Найти в Дзене
ЖИВУТжеЛЮДИ

"Я иду туда, где знаю, что буду полезен." Знакомство с волонтером.

Не так давно переписывалась с Владом Волковым, которого знала как городского активиста. Рассчитывала, что у него есть знакомства в волонтерской среде. В ходе переписки он предложил пообщаться с волонтером, которого знал лично. Для меня это было актуально, несмотря на тот факт, что практические задания для журналистских курсов я уже выполнила. Не могу пройти мимо новых знакомств. Что поделать?

Встречу назначили в Сергиево-Посадском исполкоме Единой России. У железной двери неприятного коричневого цвета я нажала на звонок и ждала, что мне откроют. Пока домофон издавал хриплые звуки, я обратила внимание на листок бумаги, висевший с внутренней стороны окна. Выцветшая надпись гласила о том, что все желающие могут помочь жителям Донбасса, пожертвовав печатные книги классической литературы. Сначала подумала, что странно везти макулатуру людям, у которых нет воды и света. Потом вспомнила заметку одного военкора о том, что спрос на печатную продукцию на новых территориях очень высок. До сего момента волонтерство с книгами у меня не ассоциировалось. Представляла всегда ящики, крупы, бинты, автобусы, кордоны.

Дверь открылась, и я вошла в помещение неожиданно скромных размеров. Здесь был стол, занимавший почти всю комнату. Вдоль стен и на самом столе лежали коробки. Влад встретил меня у порога и сходу познакомил с Колей. Коля был молчалив. Я предвкушала неловкость в разговоре. Начал он действительно очень официально: Зовут меня Николай Кузнецов. Мне 20 лет. Я студент Сергиево-Посадского колледжа.

Пока мы разговаривали, я его внимательно разглядывала. Становилось все интереснее. Синяя футболка с партийным лейблом была немного смята. На плече тонкими буквами выбито что-то про анархию. На брови пирсинг. Зная, что это волонтер партийной молодежной организации, представляла его иначе.

– На каком факультете учишься?

– Операционная деятельность в логистике.

– Волонтером стал в колледже?

–Да. Первая организация, в которую я вступил, была от нашего колледжа. В начале не было чего-то особенного. Просто чистили снег. Завязались знакомства среди волонтеров нашего города. Я втянулся, начал записываться на все мероприятия, кроме тех, что совпадали по времени. Так услышал об организации Волонтеры Подмосковья. А потом к нам в колледж пришел Влад Волков и говорил с нами о Молодой гвардии Единой России. Я подумал: Молодая гвардия… что-то я такое слышал. Пожалуй, вступлю и туда. Сейчас я еще и член партии Единая Россия.

В этот момент я не смогла скрыть удивления. Парень двадцати лет, немногословный и при этом живописной наружности, является членом партии. Как ему в голову закралась мысль о вступлении?

-2

– Партия сулит какие-то перспективы?

– Я не силен в политике, мне просто нравится помогать. Партия дает больше ресурсов и возможностей для деятельности. Дело в том, что в Тульской области, откуда я родом, молодежная политика не развивается. Даже о каких-либо проектах Молодой гвардии я не слышал. Если приехать туда и что-то делать по мере моих возможностей, то условия станут более приемлемые. Хотя, если я поступлю туда, куда собрался, то жить ближайшие четыре года буду в Рязани. Посмотрим.

– А куда поступать?

– Рязанский Государственный Университет имени С.А. Есенина. Русская филология и национальная культура.

Какой контраст, однако! Логистика в колледже, а вышку филологическую собираешься получать. Чем рассчитываешь заниматься, когда получишь высшее образование?

– Я всегда хотел на филологию, просто Английский язык собирались сделать обязательным на ЕГЭ, а я его не знаю совсем. Поэтому решил пойти в колледж.

Настоящий русский патриот, – добавил Влад, улыбаясь. Коля усмехнулся.

– А после университета планирую отработать учителем до первой переаттестации. Потом буду заниматься репетиторством и готовить кейсы для устройства в Мастерскую управления «Сенеж». Суть кейсов в том, что нужно подробно расписать свое участие в трех проектах. Как я организовывал работу, выполнял поставленные задачи, рассказать о самих проектах. Эту папку отправляют как портфолио. Сама мастерская занимается федеральными проектами по обучению и подготовке молодых чиновников, активистов и волонтеров.

– В молодежном движении состоишь, в партии состоишь. Наверное, ты достаточно известный по посадским меркам.

Никогда не хотел такого, но теперь везде меня преследует: «Привет, Коль! Как дела?». А я этих людей не знаю. Один раз хотел бабуле в маршрутке место уступить, а она: «Я тебя по телевизору видела. Ты молодец! Сиди». Узнавать меня начали как раз после поездки в Мелитополь. Я там был осенью перед референдумом. Узнал из чата Молодой гвардии, что на Донбасс нужны совершеннолетние волонтеры. Сразу решил поехать.

– Как прошла твоя смена?

Наша гуманитарная миссия заключалась в том, что мы собирали пайки и каждый день выдавали местным жителям в пункте, который работал с 9ти до 16ти. Так же к нам приезжали машины, которые везли эти продукты дальше на фронт. Все прошло достаточно спокойно в нашу смену. А вот следующая смена попала на референдум, и там говорят, было больше неприятностей. Когда я был, конечно, подорвали соседний штаб, но это были диверсанты с СВУ (самодельное взрывное устройство). Ну стекла выбило. На следующий день их уже поменяли. Еще по нам стреляли, но ПВО отработало отлично. Через час примерно мы уже легли спать. Был один опытный парень, который уже пять смен съездил. Вот он говорил, что эта смена была самая спокойная из всех, на которых он побывал.

– Был инструктаж или подготовка?

– Да, был краткий инструктаж в Центральном штабе Молодой гвардии в Москве. Нам объяснили, как общаться в местными, ведь мы представляли нашу страну. Сказали, что нельзя забирать найденные пули, гильзы и прочее, иначе могут быть проблемы с военными при выезде. Когда приехал в Мелитополь, меня сразу отправили на пост разгрузки и сбора. Вечером, после такого буйного, поначалу непонятного рабочего дня была планëрка. Мы начали со знакомства, а точнее с придумывания позывных.

– У волонтеров тоже должен быть позывной?

– Да, конечно. Это обязательно потому что мы работаем с местным населением. И мы заранее не знаем: кто перед нами.

– Как выбирали позывные?

– Каждый выбирал сам. Только Док не выбирал, потому что он врач. Я быстро для себя выбрал: Косяк. Это было прозвище моего брата, когда мы жили в интернате. Я сам из Тульской области. У меня две сестры и четыре брата. Старшие уже жили сами, а вот мы с братом попали в интернат. Жил в нескольких интернатах, а девять лет назад попал сюда в приемную семью.

– Общаешься с родной семьей?

Да. У меня там уже двое племянников есть.

– Как выстраивались отношения с местным населением во время твоей поездки в Мелитополь?

– Есть некоторые каналы в Телеграм, где активно разгонялось определенное отношение к нам. Что мы «орки» «рашисты» и прочее. Местные ребята, которые у нас занимались разгрузкой, говорили, что по началу людей, работавших у нас в штабе, разносивших и собиравших гуманитарку, запросто могли избить. Но сейчас стало полегче, местные приходят спокойно работать. Когда я был, им даже начали платить зарплату. До этого им пайки выдавали. Еще хочу сказать: то, что волонтеры ничего не получают – это не правильное утверждение. Не испытать таких эмоций. Я ездил, общался с военными, крутыми ребятами из разных городов. Рад, что побывал там. Лично убедился, что все посылки, собранные нашими волонтёрскими организациями, туда доходят. Как раз увидел в штабе коробки с подписью: «Школа №2. Сергиев посад». Так же убедился, что рисунки школьников, письма очень важны. Общался с военным во время погрузки. У него бумажка торчала из кармашка. Я ему об этом сказал. Он развернул рисунок и с такой радостью рассказывал, что это ему девочка из первого класса нарисовала. Я понял, что это очень важно. Когда у нас в колледже собирали письма, я тоже написал. Наверное, надо было поменьше слов использовать. А то там целое сочинение получилось.

– Одно дело, когда ты делаешь что-то сверх того, чем занимаешься, а другое – это когда помощь людям связана с очевидным риском. Как ты решился?

– Я легко на это пошел. У нас в деревне Топорково есть интернат, куда привозили беженцев. Мы от нашего колледжа ездили туда помогать с расселением. В этой суматохе у кого-то с грохотом упал чемодан. Были дети, которые сильно испугались. Мы увидели эту картину и подумали: так не должно быть. Когда ребенок боится каждого шороха, ожидая от него опасность, охота как-то это исправить.

– Как к твоему решению отнеслись близкие, окружение?

– Скажем так: мои приемные родители изначально и к волонтерству не очень отнеслись: «Ты будешь время свое тратить!». Отчасти они правы, конечно. Я действительно много времени трачу на волонтерство. Потом ночью дописываю конспекты, практические работы. Сестра, например, была вообще против, что бы я ехал на Донбасс. У нее на заводе, где она работает, много мужчин ушли по мобилизации. Кто-то рассказывал всякое, и она прям была крайне напугана. Хотя я пытался ее убедить. Говорил, что я не на линии фронта, я далеко. Даже если фронт начнет на нас двигаться, я смогу пешком уйти. Брат сказал, что я красавчик. Это его дословная цитата.

– С чего началось твое волонтерство?

Я был не особо общительным подростком. Очень стеснялся того, что приемный. Всегда было лучше помалкивать о таком. Поэтому ни с кем не общался. Гулять не ходил, ни о каких движениях не знал. Потом я провинился по поведению. Очень серьезно. И после этого Татьяна Евгеньевна (зам. директора по воспитательной работе) пригласила меня на разговор. Она казала, что нужно исправлять мое личное дело, поэтому она записывает меня в волонтерскую организацию при колледже. Дала график ближайших мероприятий с указанием обязательно на них присутствовать.

В первый день пришел к 11-ой школе для уборки территории. Мне было некомфортно: какие-то непонятные люди ходят, общаются. Но они как-то сразу меня приняли. Мы чистили снег и вроде весело провели время, пообщались. Потом я стал и на выездные мероприятия записываться. Как только видел какое-то мероприятие сразу соглашался участвовать.

Мы встречались с Колей повторно. Он провел для меня экскурсию по своему колледжу.
Мы встречались с Колей повторно. Он провел для меня экскурсию по своему колледжу.

В колледже есть небольшой кабинет для внеклассной работы. Здесь студенты собираются для общения и совместной работы над творческими и учебными проектами.
В колледже есть небольшой кабинет для внеклассной работы. Здесь студенты собираются для общения и совместной работы над творческими и учебными проектами.

-5

-6
В этот день проходила репетиция спектакля.
В этот день проходила репетиция спектакля.

-8

–Ты состоишь в нескольких организациях волонтерских. Как ты их выбрал?

С Волонтерами Подмосковья наш колледж сотрудничает очень давно. Когда узнал, что у меня там подруга, сразу спросил – Ань, а как к вам записаться? Так и вступил. Потом на одном мероприятии познакомился с Владом Волковым. А когда он в нашем колледже рассказывал о Молодой гвардии, я записался и туда. Если уже был знаком с человеком и видел его деятельность, то спрашивал: как мне присоединиться.

– Для чего вступать в несколько организаций? Ведь ты и так уже был занят.

У меня оставалось свободное время. А я на тот момент хотел, чтобы у меня его совсем не было.

– Почему?

Сложный вопрос. Я человек спонтанных решений. Например, до декабря у меня были волосы по пояс. А потом я подстригся налысо. Хочу снова отрастить, это было ошибочное решение.

После разговора с замом директора не было ощущения, что тебя заставляют быть волонтером?

– Мы просто договорились: есть проблема, надо исправлять. Нас в интернате так воспитывали, что если сделал что-то не так, то подойди и скажи: Я сделал то-то. Скажите, как мне это исправить. Для меня эта ситуация была обыденной и не вызывала возмущения или недовольства. Все мы иногда делаем вещи, за которые бывает стыдно. Надо просто уметь брать на себя ответственность.

Если взять весь твой волонтерский опыт, были ли случаи когда приходилось себя преодолевать? Делать что-то непривычное или сложное?

– Я просто не берусь за то, что не смогу выполнить. Я иду туда, где я точно буду полезен.

В чем ты видишь себя полезным?

– Мне больше нравится быть волонтером-организатором, когда мне дают задачу, а я распределяю ее между волонтёрами. Например: была задача большие доски на колесах подготовить к мероприятию: принести, собрать, потом обратно разложить. И я знаю, что Ваня Михаленко имеет проблемы со спиной. Его я отправлю на столик регистрации, а сам буду с Даней и Игорем носить доски. Я не первый день с волонтёрами в городе знаком. Знаю, кто что может.

Волонтёрству учат? Это же в какой-то степени менеджмент и педагогика, судя по твоему рассказу.

– Все волонтëры Сергиево-Посадского колледжа раз в месяц проходят различные обучающие курсы в разных сферах волонтëрства. Так же часто бываем на форумах. Я сейчас с несколькими студентами нашего колледжа прохожу онлайн обучение на волонтëров инклюзии людей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Но надо уже как-то на дипломе сосредоточиться. А то может показаться, что я в колледже учусь ради волонтерства.

-9

По дороге домой я думала о том, что человек – это невообразимое сочетание факторов и обстоятельств. Любая встреча, разговор дает почву для размышлений. Кто-то посчитает, что для Коли волонтерство – просто способ отвлечься от одиночества или поиск признания окружающих. Я против препарирования человеческой души и таких попыток сделать человеческий вклад не значимым. Ведь все мы пытаемся жить эту жизнь. Для меня всегда похвально, если человек находит способ не зациклиться на себе, берет на себя ответственность за свою жизнь и готов хоть немного облегчить чужую.

Март 2024. Сергиев Посад.