Проблема пересчета дизельного топлива заключается в использовании различных единиц измерения для разных целей. Например, при заправке автотранспорта используют литры, так как бензобак рассчитан на объем топлива. При транспортировке партий дизельного топлива масса измеряется в тоннах из-за ограничений по грузоподъемности транспортных средств, и этот пересчет также проводится в бухгалтерских целях.
Можно использовать формулу вооружившись калькулятором
Расчет массы топлива осуществляется по формуле M = V*p, где M - масса, V - объем, а p - плотность.
Можно воспользоваться онлайн калькулятором топлива на нашем сайте
В случае взаиморасчетов между поставщиком нефтепродуктов и оптовым покупателем более целесообразно использовать тонны в качестве единицы измерения. Это связано с физическими свойствами дизельного топлива, такими как изменение объема в зависимости от температуры.
Плотность дизельного топлива не постоянна и зависит от марки топлива и температуры. Согласно ГОСТу 305-2013, максимальные значения плотности для различных марок топлива установлены при температуре окружающей среды 15С.
Изменение температуры влияет на плотность топлива. При изменении температуры на 1oС, плотность меняется пропорционально на 0,7 кг/м3. С увеличением температуры плотность уменьшается. Например, при температуре 15oС плотность дизельного топлива составляет 860 кг/м3, а при 20С - 856,5 кг/м3.
Если рассчитывать массу при постоянном объеме, например, 10000 литров (10 кубометров), то вес партии топлива при температуре 15С будет 8600 кг, а при температуре 20oС - 8565 кг. Однако, такой расчет предполагает условия, исключающие изменение объема из-за температурных изменений, что в реальности невозможно из-за физических законов.
Масса топлива остается постоянной независимо от температуры окружающей среды и марки топлива. Если в бензовозе на нефтебазе налито 8600 кг дизельного топлива при 15oС (10 м3), то при повышении температуры до 20oС покупателю приедет 8,6 тонн, но объем партии составит 10,04 кубометра, что на 40 литров больше.