Найти в Дзене

Крутое упражнение на рефлексию для ученика

Оглавление

Всем привет! 🙌

В этой статье хочу поделиться одним из классных упражнений, которые я старательно отбираю для своей "золотой" коллекции. Это упражнение для этапа рефлексии. Можно использовать для учеников любого уровня, а также выполнить его для себя самостоятельно.

Что такое этап рефлексии в структуре урока и зачем он нужен?

Этот этап содержит такие виды учебной активности, которые позволяют собрать обратную связь от учеников. Это может (и должно) касаться различных аспектов учебной деятельности, благодаря таким упражнениям преподаватель может узнать

  • что чувствуют ученики в начале/конце урока, какое у них настроение
  • какой вид учебного материала дается нелегко
  • какие типы заданий нравятся больше/меньше всего
  • насколько хорошо (на их взгляд) ученики поняли ту или иную тему

Это необходимо не только для учителя, но и для ученика, поскольку таким образом он может

  • понять свои цели и задачи
  • понять, что в его деятельности происходит не так, и скорректировать её
  • получить дополнительную мотивацию
  • совершенствовать такие качества, как самостоятельность, конкурентоспособность, предприимчивость

Какими заданиями заполнить этот этап?

Я уверена, что 99% педагогов знакомы с самыми простыми и, я бы даже сказала, примитивными приемами рефлексии:

  • символический: дети оценивают урок с помощью карточек-смайликов, жетонов, жестов, картинок, маскотов и пр.

Например, я на практике сделала такой вариант: повесила на доску два рисунка — солнце и тучку. На столе у меня лежали капли воды и лучи. Перед самым окончанием урока я объяснила детям задачу: они должны оценить урок с точки зрения "нравится/не нравится", "интересно/скучно" и приклеить на доску лучик к солнцу, если всё понравилось, или каплю под тучку, если что-то не понравилось.

Каждый ребёнок после урока подходил к столу, свободно выбирал нужный символ и прикреплял на доску. Получилось очень красиво, мило и занимательно для детей.

Этот способ хорошо подходит для младших школьников.

  • устный: это краткое связное высказывание ребенка, с помощью которого он может выразить своё мнение относительно происходящего на уроке. От возраста ребенка и навыков устной речи зависит то, насколько содержательным будет это высказывание и каких аспектов оно будет касаться

  • и очевидно, письменный: это всевозможные анкеты, таблички (например , "Плюс-минус-интересно") и пр.

Но я писала курсовой проект "Рефлексия в начальных классах как отдельный этап урока" и изучила материал весьма глубоко. По этой теме много сказано и написано, но я сконцентрировалась на поиске небанальных упражнений в немецкоязычном интернете.

Как вы догадались — нашла 😉

Поэтому я сама использую более показательные методы сбора обратной связи и готова поделиться одним из них.

"Дерево знаний"

Это упражнение состоит из двух этапов. Его можно выполнить в качестве промежуточной диагностики или итоговой проверки в конце года.

Шаг 1

Предлагаем ученику заполнить колонку названиями всех лексических и грамматических тем, которые он изучил и может вспомнить.

-2

Шаг 2

Затем ученик вешает все выписанные темы на три "дерева", распределяя их на группы:

  • Ich weiß das gut
  • Ich weiß das normal
  • Ich weiß das schlecht
-3

При этом мы активно поддерживаем беседу, помогаем ученику вспоминать изученный материал, рассуждать о его навыках, любимых и нелюбимых темах.

Шаг 3

На втором этапе предлагаем ученику выбрать одну тему, весящую на третьем дереве: Ich weiß das schlecht. И переходим к созданию кластера.

В середину помещаем наше ключевое понятие (тему) и ставим перед учеником задачу: подписать минимум 7 глаголов, 7 существительных и 5 словосочетаний. Конечно, количество может варьироваться.

-4

Шаг 4

Когда ученик справится с этим заданием, мы можем пойти дальше и предложить ему составить устное высказывание (монолог на тему), используя лексику из кластера.

Таким нескучным образом ученик подводит итоги всему изученному, оценивает свои достижения, обращает особое внимание на темы, которые стоит лучше проработать, и систематизирует "некрепкие" знания по выбранной теме, отрабатывая при этом навык связной речи.

Преподаватель с помощью этого приема получает обратную связь от ученика, выявляет пробелы в знаниях, побуждает ученика к неподготовленной устной речи.

Визуально интересное, задание также увлекательно для выполнения. Ученики будут в восторге от такого формата работы.

У меня это задание представлено на доске Miro, но его можно применяться в электронном виде на любой платформе, а также в печатном формате.

Если было интересно и полезно, оставьте свой комментарий 🙌