своего сыновства (дочеринства) Божия. Это были вечеринки (вечери) радости и веселья! Люди собирались, ели все, что было им предложено, пили вино, пели песни, вспоминали о Христе, радовались во Святом Духе, прославляли Отца, выстраивали отношения с братьями и сестрами.

Не в формате дело, но в том, что мы вкладываем в это. Что мы верой хотим, надеемся получить? Прощение грехов более-менее до следующей получки? Или сыновство? Новые болезни и страдания, "необходимые" для спасения людей в Стане? Или Силу над врагом, которую получают сыновья и дочери Божьи во святилище? Выбирайте! С кем поведешься, от того и наберешься!