Андрей МУСАЛОВ
Опубликовано в журнале «Пограничник Содружества». №3 2005 г.
Брестская пограничная группа — главные ворота Беларуси и Союза Независимых Государств. Поток желающих пересечь границу, здесь просто огромен. К сожалению, немало и тех, кто пытается это сделать незаконно. Бывало через контрольно-пропускной пункт в Бресте пытались «прорваться» даже опасные преступники. Пример из недавнего прошлого — в Бресте задержали опасного террориста.
Нарушители используют разного рода подделки документов, порой такого качества, что даже опытный контролер неспособен их распознать. На этот случай в Бресте существует уникальное подразделение — экспертно-криминалистическая лаборатория. Благодаря ей попытка «прорваться» через границу на этом участке фактически обречена на провал.
Две маленькие комнатки в помещении Брестского вокзала, несколько столов и шкафов с приборами, и документацией — вот, вроде бы, и вся лаборатория. Однако самое ценное здесь — специалисты: несколько офицеров и прапорщиков, которых возглавляет подполковник Михаил Степнов.
Степнов являет собой замечательный образец современного офицера — ученного и интеллигента. О своей работе он рассказывает с неподдельным интересом. То же относится и к остальным сотрудникам лаборатории. Они часами могут просиживать над страницей «подозрительного» паспорта, выявляя, например, неточности в микротексте.
Специалисты лаборатории демонстрируют мне свое оборудование: спектральный телевизионный люминесцентный микроскоп, электронный микроскоп и некоторые другие приборы. Все это позволяет проводить самые разные исследования документов. Вовсе необязательно разглядывать документ через окуляры микроскопа — его семидесятикратное увеличенное изображение появляется на экране компьютера. При необходимости нужный фрагмент можно тут же распечатать на цветном лазерном принтере.
Примечательно, что большая часть приборов и оборудования разработана и создана в Беларуси, на НПО «Регула». Представители этого научного объединения уже долгое время эффективно сотрудничают с Государственным комитетом Пограничных войск. Благодаря непосредственному общению предприятия и пограничников, все новинки быстро воплощаются в «металле», без бюрократической волокиты и излишних согласований.
— И все-таки, какой способ подделки документов наиболее распространен? — интересуюсь я у Михаила Геннадиевича.
Оказывается, самый примитивный — замена фото. Иногда преступники меняют целиком всю фотографию, иногда — лишь изображение лица. Разумеется, профессионал при детальном осмотре легко «вычислит» подобную подделку. Но в плотном потоке пассажиров у преступников есть шанс проскочить с такой "липой". Кроме того, часто подделывают печати. Прежде поддельные печати вырезали из резиновой, или мастичной болванки, реже создавали полную копию металлической печати. Нынче, благодаря расцвету множительной и печатной техники, способы подделки оттисков стали гораздо более изощренными. Зачастую, для их выявления не обойтись без специальной техники.
«Гонка вооружений» между теми, кто изготавливает документы и теми, кто их подделывает, продолжается непрерывно. Стоит появиться новой технологии защиты документа, как преступники тут же придумывают способ ее обойти. Микротекст, «вшитые» ленты, водяные знаки — для тех, кто подделывает документы это уже вчерашний день.
Не так давно многие страны ввели паспорта с поликарбонатной защитой. Плотная защитная пленка, казалось бы, надежно защищала «паспортину» от происков преступных элементов. Однако, спустя короткое время брестскими пограничниками были выявлены подделки таких новейших документов. Каким-то образом преступникам удавалось расслаивать поликарбонатный слой и заменять фотографию. Особенно часто встречались фальшивые литовские паспорта.
— Пока мы не знаем точно, как преступникам удается подделывать такие документы, — рассказывает подполковник Степнов. — но уже удалось разработать надежные способы по выявлению и таких подделок.
Вскоре ожидается переход многих государств на паспорта с повышенной степенью защиты — с антропометрическими данными. Сканирование сетчатки глаза, отпечатки пальцев и прочие ухищрения по идее должны способствовать делу борьбы с террористом и незаконной эмиграцией. Однако это означает и новый виток «гонки вооружений». Можно с уверенностью сказать, что преступный мир не будет сидеть сложа руки и постарается преодолеть защиту новых паспортов. А специалистам лаборатории нужно будет изыскивать новые способы разоблачения фальшивок.
Как ни странно, одними из самых защищенных специалисты лаборатории считают паспорта России. Относительно простые методы защиты этих документов являются и самыми надежными. Несмотря на это, ящик одного из столов лаборатории буквально забит краснокожими книжечками. Все это «подозрительные» российские паспорта. И почти все… подлинные, но выданы незаконно. Например, было отмечено большое количество случаев, когда по российским паспортам пытались пересечь границу граждане Молдовы.
Экспертам лаборатории доподлинно известно несколько мест, где незаконно выдаются российские паспорта. К примеру, один из таких паспортных столов располагается в Ингушетии, по-видимому, в городе Назрани. Подобную «географию» несложно выяснить, внимательно изучив документы, поступившие в лабораторию.
— Бывает, что в наших руках оказываются паспорта и вовсе не существующих государств, — рассказывает начальник лаборатории.
— Это каких, например?
В ответ Степнов демонстрирует мне зеленую книжечку украшенного изображением волка — паспорт пресловутой дудаевской Ичкерии. Он принадлежал одному чеченскому террористу, которого задержали на КПП. Теперь паспорт — своего рода наглядное пособие.
Помимо паспортов Ичкерии, периодически попадаются паспорта других квазигосударств. Чаще всего они выпускаются как сувениры. Например, один предприимчивый американец поселился на брошенной нефтяной платформе, объявил это место государством Атлантида. Затем он напечатал множество паспортов своего «государства», которые принялся продавать за солидные деньги. Зачастую подобные «паспорта» не уступают по качеству настоящим: голограмма, водяные знаки, магнитные ленты — все как положено. Есть те, кто пытается путешествовать по подобным квазипаспортам, или на спор стараются пересечь по ним как можно больше границ. У кого больше штампов — тот и победил. Так, что пограничникам-контролерам следует быть не только внимательными, но и хорошо знать географию.
В целом, за последние годы специалистам лаборатории работать стало несколько проще. Неразбериха, царившая после распада СССР, постепенно уходит в прошлое. Большим подспорьем стало вышедшее в 2003 году «Положение о документах, дающих право на пересечение границы Республики Беларусь».
Сотрудники лаборатории постоянно ведут работу по обобщению и распространению своего опыта по всей белорусской границе.
Подполковник Степнов рассказывает:
— Благодаря нашему опыту был издан ряд сборников, способствующих борьбе с подделкой документов: «Характерные подделки документов», «Методики исследования документов» и так далее.
Некоторые сборники периодически обновляются и переиздаются. Благодаря им, новые ухищрения преступников и опыт борьбы с ними, быстро доходит до самых удаленных уголков белорусской границы. Сборники представляют собой отлично иллюстрированные цветные брошюры. В них просто и наглядно отражены варианты защиты документов и то, как преступники пытаются эту защиту обойти. Сопроводительный текст свободен от излишней наукообразности и поучительности — в нем все просто и понятно.
Специалисты лаборатории активно сотрудничают с зарубежными коллегами. Представители стран Евросоюза в немалой степени заинтересованы в том, чтобы именно белорусские пограничники сдерживали волны незаконной миграции, стремящиеся захлестнуть Европу.
Специалисты лаборатории неоднократно участвовали в международных конференциях, посвященных борьбе с подделкой документов и незаконной миграцией. Они получают от коллег новую методическую литературу и рекомендации, и наработки по этой теме.
— Нам здорово помогает то, что Государственный Комитет пограничных войск независим и не является частью спецслужб, — рассуждает Михаил Геннадиевич. — на западе очень щепетильно относятся к сотрудничеству со спецслужбами. Мы же, в этом смысле, свободны от подобного отношения.
Работа брестской экспертно-криминалистической лаборатории постоянно приносит свои плоды. В 2002 году ее специалистам удалось выявить 143 поддельных документа. За последующие два года число подделок сократилось до 65 и продолжает снижаться. Те, кто пытается нарушать границу используя документы-фальшивки, видимо осознают, что через Брест так просто теперь не прорваться, и потому используют другие маршруты. Хотелось бы, чтобы и другие участки границы СНГ были столь же непреодолимыми для нарушителей. Но пока об этом можно только мечтать.
Фото с сайта Госпогранкомитета Республики Беларусь